ПК 4.3 Технологии обучения
материал по теме
Анализ заседания МО, технологии обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_zasedaniya_mo.docx | 26.63 КБ |
tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt | 1.64 МБ |
tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 32.15 КБ |
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.ppt | 970.5 КБ |
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 28.68 КБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.pptx | 202.26 КБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya_0_1_0_1.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов
«Планирование и организация методической работы учителей на 2017-2018 учебный год»
Во время подготовки к заседанию были распределены темы выступлений. На заседании присутствовало 21 человек.
На заседании МО была заслушана актуальная тема на сегодняшний день «Планирование и организация методической работы учителей на 2017-2018 учебный год». Были расмотрены следующие вопросы:
1.Анализ работы методического объединения учителей за 2016- 2017 учебный год.
2.Обсуждение и утверждение плана МО на 2016-2017 учебный год.
3.Изучение методического письма.
4.Рассмотрение и утверждение рабочих программ, календарно- тематических планов по предметам.
5.Рассмотрение учебной нагрузки и УМК.
6.Аттестация в 2017-2018 учебном году. Уточнение списка учителей, подавших заявление на повышение квалификационного разряда, курсы повышения квалификации.
7.Определение и утверждение тем по самообразованию.
8.Участие в олимпиаде «Шаг в будущее», в предметных олимпиадах для учащихся 4 класса.
На заседании МО выслушали: по первому и второму вопросу заслушали Кузнецову Е.В. Она проанализировала работу МО за прошлый год и предложила новый план работы на 2017- 2018 учебный год. По третьему вопросу слушали Евстифееву Н.А. Она представила тезисы из методического письма. По четвертому, пятому, шестому вопросу заслушали Берсеневу Е.М. По седьмому, восьмому вопросу заслушали Кузнецову Е.В.
Руководитель МО, педагоги внимательно слушали выступления своих коллег. Вносили коррективы. Задавали вопросы.
Содержание заседания МО соответствует поставленным целям и достигнутым результатам. Работу за 2016-2017 учебный год признали удовлетворительной. Был утвержден план на 2017-2018 учебный год. Утверждено использование методического письма для корректировки рабочих программ. Утвердили рабочую программу и календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год. Утверждена учебная нагрузка на 2017-2018 учебный год. Уточнили перспективные списки аттестации на срок до 2020 года. Утверждены темы по самообразованию. Определили участников олимпиады «Шаг в будущее», предметных олимпиадах учащихся 4 классов по математике, русскому языку, окружающему миру.
На заседании МО мне больше всего понравилось активность, в обсуждение вопросов принимали участие все участники МО.
На заседании были рассмотрены все запланированные вопросы, по каждому вопросу было найдено решение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер 20.05.18
Что же такое критическое мышление? Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить Критическое мышление стремится к убедительной аргументации Критическое мышление есть мышление социальное
Задачи: помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития; вызвать их мотивацию; научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Основные направления Теоретическое изучение основ технологии Использование моделей уроков в учебно-воспитательном процессе Распространение накопленного педагогического опыта
Оценка самочувствия, активности, настроения У 84% учащихся улучшалось самочувствие, у 93% - поднималось настроение, у 80%- повышалась работоспособность, у 94% - росла увлеченность, 85% учащихся чувствовали себя отдохнувшими. Отмечались такие характеристики, как внимательность (94%), бодрость (93%), оптимистичность (79%), расслабленность (70%).
Роль учителя в ТКМ : направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Основа ТКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
Структура урока в технологии РКМЧП 1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний
Структура урока в технологии РКМЧП 2 этап Осмысление Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы
Структура урока в технологии РКМЧП 3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн
Приемы технологии РКМЧП Верные, неверные высказывания Игра «Верите ли вы?» Дерево предсказаний Корзина идей Кластер Инсерт Таблица ЗХУ Толстые и тонкие вопросы Зигзаг Синквейн
20.05.18
Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам 2. Каждый ученик записывает все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). 3. Обмен информацией в парах или группах. (не более 3 минут) У ченики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию А Б В Г Д Е Ж З 1 2 5 4
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
20.05.18
Кластеры (гроздья)
«Кластер» Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводит звуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес
Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ , обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Прием «Фишбоун-рыба» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления
(«Верите ли вы, что …»)
УМК «ПНШ», 3 класс окружающий мир «Почва»
(«Корзина идей»)
УМК «ПНШ», 3 класс окружающий мир «Почва»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … ν … земля ν … растительная земля ν … вещество ν … суша, а не вода ν … место обитания, дом животных - Так что же такое почва? Давайте сделаем вывод? | Высказывают свои предположения - земля - вещество и т.д. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности.»
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.» Китайская пословица
Обеспечить творческую деятельность при введении и восприятии нового знания. Задача проблемного обучения
Столкнуть два противоречия (фактора) Столкнуть мнения учеников (предлагаются практические задания или вопрос на новый материал) Самый сложный – противоречия жизненного опыта ребёнка и научных фактов. Приёмы технологии
Простой – даётся задание, на новый материал, невыполнимое вообще. Даётся задание, с которым ученики ещё не сталкивались. Самый сложный : 1 шаг – учитель даёт практическое задание похожее на предыдущее; 2 шаг – учитель, аргументируя, доказывает, что задание не выполнено. Приёмы технологии
Порождение проблемной ситуации ( в науке или в процессе обучения). Определённая готовность и определённый интерес к поиску решения. Возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска. Признаками проблемы являются:
Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошёл смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах. Требования к проблеме:
Посильность выдвигаемой проблемы . Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придётся затратить слишком много времени или решать её самому учителю. Требования к проблеме:
Формулировка должна заинтересовать учащихся. Развлекательность нередко способствует успеху решения проблемы Требования к проблеме:
Естественность постановки проблемы. Если учащихся предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному. Требования к проблеме:
исследовательский метод эвристический метод метод проблемного обучения К методам проблемного обучения относятся:
Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий. Ученики подготовлены к проблемному изучению темы. Условия применения проблемного обучения:
Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательский умений, творческого подхода к делу. У учителя есть время для проблемного изучения темы. Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения. Условия применения проблемного обучения:
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
(побуждающий от проблемы диалог)
УМК «Школа России» 3 класс русский язык. «Связь имен прилагательных с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Ребята, как вы думаете, мы уже все знаем об имени прилагательном? -Тогда, я предлагаю поработать в парах. -У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. - Цифрами указан № вопроса. -Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? -Какие? Почему? Значит, мы с вами еще не все знаем об имени прилагательном. | Да. Выполняют задание. Да. 4 и 5. Мы не это еще не изучали. |
Поиск решения. Выдвижение гипотез
2 класс. Скобки, как средство обозначения порядка действий. («Школа России»)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Как обозначить в записи порядок действий? Предложите свои варианты. -В математике для того, чтобы выделить действие, которое нужно выполнить первым, используют скобки. Теперь эти выражения будут отличаться. Чем? (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4) – Сформулируйте правило выполнения действий в выражениях со скобками. | Предлагают варианты. Сначала выполняют действия в скобках, а потом остальные по порядку. (Проблема решена). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Технология продуктивного чтения
* формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Цель технологии:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. Задачи:
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Задачи:
Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
Определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста. Выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. I этап. Работа с текстом до чтения Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
1) Первичного чтения текста - самостоятельное чтение детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя). 2) Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств. 3) Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. ( приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.) II этап. Работа с текстом во время чтения
4 ) Обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. 5) Выразительное чтение. II этап. Работа с текстом во время чтения
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Что такое диалог с автором?
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
После первичного чтения «про себя» задаю вопросы: - Что вас удивило? Что было самым интересным? При повторном чтении вслух – учитель ведёт диалог с автором. Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально.
Дети овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Главное здесь, не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Приём комментированного чтения
Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию . Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. (выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.) И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.) III этап. Работа с текстом после чтения
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). III этап. Работа с текстом после чтения
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)» . Они должны опираться на какую-либо сферу читательской деятельности. В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму . Творческих заданий для третьего этапа
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Вывод:
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения На уроке литературного чтения во 2 классе по теме: В.Вересаев «Братишка» (программа: Школа 2100) | ||
Этап урока | Время | Деятельность учителя |
Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный : беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Первичное чтение. Ознакомление с текстом. Словесный : беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. | 20 мин | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. - Для этого откройте учебник на стр. 161. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. - Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? - Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране. - Значение, каких слов вам не понятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? - Где мы можем найти значение этого слова? - Предположите, о чем будет текст? - Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были ваши предположения. Работа с текстом во время чтения. - Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? - Прочитаем первую часть рассказа. Где происходят события? - Познакомились ли мы с героями? - Какие вопросы у вас возникли после чтения первой части? - Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? - Встретились ли вам слова, значение которых вам были непонятны? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) - Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем вторую часть. - Что мы узнали нового о наших героях? (что они были братьями и хотели пить.) - Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? - Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. - Давайте прочитаем третью часть рассказа. - Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? (Да, получили. воробей боялся подлететь к кадушке с водой.) - Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? - Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. - Прочитайте четвертую часть. Что произошло с младшим братом? -Сразу ли он попил воды? ( нет, он не сразу попил воды.) Почему? (Он боялся.) Добился ли старший брат своего? (брат добился своего, они попили и оба улетели.) - Есть ли у вас в этой части сложные слова, значение которых вам были непонятны? Давайте объясним их значение. Работа с текстом после чтения. - Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? - Ожидали ли вы такого развития действия? (нет, не ожидали) - Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? - Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? (Они были красивыми с ярко – желтыми пазухами по краям клювов.) Почему он решил написать о них? - Что вы скажете о старшем воробье? Какой он? - А какой его братишка? Как относится писатель к живой природе? - Это были ваши предположения относительно позиции автора. - А как вы относитесь к природе? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....