Мастер-класс «Совершенствование работы с текстом в начальных классах»
учебно-методический материал
Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему. На разных этапах урока мы используем разные приемы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Совершенствование работы с текстом в начальных классах» | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Совершенствование работы с текстом в начальных классах»
Ход мастер-класса
Методические темы наших педагогических лабораторий направляли нас (учителей нач. кл.) на совершенствование работы с текстом.
слайд 1 - как точно выразился академик Лев Дмитриевич Кудрявцев: «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
слайд 2 ТО тема нашего мастер-класса сформулировалась сама собой:
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
- Информационный блок.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В практике мы сталкиваемся со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.
Слайд 3
Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему. На разных этапах урока мы используем разные приемы:
Вызов: Осмысление: Рефлексия:
Слайды с приемами (4-10) – пролистать, назвать
Все эти приемы мы используем на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других.
Практическая часть мастер-класса
Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель.
Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:
Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время)
Какие единицы времени вы знаете?
Слайд 11 : Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 11 декабря, четверг, зима, 2014 год, ХХI век, ___ часов.
Молодцы! Вы очень способные дети. И я с удовольствием поиграю с вами в игру «Верю – не верю». Предлагаю поработать в парах. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны со мной – ставьте плюс, нет – минус. Возьмите карточки. Когда пара будет готова, соедините руки над головой «домиком».
1.Верите ли вы, что в сутках 24 часа?
2.Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?
3.Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени?
4.Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз?
5. Верите ли вы, что 19+23 = 18?
6.Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?
7. Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?
Отложите пока ваши карточки. Перед вами текст. Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени? Приготовьте «Бортовые журналы». Читая текст, делайте пометки в «Бортовом журнале». слайд 12.
Посмотрите на таблицу в «Бортовом журнале». Знаком плюс отмечены вопросы, по которым ваши знания увеличились. Молодцы! А теперь пришло время вернуться к игре «Верю – не верю», проверить свои результаты и посмотреть, что нового вы узнали, работая с текстом.
1.В сутках 24 часа …. Ставим плюс
2.От начала нашей эры не прошло и миллиона дней + Оказывается, 2014лет это 734056 дней, что меньше миллиона.
3. Олимпиада - это единица времени … Ставим плюс
4. Человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз, если брать за единицу времени древнегреческую олимпиаду. +
5. Это равенство 19+23 = 18 верное, если выполнять сложение «на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов
6. В 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов. Расстояние составляет 9000 км.
7. В 83 года и 4 месяца отмечают юбилей, потому что это 1000 месяцев. Круглая даты, значит юбилей.
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого все ответы правильные. Молодцы! Все хорошо поработали!
В начале нашего занятия вы ответили на мои вопросы:
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
Поднимите руки, кто полностью с этим согласен.
А теперь оцените свою деятельность на занятии. Напишите письмо самому себе, состоящее из 3-4 предложений. Как вы поработали сегодня, что получилось, в чем были затруднения. Начните со слова «Привет!», закончите пожеланиями себе.
________________, прочтите нам, пожалуйста, свое письмо. Может, еще кто-то желает? Спасибо!
Слайд 12.
Сегодня мы на практике убедились, что «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
Спасибо всем за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.
Текст «Время» для урока математики
Что такое время? Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.
Зачем нужно знать время? Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.
Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.
Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц - из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.
Как определяют время? Определяют текущее время по часам. Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа. В английской системе первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) — PM от лат. Ante Meridiem/Post Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом, момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во французской системе — 19:14 (в английской системе 7:14 PM).
Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.
Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....
Развитие способности понимания и коммуникации при работе с текстами в начальных классах
Проблема способностей — одна из наиболее сложных в психологии и педагогике. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Мастер – класс « Работа с текстом в начальных классах»
Цель мастер-класса: познакомить с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий...
Мастер – класс « Работа с текстом в начальных классах»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:познакомить...
мастер-класс Совершенствование работы с текстом в нач. кл.
Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему. На раз...