Статья. "Мониторинг как средствор управления качеством образования в школе".
статья по теме

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мониторинг как средство управления качеством образования в  

                                    начальной школе».

     Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейшей трудовой деятельности. Новые ФГОС, разработанные для начальной школы, нацелены на повышение качества образовательных услуг и создание условий для развития необходимых навыков обучающихся.

На современном этапе модернизация образования в России тесно связана с интенсивным поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения и воспитания учащихся.

Необходимость создания комплексной системы управления качеством образовательного процесса и важность ее функционирования в каждой школе сегодня очевидна как для управленцев, так и для учителей.

В педагогической практике разработаны и описаны принципы создания системы управления качеством образования на уровне образовательного учреждения (Г. А. Бордовский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, В. П. Симонов, Ю. А. Конаржевский, В. В. Гузеев, В. П. Панасюк, М. М. Поташник и др.).

Модель управления качеством образования можно представить как систему задач, обеспечивающую качественные изменения в образовании, позволяющие достичь новых образовательных результатов, соответствующих современным социальным требованиям.

Важным фактором в управлении образовательным процессом в школе остается контроль – ведущая функция управления, призванный исполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Наряду с различными формами, методами, видами контроля в начальной школе разрабатывается школьная модель мониторинга, которая направлена на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения: образовательной среды; образовательных технологий; результатов образовательного процесса.

Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

В МАОУ «СОШ №33» с углубленным изучением отдельных предметов разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.

Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования. Задачи мониторинга: - сбор информации; - обработка, корректировка и ввод информации в базы данных; - осуществление первичного анализа информации; - создание прогнозов, аналитических материалов, докладов; - совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Мониторинг ведется по 2 уровням - индивидуальный, персональный и внутришкольный.

Индивидуальный или персональный – осуществляется учителем, (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся индивидуальные карты развития (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по предмету.

Дидактический мониторинг – отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний). Воспитательный – отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума. Психолого- педагогический – отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляется совместно с психологом. Мониторинг помогает в работе с родителями, педагог дает рекомендации родителям на основе мониторинга.

Внутришкольный мониторинг осуществляется администрацией школы.

Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку и математике:

- входной – с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;

- промежуточный – с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;

- итоговый – с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.

Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам. При этом мониторинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся: - уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год; - уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.

Мониторинг уровня подготовки учащихся призван снабдить объективной, достоверной, надежной и развернутой информацией, описывающей достижения учащихся в интересующих органы управления образовательных учреждениях. Эта информация должна обеспечить новый уровень принятия управленческих решений.

Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся 4 «Г» класса

МАОУ «СОШ № 33» с углубленным изучением отдельных предметов по дисциплинам

Предмет

2010 – 2011

учебный год

Успеваемость

Качество

знаний

Математика

100%

75%

Русский язык

100%

71%

Чтение

100%

90%

Диаграмма  наглядно показывает динамику качества знаний учащихся, и при наличии резкого снижения, дают возможность вовремя проанализировать положение дел, принять конкретные меры и выправить ситуацию.

Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мелких второстепенных деталях также не способствует принятию правильных решений. Динамика результатов обучения положительная. Динамика результативности обучения на «4» и «5» достаточно стабильная.

Методическая литература:

1. Подковко Е.Н. Научно-педагогические основы мониторинга качества обучения. // Гуманитарные научные исследования. – Май, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru

2. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе

Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...

Проектирование модели управления качеством образования в начальной школе

В статье представлен опыт работы школы по проектированию модели управления качеством образования....

Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...

Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС

В данном разделе опубликован материал  "Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС"...

Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе

Программа мониторинга уровнясформированности УУД в начальной школе...

Управление качеством образования в начальной школе. Из опыта работы ШМО начальных классов.

Качество образования, управление качеством образования, начальная школа, доклад...