Статья "Формирование у младших школьников умения сопоставлять и сравнивать персонажей эпических произведений"
статья на тему
Статья по литературному чтению на тему "Формирование у младших школьников умения сопоставлять и сравнивать персонажей эпических произведений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_mladshih_shkolnikov_umeniya_.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников умения сопоставлять и сравнивать персонажей эпического произведения.
Художественная литература играет большую роль в нравственном, эстетическом воспитании школьников, она влияет на формирование личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе положения, согласно которым литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности. Значимость литературы в том, что, читая ее, расширяются знания детей об окружающей действительности, формируются элементы мировоззрения, положительные нравственные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний и т. п.
Читая статьи, рассказы, стихи, школьники получают ответы на вопросы: в чем величие человека? Каким должен быть человек? Чтение и анализ произведений является для учащихся активной познавательной деятельностью, в процессе которой ребенок не только познает окружающий мир, но и сам себя, свои обязанности перед другими людьми. Известно, что в процессе воспитания решающее воздействие на ребенка имеет не сухое морализование, а конкретная жизненная ситуация. Художественное произведение потому и оказывает сильное влияние на школьников, что автор своим сюжетом как бы включает их в активную деятельность и пробуждает желание принять участие в событиях, встать на сторону одного из действующих лиц (группы людей, класса и т. п.). Поэтому очень важно научить детей умению сравнивать и сопоставлять персонажей произведений, чтобы они понимали сущности характеров персонажей, определяли хорошие, положительные качества героев, брали пример с них.
Работа над персонажем – это возможность для общения учителя со своими учениками, для формирования их оценочных суждений, мировоззренческих взглядов.
В центре эпического произведения чаще всего находится человек во всей сложности его отношений с обществом и природой. В эпическом произведение образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития сюжетной линии произведения образ раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими. Но самое главное – это поступки героя, ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его поступкам. Размышления над поступками героев, их причинами и последствиями, их взаимоотношениями, осмысление идеи автора, присоединение понятного и эмоционально принятого к своим личным представлениям – это и есть главный результат читательской деятельности.
При проведении анализа эпического произведения учитель центральное место отводит раскрытию мотивов поведения действующих лиц и авторского отношения к изображаемому.
Анализ персонажей должен по возможности выливаться в непринужденную беседу, в которой незримо присутствуют автор и его герои. Естественно, что беседа сочетается с чтением текста.
Формирование умения сопоставлять и сравнивать персонажей эпического произведения происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- анализ персонажей должен по возможности выливаться в непринужденную беседу, в которой незримо присутствуют автор и его герои;
- беседа сочетается с чтением текста;
- на уроке должны проводится творческие задания.
Двигателем сюжета всегда является герой, именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Герои произведения всегда привлекают внимание младших школьников, однако дети относятся к литературному персонажу, как к живому человеку. Младшие школьники встают на позицию героя, «содействуют» с ним, испытывают те же чувства, что и персонаж произведения, судят об изображаемых событиях с точки зрения героя. Целостное восприятие персонажа предполагает, что читатель сопереживает с героем, размышляет о мотивах, обстоятельствах его поступков, следует за развитием образа, видит авторское отношение к герою, соотносит свою и авторскую оценки. Персонаж в эпическом произведении – одно из важных средств выражения художественной идеи.
Персонажи в произведении составляют завершенную систему. Они как-то соотнесены, «сцеплены» между собой не только ходом изображаемых событий, но и логикой художественного мышления писателя. Система персонажей раскрывает содержание произведений.
Этапность работы над образом-персонажем определяется с учетом психологических основ процесса восприятия эпического произведения младшими школьниками. От эмоционального, часто не мотивированного восприятия образа (I этап) учащиеся переходят к конкретизации своего первоначального целостного восприятия (II этап) и, наконец, - к обобщенному мотивационно-оценочному суждению (III этап). На заключительном этапе работы учащиеся обобщают подобранный конкретный материал, составляют рассказ о герое. Так создается целостное представление о действующих лицах произведения, но это представление более высокой степени и качественно иное, чем было на первом этапе;
Задачи работы над персонажем в начальных классах сводится к следующему:
а) научить читать и понимать художественные произведения;
б) путем глубокого и всестороннего восприятия смысла жизненных фактов, событий, поступков персонажей, картин родной природы, изображенных в произведении, способствовать нравственно-эстетическому воспитанию, формированию у детей основ мировоззрения;
в) воспитывать способности эмоционального отклика на читаемое произведение, чуткость и внимание к красоте, яркости, выразительности словесных образов;
г) развивать воссоздающее воображение, умение «увидеть» то, о чем говорится в произведении;
д) прививать интерес и способность к передаче впечатлений о прочитанном, выражать свое отношение к поступкам персонажей, развивать эстетическое восприятие художественного произведения.
Для проведения сопоставления и сравнения персонажей, прежде всего, должна определяться система образов произведения, составляться его «структурная схема», которая поможет увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях, нарисовать схему образов персонажей, составить таблицу характерных черт главных героев.
Данная методика помогла младшим школьникам глубже проникнуть в произведение, помогла понять персонажей, вызвала сочувствие героям, стала средством выражения собственного отношения к прочитанному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»
Презентация опыта работы по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»
Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...
Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ " Авторы : Зеленчук Дарья Валерьевна. Черкасов Валерий Анатольевич
laquo;Понимание предполагает художественную образованность публики» https://elibrary.ru/item.asp?id=35383551...