«Современные подходы к уроку в коррекционной школе»
статья (3 класс) на тему
В данном материале раскрываются современные подходы к уроку. Это инновационные технологии, методы, формы и приемы работы учителя , использующие на уроке в специальной школе- интернате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Пролетарская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат)
«Современные подходы к уроку в коррекционной школе»
Учитель: Фоменко С.Н.
2018 г.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Человек XXI века должен уметь:
-ориентироваться на знания и использовать новые технологии;
-активно стремиться расширять свой жизненный горизонт;
-рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее;
-быть финансово грамотным;
-вести здоровый и безопасный образ жизни.
Предлагаются:
Современные педагогические технологии по ФГОС
Интегрированного обучения
Суть. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Чему способствует технология интегрированных обучения?
1.Повышению мотивации обучающегося, формированию познавательного интереса к целостной картине мира и рассмотрению явления с разных сторон;
2.Развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
3.Углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность;
4.Нахождения новых связей между фактами.
Проектная технология
Суть. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от учащихся применение знаний для решения проблемных заданий.
Что даёт обучающемуся. Какие УУД формирует
- Рефлексивные умения:
- Поисковые (исследовательские) умения:
3.Коммуникативные умения:
4.Презентационные умения и навыки:
Здоровьесберегающие технологии
Суть. Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований
- рациональная плотность урока
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Технология активных методов обучения
Суть. Технология активных методов обучения — это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности об-ся
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
Технология опережающего обучения
Суть. Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление.
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Учитель, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:
- игровые формы;
- групповую, парную или индивидуальную работу;
- самостоятельную деятельность учащихся;
- проблемное обучение;
- постановку вопросов, активизирующих диалог;
- проектную деятельность;
- метод дискуссии;
- ИКТ.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению
Хотелось бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа. Применение элементов кинезиологии- психологического настроя на начало урока, различные игры, такая как «Поздоровайся локтями» и другие, эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Численность – весь класс. Время – 3-5 минут. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый- второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Можно использовать только первую часть метода. Психологический настрой – кинезиология-
Упражнение «Крюки», оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга:
Часть 1.
• скрестить ноги;
• скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
• соединить пальцы в замок;
• вывернуть соединенные в замок руки к груди;
• положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
• фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 5 минут. Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинают дышатьглубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Часто на уроках применяю пальчиковую гимнастику.
Используя интерактивную доску провожу устный счет, решаем примеры и задачи, словарную работу, подготовку к чтению с помощью игры, по развитию речи создаю ситуацию, где дети определяют тему урока. Конечно все приемы и методы работы нельзя рассказать, поэтому посмотрим фрагменты этапов уроков по предметам.
Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....
Мой взгляд на современный урок в коррекционной школе
Мой взгляд на современный урок в коррекционной школе...
Реферат "Современный урок в коррекционной школе"
В данной работе описаны особенности организации учебного процесса в коррекционных классах (по программе VIII вида)Специфика методической работы в коррекционной школе по программе VIII вида, работа пси...
Методы и приемы современного урока в коррекционной школе в рамках освоения ФГОС.
Дети с умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знани...
Методическая разработка Тема "Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока в коррекционной школе"
Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ ...
Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.
Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленн...
"Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения ФГОС".
Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в ...