ПК 4.3 Технологии обучения
методическая разработка на тему

Баркина Раиса Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Слайд 2

Игровая технология это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 3

Целью игровых технологий является решение ряда задач: Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); Воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, общительности и др.); Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Слайд 4

Функции технологии: развлекательная; коммуникативная; самореализации; игротерапевтическая; диагностическая; коррекционная; социализация.

Слайд 5

Структурные единицы игры: Сюжет, отношения внутри Правила игры Роль

Слайд 6

Классификация по виду деятельности; по игровой среде; по характеру игровой методики; по характеру педагогического процесса.

Слайд 7

Вывод Игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, предопределённую содержательностью отобранного материала, что позволяет решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Игровая технология

2 класс. УМК «Школа России»

Фрагмент урока русского языка на этапе решение частных задач.

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Дидактическая игра

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Встаньте и выйдите из-за парт.

Игра называется «Живое-неживое»

Я вам буду называть имена существительные, если я назову живой предмет, который отвечает на вопрос кто – вы хлопаете в ладоши, если я называю предметы неживые, которые отвечают на вопрос что – вы приседаете.

(Карусель, лягушка, лужа, лебедь, кошка, конфета)

- Молодцы! Я вижу, что вы все поняли, и можете различить предметы, которые отвечают на вопрос кто от предметов, которые отвечают на вопрос что.

- Выполнять установку учителя;

- Внимательно слушать учителя и быстро определять имена существительные по признакам одушевленные и неодушевленные;

- Оценивать усвоение знаний по данной теме



Предварительный просмотр:

Примеры дидактических игр
на уроках русского языка  во 2 классе

Игра «Путаница»

Расшифруйте слова

ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)

ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ

 (вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)

Г…Р…Й                            Д…Р…Г…

Д…К…Б…Ь                      Г…Т…В

Г…РЯ…И…                      ДО  С…И…А…ИЯ

(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)

АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… .

(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)

КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН (балкон, банан, барьер, батон)

КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)

ОКГЕЛ                             ОННЕЛДЕМ                  НИКАЗЕМЛЯ

АНЦИЛЕСТ                       СЯМЕЦ                           АНИТРАК

ГАЗМАИН                       РАВЗДСТВУЙТЕ          ИНЕРЖЕН

КАРФЕЛЬТО                   ЯЛЮРТСАК                     РАКВАРТИ

(легко, лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер, квартира)

ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО (обед, огурец, осина, отец)

ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо)

ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО

(итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)

Игра «Буквы потерялись»

- Какие буквы пропущены?

…ЕЛО

…ННА

…ОРЬ

…ИСТ

…ИГА  (Сахар)

Работа по группам. «Найдите пару».

Лед                   вод

Мясо                 провод

Поле                 ферма

Птица               ход

Гром                 рубка

Дом                   комбинат

Везде                провод

Сено                 хозяйка

Мясо                 ход

Тепло                косилка.

Игра «Отвечай и проверяй».

- Свекла где растет? (на грядке)

- Буквы пишут где? (В тетрадке)

- Что мы утром чистим? (Зубки)

- Одеваем в холод? (шубки)

-Любим мы играть …(в снежки)

- Есть на праздник …(пирожки)

(Что общего в словах? Есть суффикс –к-)

Расшифруйте слова

СОКПЕ       ПОДОРМИ      АЦИНЕШП      ОБЕДПА    ПРЕСНЫЙКРА
(песок, помидор, пшеница, победа, прекрасный)

- Какое слово здесь лишнее? (Прекрасный. Это прилагательное.)

Составить слова

И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)

А, К, ПО, САД – (посадка)

А, УШК, КОРМ – (кормушка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в школе

Слайд 2

5 компонентов здоровьесбережения Здоровая окружающая среда Рациональное питание Качественное медицинское обслуживание Систематическое распространение знаний о здоровье Взаимодействие школы и социума в вопросах сохранения здоровья

Слайд 3

Школы, содействующие здоровью 1. Системность мероприятий, направленных на укрепление здоровья (тесная связь всех педагогических и медицинских сотрудников школы); 2. Учебный процесс организован разумно и природосообразно (расписание, нагрузки-соответствуют возрастным особенностям).

Слайд 4

3-х компонентная модель школы, содействующей здоровью: 1. Ориентация в поведении на укрепление здоровья; 2. Школьная медицинская служба проводит раннюю профилактику и идентификацию; 3. Здоровая школьная среда: безопасное питание, соблюдение санитарных норм, здоровый психологический климат.

Слайд 5

С чем мы боремся? Школьные факторы риска: 1.Стрессовая педагогическая методика (крик); 2. Интенсификация образования (большие нагрузки); 3. Несоответствие методик обучения возрастным особенностям. 4. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований в учебном процессе;

Слайд 6

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников: Давать ученикам реальную нагрузку; Использовать эффективные методы обучения; Повышать качество занятий физической культурой; Проводить мониторинг состояния здоровья школьников; Улучшать организацию питания; Рационализировать досуговую деятельность, каникулярное время и летний отдых обучающихся.

Слайд 7

Что нам мешает? Низкий уровень познавательной активности ребят; Низкий уровень мотивации учебной деятельности; Неустойчивость эмоциональной сферы; Высокий уровень тревожности подростков; Несформированность навыков общения.

Слайд 8

Первые шаги по созданию школы здоровья: Создание благоприятного психологического климата; Применение личностно-значимых методов работы; Индивидуальные задания разных типов и уровней; Индивидуальный темп учебной деятельности; Смена видов деятельности.

Слайд 10

Анализ урока с позиции здоровьесбережения: Количество видов учебной деятельности(4-7); Продолжительность 1 вида деятельность- 10 минут; Количество видов преподавания- не менее 3; Чередование видов преподавания-через 10-15 мин.; Наличие метода свободного выбора действий; Активные методы обучения (игра, исследование, обсуждение и т.д.); Применение ТСО; Чередование поз учащихся (следить за осанкой);

Слайд 11

Наличие оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз и т.д.); Наличие в содержательной части урока вопросов о здоровье; Наличие мотивации деятельности учащихся (похвала, поддержка, соревновательный момент); Позитивный психологический климат на уроке (сотрудничество, дружелюбие, взаимопонимание); Наличие эмоциональных разрядок на уроке (шутка, отвлеченная короткая беседа и т.д.) Плотность урока- 60%; В момент наступления утомляемости (падение внимания)- пауза;

Слайд 12

Формы и методы здоровьесбережения в ОУ Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды Монитогинг состояния помещения, школьной мебели, оборудования; Нерациональная организация учебного процесса Гибкое чередование учебной и не учебной деятельности, гибкое моделирование образовательной траектории;

Слайд 13

Низкая двигательная активность Включение в режим учебного процесса динамических минуток; Неадекватные приемы и методы преподавания Гибкие формы обучения, индивидуальный подход; Формы и методы здоровьесбережения в ОУ

Слайд 14

Стрессовые ситуации на уроке Ценностная система воспитания, система дополнительного образования; Нарушение здоровья учащихся Физкультурная работа, лечебные процедуры; Отсутствие культуры здоровья Лекции, беседы, просветительская работа с родителями и учениками. Формы и методы здоровьесбережения в ОУ

Слайд 15

Мы за них в ответе.



Предварительный просмотр:

Физминутки для уроков в начальной школе

Физминутки на пальцы

1.Физминутка «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

2.Физминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок.

(Ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок.

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк-

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.

Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)

Пришёл Петя-петушок

И ключом открыл замок.

(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

Физминутки на движения глазами

1.Физминутка. «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

 Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

 Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

 2.Физминутка «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами.)

 Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

 3.Физминутка «Руки за спину, головки назад»

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

 Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.)

 И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

 4.Физминутка «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует.

Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

 5.Физминутка «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

 

6.Физминутки «Мы ладонь к глазам приставим»

 Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

7.Физминутка «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево — вправо, назад — вперед.

Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).

Физминутки на движения корпусом

  1. Физминутка «Зарядка»

.Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

 

2.Физминутка «Маша растеряша»

Ищет вещи Маша,

(поворот в одну сторону)

Маша растеряша

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет,

(руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,

(присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!

 

3.Физминутка «Прыжки»

Поднимайтесь, девочки,

Поднимайтесь, мальчики!

Прыгайте, как зайчики!

 Прыгайте, как мячики!

Прыг-скок, прыг-скок,

На травку присядем:

Тишину послушаем,

Морковочку покушаем,

Немного отдохнём и

Дальше пойдём.

 4.Физминутка «Зарядка»

Каждый день по утрам

Делаем зарядку,

Очень нравится нам

Всё делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать,

Прыгать и скакать.

(Движения выполняются по ходу стихотворения).

 5.Физминутка «Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

 

6.Физминутка «Буратино»

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

 

7.Физминутка «Часы»

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик- так, тик-так.

(наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так.

(раскачивания туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища влево – вправо)

Мы тоже можем так.

 

 9.Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)

 

10.Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок.

Стоп! Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

(приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

(прыжки на месте)



Предварительный просмотр:

Как сохранять здоровье ребенка в школе:

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Динамическая организация урока:

физкультминутка;

дыхательная гимнастика;

глазная гимнастика;

поза учащегося во время урока.

Правильное питание.

Психологический подход при проведении урока:

учет индивидуальных особенностей учащихся;

учет темперамента учащихся;

умение работать с различными группами учащихся;

дифференцированный подход в обучении.

Психологический подход при проведении урока:

учет индивидуальных особенностей учащихся;

учет темперамента учащихся;

умение работать с различными группами учащихся;

дифференцированный подход в обучении.

Психологический климат урока:

мажорность урока (эмоциональность);

проявление доверительного подхода к ученикам;

наличие на уроке эмоциональной разрядки;

создание ситуации успеха и др.

Педагогические знания и умения:

чередование различных видов деятельности;
количество используемых на уроке методов, чередование методов;

плотность урока;

темп окончания урока;

определение момента наступления утомления учащихся и
снижения их учебной активности;

умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления;

умение оценить уровень работоспособности.

Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья;

постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

Уроки требуют от младшего школьника куда большей организованности, чем дома, постоянного сидячего положения и четкого регламента. Родители и учителя при этом должны максимально внимательно следить за его здоровьем, чтобы правильно спланировать и организовать обучение, отдых и свободное время.

Одной из самых серьезных неприятностей, которые подстерегают новоиспеченного первоклассника, является сколиоз. Детям шести лет еще очень нелегко сосредотачиваться на выполнении различных упражнений по написанию букв, подготовке к чтению или счету.

Если родители видят, что их ребенок сидит за столом и делает самостоятельно задания, они обычно радуются. Но стоит внимательно присмотреться за тем как сидит ребенок. Ведь редкий школьник сможет правильно и ровно держать спину, а большинство малышей с трудом осваивают новый для себя вид деятельности. Их плечи находятся на разной высоте, голова склонена в сторону, а лопатки торчат. Расстояние от глазок до тетрадки при этом может быть и вовсе минимальным. Для ребенка такая поза является наиболее удобной, ведь с заданием он справляется, привлекая к его выполнению все тело.

Но буквально через несколько дней неправильное положение тела входит в привычку, а очень скоро развивается начальная стадия сколиоза. Это происходит как результат недостаточной сформированности детских мышц и постоянно нагруженного позвоночника, что в комплексе приводит к деформации позвонков.

И как правильно сохранить здоровье крохи в такой ситуации? Исправлять сколиоз очень тяжело, а на некоторых стадиях его развития и невозможно. Поэтому все нарушения осанки следует предупреждать. Для этого можно воспользоваться двумя проверенными способами.

Во-первых, необходимо сохранять правильное положение тела во время занятий, а также выполнять специальные упражнения и комплексы гимнастики во время перерывов между ними.

В школе за осанкой вашего ребенка должен следить учитель. Также он обязан проводить физкультминутки на уроках в младших классах, во время которых дети разминаются под веселые стишки и песенки.

Кроме того, учителя постоянно проходят дополнительный инструктаж на тему сохранения здоровья детей во время учебного процесса. Дома же детскую осанку должны контролировать родители. Если постоянно соблюдать правила и выполнять специальные упражнения, то вам удастся избежать крупных неприятностей.

Родители всех детей вне зависимости от возраста утверждают, что добиться от ребенка постоянной правильной осанки практически невозможно.

Стоит только немного ослабить контроль, как старательный ученик тут же выгибает дугой позвоночник и опускает плечи. Весьма тяжело заставить ребенка и выполнять специальные упражнения, ведь малыш обычно воспринимает их как дополнительный вид нагрузки к счету и письму. Но необходимо проявить всю свою настойчивость и изобретательность, ведь от этих факторов зависит здоровье ребенка.

Также нужно работать над сохранением нервной системы ребенка. Ведь правильно держать карандаш или ручку и ровно вырисовать палочки и крючочки – это практически непосильная задача для шестилетки. Ведь это только взрослым кажется, что это легко. А маленькие пальчики еще не обладают должной ловкостью и умением, и ручка для них как далеко не прирученный зверь.

У младших школьников еще недостаточно созрели нервы, которые отвечают за проведение импульсов от головного мозга к пальчикам. Поэтому монотонная нагрузка письмом приводит к усталости не только рук, но и мозга. Если родители обучают своих малышей письму с особым рвением, не заботясь об умеренности нагрузок – это может приводить к развитию так называемого «писчего» спазма.

В результате него уставшие ручки крохи просто не могут написать ни одного слова, как бы он не старался. Если ситуация не доходит до таких крайностей, то чрезмерная нагрузка может нарушить точную координацию мышц, что приведет к значительному ухудшению почерка.



Предварительный просмотр:

Как сохранить психическое здоровье ребенка:

  • Всегда находите время поговорить с ребенком.
  • Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой.
  • Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей.
  • Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....