Условия реализации программы «Начальная школа 21 века»
методическая разработка по теме

Князева Татьяна Николаевна

Проект "Начальна яшкола 21 века" - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_realizatsii.doc61 КБ
Office presentation icon prezentatsiyanach_shk_21_veka.ppt687 КБ

Предварительный просмотр:

Условия реализации программы «Начальная школа 21 века»

Русский язык

Выбор программы и УМК для 1 класса сознателен и оправдан.

  • Проект «Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования, разделяющих заявленные концептуальные подходы.

Предпосылками для его создания стали основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи  развивающего обучения Д. Б, Эльконина, Давыдова, концепция перспективной начальной школы (А. М. Пышкало, Л. Е. Журова, Н. Ф. Виноградова.) авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.

  • Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» обеспечивает два типа дифференциации обучения.
  1. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
  2. В учебно-методический комплект входят специальные рабочие тетради по русскому языку и математике (для каждого класса), которые обеспечивают педагогическую поддержку как «сильным», так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для «сильных» учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.

  • Обучение грамоте» - интегрированный курс, объединяющий обучение чтению и письму, изучается в рамках образовательных областей «Русский язык» и «Литературное чтение» в первой – третьей четвертях первого года обучения. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой. Особенностью программы предмета «Обучение грамоте» является ориентировка на введение школьника в языковую действительность, формирование умения учиться, а также навыков чтения, письма и др.

«Русский язык» (систематический курс) изучается со второго полугодия первого года обучения и направлен на решение задач лингвистического образования и речевого развития школьников. Программа реализует цели ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

УМК «Начальная школа 21 века»

  • Русский язык

 1класс

Букварь (в двух частях). Журова Л. Е. , Евдокимова А. О.

Прописи №1,2,3. Безруких М. М., Кузнецова М. М.

Русский язык. Учебник. Иванов С. В., Евдокимова А. О.,

 Кузнецова М. М.

Рабочие тетради №1,2.

Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения. «Я учусь писать и  читать»

  • Литературное чтение

Автор комплекта Л. А. Ефросинина

1 класс

Учебник,

 рабочая тетрадь.

Литературное чтение. Уроки слушания.

Учебная хрестоматия.

Рабочая тетрадь.

  • Библиотека школы полностью обеспечивает потребность в бесплатных учебниках по УМК «Начальная школа 21 века»

Сводная таблица часов предметов филологических курсов на 1-й класс

  Предмет

         I полугодие

II полугодие

    Год

   часы

учебник

   часы

учебник

Русский язык

     

    80

Букварь,ч.1

     

     85

Русский язык

     

     165

Литературное

чтение

     64

из них:

    68

из них:

      132

     48

Букварь,ч.1

    27 (3-я четверть)

Букварь,ч.2

    24 (4-я четверть)

Литературное чтение

   

     16

Учебник –хрестоматия «Литературное чтение»

   

    17

Учебник –хрестоматия «Литературное чтение»

Составить представление о плане изучения всего курса, о распределении материала по четвертям поможет приводимая далее таблица.

четверти

Количество основных часов

Количество резервных часов

1

2

3

4

Русский язык

Всего на предмет «Русский язык» в 1-ом классе – 165 ч (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 ч – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 ч в неделю), 85 ч - на второе полугодие (16-17 учебных недель по 5 ч в неделю).

В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. По окончании букварного периода – учебником и тетрадями «Русский язык».

При этом Учебный план ГОУ СОШ №735 на 2010-2011уч.год предусматривает 4 часа в неделю. Реализация программного содержания курса  в полном объёме без нарушения последовательности, без перегрузок учащихся обеспечивается следующим образом:

  • Примерное поурочно-тематическое планирование на первое полугодие (16 учебных недель) составлено из расчета 9 часов в неделю, всего 144 часа. Однако планирование составлено из расчёта 4-х часов в неделю. Пятый час – резервный. Эти уроки проводятся в виде групповых и индивидуальных занятий.
  • В разных классах работа по «Букварю» будет закончена в разные сроки: в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, возможно, период обучения грамоте закончится в конце первого полугодия, в других классах – в середине или в конце третьей четверти, т.е. в середине февраля или в начале марта. Следовательно, для разных классов будет различен объем материала, который освоят учащиеся с помощью учебника и рабочих тетрадей.
  • В 1-ом классе авторы ориентируют учителя на обязательную дифференцированную работу с учениками, и дифференциация эта должна учитывать уровень подготовленности класса, темп работы учащихся, степень сложности заданий, которые выполняют ученики.
  • При сохранении традиционного содержания акцент в работе делается на изменении методики преподавания: безусловно, в курсе русского языка в 1-ом классе закрепляются и отрабатываются те умения, которые сформированы в период обучения грамоте, намечаются перспективы дальнейшего изучения русского языка. Однако принципиальными для учителя являются вопросы изменения методов освоения содержания и подходов к организации деятельности учащихся на уроке, учету индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровню его развития и темпу работы, приоритету формирования универсальных учебных действий на основе предметных действий (в данном случае – по русскому языку).
  • Особенность курса русского языка в 1-ом классе УМК «Начальная школа XXI века» заключается в первую очередь в том, что этот курс является пропедевтическим для освоения систематического курса, который начинается во 2-ом классе. Однако пропедевтика эта обусловлена не столько пропедевтикой содержания, сколько обучением младших школьников формам и методам работы на уроках русского языка.
  • Условия, созданные в школе (класс – группа продлённого дня) позволяет обеспечить качественное выполнение домашнего задания под руководством учителя-воспитателя.

Литературное чтение

Всего на предмет «Литературное чтение» в 1-ом классе – 132 ч (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 1 ч в неделю (33 ч в течение года) отводится на Литературное слушание (обеспечивается учебником – хрестоматией  «Литературное чтение»).

В первом полугодии на «Литературное чтение»  64 ч (48 ч + 16 ч на Литературное слушание), во втором полугодии  68ч (51ч + 17 ч на Литературное слушание).

В первом полугодии предмет «Литературное чтение» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая. Во втором полугодии: в третьей четверти – учебником «Букварь», Часть вторая – 27 часов, в 4-ой четверти– учебником «Литературное чтение» - 24 час. 17 ч отводится на Литературное слушание, которое обеспечивается учебником-хрестоматией «Литературное чтение».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Время собирать знания! Подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории Князева Т.Н.

Слайд 2

Программа «Начальная школа 21 века» Руководитель авторского коллектива – чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова

Слайд 3

Вопросы: Каковы приоритетные цели обучения в начальной школе? Что такое развитие младшего школьника? Как нужно строить процесс обучения в первом школьном звене?

Слайд 4

Приоритетные цели обучения в начальной школе: Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Слайд 5

Развитие младшего школьника (характеристики): Сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи; Сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески; Сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном; самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи; Высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления и др.

Слайд 6

УМК «Начальная школа 21 века» Победитель книжного Оскара; Удостоен премии президента РФ в области образования

Слайд 7

УМК «Начальная школа 21 века» (предметы) Обучение грамоте Русский язык Литературное слушание Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология Изобразительное искусство

Слайд 8

Обучение грамоте

Слайд 9

Русский язык Авторы комплекта: С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова Букварь. Учебник(2ч.) 1 кл., Журова Л. Е., А. О. Евдокимова Русский язык. Учебник. Рабочие тетради №1,2. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Я учусь писать и читать»

Слайд 10

Литературное чтение Автор комплекта: Л. А. Ефросинина Литературное чтение. Учебник 1кл . Рабочая тетрадь Уроки слушания: учебная хрестоматия Рабочая тетрадь

Слайд 11

Математика Авторы комплекта : В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе, Т. В. Юдачева. Математика, 1 кл. Учебник (2 ч.). Рабочие тетради №1,2,3. Дидактические материалы (2ч.). Рабочая тетрадь «Я учусь считать».

Слайд 12

Окружающий мир Авторы комплекта : Н. Ф. Виноградова, С. В. Литвиненко, Т. В. Лихолат Окружающий мир. Учебник 1 кл., Рабочая тетрадь «Думаем и фантазируем», Рабочая тетрадь «наблюдаем и трудимся»

Слайд 13

Технология Автор : Е. А. Лутцева Технология учебник 1 кл.,

Слайд 14

Изобразительное искусство Авторы : Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Н.В Богданова, Ю. Н. Протопопов Изобразительное искусство. Учебник 1 кл., Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...

Творческая работа "Развите орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы "Начальная школа XXI века""

В данной работе представлена система работы по развитию орфографической зоркости при реализайии программы "Начальная школа XXI века" в соответствии с концептуальными взглядами авторского коллектива. М...

Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС (начальная школа)

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры....

Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...

Рабочая программа 1 класс Литературное чтение (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы ...