ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология продуктивного чтения- это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.
Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Этапы работы с текстом 1)До чтения текста: просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения 3) После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
I этап. Работа с текстом до чтения . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2)Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3)Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). 4)Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 5)Беседа по содержанию текста. 6)Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 7)Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 8)Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения 1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2) Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 3) Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
4) Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 5) Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). ! Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Что такое диалог с автором? Прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора.
Как учить детей вести диалог с автором? К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Последовательность действий: 1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; 2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? 4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Предполагается при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Что такое комментированное чтение? -Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Чтобы состоялось комментированное чтение нужно: А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель. Б. Если в ходе комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей точкой зрения.
В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Д. Вы комментируете текст в том месте, г де это действительно необходимо , а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка. Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»; б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом? Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.); б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами; в) выделение ключевых слов; г) выявление деталей текста; д) составление на доске вопросного плана к тексту; е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.
Знаем Хотим узнать Узнали Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы Почему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. Охранять растения- значит заботиться о живом. Приём таблица «ЗХУ»
Линии сравнения Басня Эзопа Басня И.А. Крылова Название «Ворон и лисица» «Ворона и лисица» Герои басни Ворон, лисица. Ворона, лисица. Композиция Мораль в конце басни. Мораль в начале басни. Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» Можно ли прочитать по ролям? нет да Каким языком написана басня? Прозаическим. Поэтическим. «Концептуальная таблица»
Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ ________________________ 2. Больше всего запомнилось ____________________ 3. Понравилось________________________________ 4. Не понравилось_____________________________ 5. Мое эмоциональное состояние_________________ 6. Этот рассказ учит меня _______________________ «Письмо к учителю…»
Идеальный читатель - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; - не пропускает непонятные слова, выражения; - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом; - включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по литературному чтению (Общеобразовательная программа «Школа России»)
Технология продуктивного чтения.
Литературное чтение 2 класс.
Тема: Н.Н. Носов «Затейники»
Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика |
Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.на доске Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)! -А какими будут цели урока? (Возможные ответы детей: познакомиться с новым произведением, узнать что-то новое и интересное, учиться правильно излагать свои мысли и т. д.). Мастер, Зачитай значение этого слова, а мы с вами проверим наши предположения.. И так, затейник - это организатор веселья. -Как вы думаете,каким будет рассказ грустным или веселым? Чтение и первичный анализ. Первичное восприятие текста. | Определять главных героев. Составлять название произведения.
Определять значение слова . Работать со словарем. Подбирать синонимы. Рассматривать иллюстрации Предполагать содержание рассказа. Слышать выразительное чтение учителем. Участвовать в беседе . |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности : - развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативная: освоение диалектики общения; - игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения; - функция коррекции : внесение позитивных изменений ; - социализация: включение в систему общественных отношений.
Оличительные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ; импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы.
удовольствие от контактов с партнерами по игре; удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного; если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль. Факторы способствующие возникновению игрового интереса:
Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
Расставьте карточки, начиная с самой большой. Постройте пирамидку. Игры и игровые упражнения на уроках математики
Игровое упражнение «Реши правильно и прочти» 6 – 1 5 + 2 10 – 8 5 + 2 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц 1 И 2 Л 3 Д 4 А 5 М 6 К 7 О 8 Р 9 Е 10 Ц
Материал для игры: Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игры и игровые упражнения на уроках русского языка
Игра “Аукцион” Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола. Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра “Что делать? Что сделать?” Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры: Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игры и игровые упражнения на уроках окружающего мира ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира. Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.
Съедобное и несъедобное Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы. Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп. Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)
Игры и игровые упражнения на уроках литературного чтения Игра «Скажи в рифму». Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму. На ромашку у ворот Опустился вертолет- Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Класс: 2 «б» |
Цель деятельности учителя:
- повторение и обобщение пройденного материала.
Планируемые результаты
Предметные:
- оценивать свои достижения, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух,;
Личностные:
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста ;
- осознавать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе.
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение 2 класс (2часть), презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и полезно, если наставник умеет, занимаясь одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения» К.Д. Ушинский
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .
Личностно-ориентированное обучение нацелено на: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья; развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, самореализация в образовательных видах деятельности, поддержка индивидуальности ребенка; формирование ключевых компетентностей учащихся.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности. Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. Основными подходами личностно-ориентированного образования являются:
Требования к личностно-ориентированному уроку: использование разнообразных форм и методов; создание атмосферы заинтересованности; поощрение ученика находить свой способ работы; использование проблемных творческих заданий.
Личностно- ориентированное обучение –это важнейший принцип воспитания и обучения. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....