Сценарий работы площадки Управление качеством образования в ОО
методическая разработка на тему

Трегубова Вера Вячеславовна

В ходе теоретического осмысления проблемы повышения качества образования в ОО выдвигается гипотеза, требующая проверки в ходе практической деятельности по управлению качеством образования в ОО на основе проектирования. Участники площадки, работая в группах, доказывают в процессе работы, что проектирование в ОО и реализация структурно-функциональной модели управления качеством образования способствует повышению уровня эффективности управления и качества образования в целом, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Данный материал можно использовать: на педагогическом совете для всех участников образовательных отношений; для администраторов ОО, с целью отработки практических умений в интерактивной форме; для педагогов во время проведения районных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

РАБОТА ПЛОЩАДКИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Примерные модели для работы групп:

1.Дождинки, узоры, росток, солнышко, лучики, карточки: семья, работа, общественная деятельность, образование;

2. дерево с корнями, плодами и листьями;

3. дом с фундаментом (разрезать на пазлы);

4. сова –выпускник и стрелочки разного цвета (условия, функции);

5. пазлы с человечками (вокруг пазла – условия, в пазле - функции).

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с надписями для деления на группы – 100 штук; листы формата А3 – 20 штук; таблички на столы (родители, педагоги, администрация ОО, обучающиеся) – 4 штуки; маркеры, фломастеры для 4-х групп; картинки для рефлексии начертание дома с надписью «Управление качеством образования ОО» – кирпичи и мастерок, техника для сноса, проектировочное бюро; памятки, брошюры.

На входе всем участникам раздаются поочередно карточки для деления на группы: (на столах одноименные таблички, участники рассаживаются в соответствии с полученной карточкой).

Время проведения площадки 20 минут.

В ходе теоретического осмысления проблемы повышения качества образования в ОО выдвигается гипотеза, требующая проверки в ходе практической деятельности по управлению качеством образования в ОО на основе проектирования. Участники площадки, работая в группах, доказывают в процессе работы, что проектирование в ОО и реализация структурно-функциональной модели управления качеством образования способствует повышению уровня эффективности управления и качества образования в целом, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Данный материал можно использовать: на педагогическом совете для всех участников образовательных отношений; для администраторов ОО, с целью отработки практических умений в интерактивной форме; для педагогов во время проведения районных мероприятий. Для увеличения времени до 40 минут необходимо организовать самостоятельную разработку участниками модели выпускника.

РОДИТЕЛЬ

ПЕДАГОГИ

АДМИНИСТРАТОРЫ

УЧЕНИК

  1вед: В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. 

2 вед: В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.    

1вед:  Говоря о качестве образования, имеется  в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

       2 вед: Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучающего. 

1вед: В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы.

2 вед: Управление качеством образования в школе - процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинг– система отслеживания изменений в развитии; регулирование и анализ результатов. 

1вед: Результатами  изысканий школ становятся программы развития,  основные образовательные программы, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством образования в условиях реализации ФГОС.

2 вед: Проектирование это некая модель решения проблемы, а проблема наша звучит следующим образом: «Что необходимо предпринять участникам образовательных отношений школы для совершенствования  управления качеством образования в условиях реализации ФГОС?». 

 1вед: Решение данной проблемы составляет цель нашей сегодняшней деятельности: разработать модель управления качеством образования в условиях реализации в школе ФГОС.

Объект сегодняшнего исследования станет  система  управления образовательным учреждением.

Предмет исследования – управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить проблемы в качестве образования.
  2. Определить основные направления совершенствования системы управления качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС.
  3. Разработать и обосновать модель, обеспечивающую эффективное совершенствование управления качеством образования в условиях реализации ФГОС.

2 вед: Гипотеза нашего проектировочного исследования: эффективность управления качеством образования в школе  повысится, если деятельность  субъектов ВОП школы по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанного проекта.

1вед: Для организации деятельности мы разделили вас на четыре группы – участников образовательных отношений: администрация школы, педагоги школы, обучающиеся  и родители.

Модель системы управления качеством (НА ДОСКЕ)

Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков

http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Формирование социального заказа
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Определение миссии школы
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Выбор типа управления (на процесс или на результат)
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Определение параметров оценки результатов образования
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Диагностика личности обучающихся
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Прогнозирование результатов образования обучающихся
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif
Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями
http://festival.1september.ru/articles/510804/img1.gif

1вед: Каждая группа сегодня будет создавать свою систему управления качеством образования в виде проекта.

2 вед: Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач: (ПАМЯТКИ на слайде, на столах)

- определение и концептуализацию целей в области качества образования;

- выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;

- установление базового комплекса процессов как открытой модели;

- разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих

функционирование и развитие образовательного учреждения;

- осуществление документального оформления системы менеджмента качества;

- осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.

1вед: Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает.

2 вед: Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования модели управления качеством должно стать (НА ДОСКЕ И НА КАРТОЧКАХ НА ПАРТАХ) построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Между тем, необходимо помнить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс.

1вед: Кто подскажет, чем мы будем заниматься? (Мы будет строить модель выпускника ОО с учетом направлений развития качества образования)

2 вед: Основные направления развития качества образования (на доске примерная структура модели)

УСЛОВИЯ       УСЛОВИЯ       УСЛОВИЯ    УСЛОВИЯ    УСЛОВИЯ    УСЛОВИЯ,

создаваемые участниками ВОП    

выпускник

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                          СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      

Трудовые функции Трудовые функции  Трудовые функции  Трудовые функции

Первое, на дождинках педагоги, на лучиках родители, на узорах администраторы (корнях, фундаменте) напишите необходимые условия, влияющие на человека, которые должны создать субъекты ВОП (образовательные для группы педагогов, социальные для группы родителей, личностные для группы обучающихся, государственные и экономические для группы администрации)? Педагоги пишут, какие условия они должны создать для повышения качества образования, администраторы свои условия, родители и обучающиеся свои.

1вед: В каких сферах должен реализоваться выпускник ОО? (Семья, работа, общественная деятельность, образование). Напишите на соответствующих листочках (2 вед. Раздает листочки) Какие функции должен выполнять выпускник в каждой из этих сфер?

  1 вед: Работа по управлению качеством образования в школе должна строиться на анализе, координации и коррекции учебно-воспитательного процесса.

Качество - это категория еще и нравственная. Управление качеством в школе начинается с учительских кадров и заканчивается ими.

        2 вед: В составляющие управления качеством образования в условиях реализации в школе ФГОС входит критерии и показатели представленные НА СЛАЙДЕ и в ваших БРОШЮРАХ.

Критерии и показатели эффективности управления качеством образования в школе на основе реализации системно - деятельностного подхода в образовательном процессе при реализации ФГОС.

Критерии

Показатели

БЛОК 1: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Стратегическое планирование

качества образования

- определена политика и стратегия в области развития качества образования в ОУ;

- наличие чётко сформулированной системы целей, задач, концепции развития ОУ;

- разработана философия качества образования в ОУ;

- ориентация на запросы всех заинтересованных сторон;

- установлены требования к достижению качества образования.

Управление

качеством образования

- определены требования к выпускнику всех ступеней обучения и профессиональной компетентности педагогов;

- спроектированы социально-педагогические условия повышения качества образования;

- разработана система мониторинговых исследований для общего управления качества образования;

- результаты инновационной деятельности, направленной на повышение качества образования;

- используется «технологическая цепочка» постоянного совершенствования образовательного процесса.

Доступность качества

образования

- доступность образования вообще (отсев, количество школьников, не получивших основного общего образования);

- наличие вариативности образовательных программ для разных групп школьников, полнота удовлетворенности образовательных запросов;

- завершённость и преемственность реализуемых программ;

- наличие доступного, дополнительного образования детей;

-вариативность содержания образования по запросу и выбору учащихся.

Потенциал образовательной

системы

- уровень профессиональной компетентности педагогических работников;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса, наличие новых инфраструктурных элементов за

текущий период;

- вовлеченность в инновационную деятельность педагогического коллектива;

- взаимодействие с социальными партнерами;

- позитивная динамика уровня обученности учащихся по промежуточному и итоговому контролю.

БЛОК 2: УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Качество преподавательского

состава

- доля учителей с высшим образованием, среди них работающих не по профильному образованию;

- категориальный уровень педагогических кадров;

- доля прошедших переподготовку и повышение квалификации в прошедшем году;

- обобщение и распространение опыта работы (мастер-класс, открытые уроки и др.) на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском,

международном  уровне;

- количество публикаций педагогов.

Качество

информационного  и

учебно-методического

обеспечения

- количество единиц компьютерной техники в расчете на 1 учащегося;

-доля уроков, проведенных с  использованием ИКТ на основе рабочей программы учителя;

- доля учащихся, использующих ИКТ в учебной деятельности по предметам;

- обеспеченность цифровыми образовательными ресурсами;

- обеспеченность учебниками, соответствие перечню утвержденного государственному перечню и году издания.

Качество технологий обучения

- общее количество современных педагогических технологий используемых педагогами на уроках;

- уровень владения педагогами современными  образовательными технологиями;

- доля педагогов, прошедших подготовку в области современных образовательных технологий;

- использование в процессе обучения элементов дистанционного обучения;

- адекватное оценивание учебных достижений учащихся.

Методическое сопровождение

инновационной работы

- выпуск методических пособий, рекомендаций по реализации системно - деятельностного подхода в образовательном процессе школы;

- проведение обучающих семинаров, мастер-классов, педагогических советов, производственных собраний повышающих уровень профессиональной

компетентности педагогов в области реализации системно -деятельностного подхода в образовании;

- доля учителей реализующих системно – деятельностный подход в урочной деятельности;

- нормативно - методическое сопровождение реализации системно - деятельностного подхода в образовательном процессе школы;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта реализации системно - деятельностного подхода  в

образовательном  процессе  школы.

БЛОК 3: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ

Качество образовательного

процесса

- качество результатов обучения по основным предметам в начальных, средних и старших классах, положительная

динамика качества результатов обучения;

- уровень сформированности ключевых компетенций учащихся;

- увеличение количества учащихся принимающих участие, победителей в предметных олимпиадах и других конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международных уровней.

- оценка посещенных уроков администрацией школы;

- полнота и качество выполнения планов и программ.

Качество воспитательного

процесса

- отсутствие правонарушений, отсутствие учащихся, находящихся на учёте в отделе по делам несовершеннолетних;

- отсутствие учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины;

- вовлеченность учащихся в общественную и социально-проектировочную деятельность;

- уровень воспитанности,  социализированности учащихся;

- включенность обучающихся в ученическое самоуправление.

Здоровьесбережение учащихся

- рейтинг ценностей здорового образа жизни;

- создание здоровьесберегающей образовательной среды, доля учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях;

- отсутствие травматизма учащихся в ходе ОП;

- показатели физического развития;

- динамика сохранности и развития здоровья учащихся.

1вед: В ходе теоретического осмысления проблемы нами была выдвинута гипотеза, требующая проверки в ходе практической деятельности реализации ФГОС.

Целью опытно-поисковой работы стала проверка выдвинутой гипотезы: эффективность управления качеством образования в школе  повысится, если деятельность  субъектов ВОП по управлению качеством образования будет осуществляться на основе специально разработанного проекта.

Планируемые в ходе работы результаты достигнуты:

- раскрыты основные показатели эффективности управления качеством образования в школе;

- разработаны модели управления качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС.

2 вед: 

 Рефлексия: Таким образом, в процессе работы нами установлено, что реализация структурно-функциональной модели управления качеством образования должна способствовать повышению уровня эффективности управления, что в целом подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Но это наше мнение, хотелось бы увидеть ваше. Итак, если и вы считаете, что разработка проекта в ОО всеми субъектами будет эффективным инструментом повышения качества образования, возьмите картинку, с изображением инструментов для строительства здания (КИРПИЧИ И МАСТЕРОК); если вы считаете, что проекта недостаточно, надо подумать и необходимы еще какие-то инструменты, выберите картинку с изображением ПРОЕКТИРОВОЧНОГО БЮРО; если вы считаете, что уже ничего не поможет исправить сложившуюся ситуацию с качеством образования в школе, выберите картинку с изображением ТЕХНИКИ ДЛЯ СНОСА ЗДАНИЯ АВТОКРАН С ГИРЕЙ.

Функции идеального выпускника:

 семьянина – чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи; участвует в ведении домашнего хозяйства, во все возрастающем объеме обслуживает себя; рассматривает семью как одну из высших человеческих ценностей; сознательно готовит себя к созданию собственной семьи и воспитанию своих детей в духе профессиональных традиций и идеалов своего народа; хранит память о предках, стремится быть похожим на них;

      ученика — умеет и любит учиться; в совершенстве владеет родным языком; хорошо и много читает; понимает, что учиться придется всю жизнь и поэтому овладевает приемами самообразования; уважительно относится к своим учителям; стремится получить среднее и высшее образование; овладевает диалектической логикой, культурой мышления;

      труженика – видит в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России; овладевает разными профессиями, повышает квалификацию, оттачивает мастерство; участвует в техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве; дисциплинирован, умелый организатор, умеет работать в коллективе, оказывает помощь товарищам, участвует в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах и благоустройстве микрорайона; стремится к рационализации труда и повышению технологической культуры; инициативен и предприимчив, постоянно пополняет экономические знания; овладевает навыками работы с компьютером; 
      гражданина – патриот, интернационалист, гуманист, борец за процветающую демократическую Россию; знает и соблюдает законы и правила общежития; активно участвует в школьном самоуправлении, в общественно-политической жизни страны; бережет природу, личное и общественное имущество; терпим к инакомыслию; хорошо знает историю России и родного края; повышает свою политическую и общую культуру;

      ценителя и творца прекрасного – хорошо знает фольклор и достижения художественного творчества; создает и пополняет личную библиотеку; вырабатывает у себя потребность общения с прекрасным; овладевает основами мировой культуры, хорошо разбирается в искусстве; хорошо рисует; разбирается в классической и современной музыке; посещает театры и музеи, сочетает туризм с краеведением; 
      приверженца здорового образа жизни – заботится о своей безопасности и безопасности окружающих людей; привычно соблюдает правила дорожного движения, техники безопасности, а также пользования бытовыми приборами; сознательно относится к своему здоровью и здоровью близких людей как к главному богатству; опрятен, соблюдает правила личной гигиены; воздержан в пище; занимается закаливанием и физическими упражнениями; вырабатывает у себя сопротивление вредным привычкам, умеет оказать первую помощь пострадавшему. 
      Указанные параметры удачно связывают проектируемую личность с началами этнопедагогики, с русскими семейными традициями, с патриархальным укладом жизни, но, на наш взгляд, в связи с высоким и объемным уровнем требований, предъявляемых к выпускнику школы, перспектива достижения данного образа мало вероятна.

      Концепция ролевого предназначения человека весьма перспективна, поскольку стремится воплотить идеал формирования личности гражданина, будущего труженика, представителя династического рода, семьянина, общественного деятеля, продолжателя лучших традиций своего народа и Отечества, сторонника здорового образа жизни, ценителя прекрасного в окружающем мире.

Приложения

Родитель

Педагог

Администратор

Ученик


      
      
     
9121124614025ee638220c1a0449860ef0e554f6f_b

http://static9.depositphotos.com/1032712/1095/i/450/depositphotos_10954650-Trowel-and-bricks-work-place.jpg 

      



Предварительный просмотр:

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\капля 1.jpgF:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\капля 1.jpgF:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\капля 1.jpg

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\ветер 9418719.png

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\облако.pngF:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\облако.png

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\радуга.png

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\Росток.jpg

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\солнышко.jpg



Предварительный просмотр:

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\совенок 111.jpg

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\стрелкиounded-arrow-clipart-8.pngF:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\стрелкиounded-arrow-clipart-8.png

+

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\стрелки.png

F:\ЕМД 2018\МАТЕРИАЛЫ\стрелки.png



Предварительный просмотр:

http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/2012/08/raskraski-yabloki-22.gif

http://uhlib.ru/hobbi_i_remesla/dekorativnye_cvety_iz_tkani_bumagi_kozhi_prakticheskoe_rukovodstvo/i_114.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксиро...

Мониторинг - как средство управления качеством образования.

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...

Управление качеством образования в начальной школе. Из опыта работы ШМО начальных классов.

Качество образования, управление качеством образования, начальная школа, доклад...

Методическая работа, как механизм управления качеством образования.

Анализ системы управления качеством образования в сельской школе...