"Время читать!"
методическая разработка (4 класс) на тему
Социально-значимый проект в поддержку чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_chitat.docx | 79.1 КБ |
prezentatsiya_proekta.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
| 3 |
| 4 |
| 4 5 6 13 14 |
Книга – величайшее достижение человеческого разума. Она учит людей жить, помогает овладевать знаниями, познавать людей и окружающий мир. С её помощью можно совершить путешествия, побывать в дальних странах, приобщиться к прекрасному.
Общеизвестно, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека - человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.
До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной в мире. К сожалению, в наш век информатизации отношение к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Реальная ситуация сегодня говорит о кризисе детского чтения, который проявляется:
- в снижении интереса к чтению;
- в ограниченности круга чтения с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
- в низком уровне читательской компетентности (неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме).
Над данной проблемой работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. А то, что забота о детском чтении — это забота о будущем России, понимают и на государственном уровне. Об этом говорят такие мероприятия:
- ежегодно в нашей стране проходит Неделя детской и юношеской книги;
- в 2007 году - принята Национальная программа чтения, а 9 октября объявлен Днём Чтения;
- в 2012 году по предложению В.В. Путина Минобрнауки РФ утвердил список из 100 книг, которые рекомендованы школьникам для прочтения;
- 2015 год стал в России годом литературы;
- в мае 2017 года Президент В.В. Путин объявил о десятилетии Детства в России;
- 3 июня 2017 года Правительством РФ утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Осознавая актуальность данной проблемы, в 2014 году МБОУ ООШ №19 был разработан социально-значимый проект «Время читать». Участниками проекта стали учащиеся 1-4 классов. И это не случайно. Ведь мнения психологов сводятся к тому, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас невозможно.
Пути решения проблемы, предлагаемые данным проектом, соответствуют задачам и направлениям деятельности и способствуют привлечению в библиотеку, повышению престижа детского чтения.
Цель проекта:
Привлечение детей в библиотеку с целью формирования потребности в книге, чтении.
Задачи проекта:
- организовать сотрудничество заинтересованных групп (преподаватели, родительская общественность, библиотекари, учащиеся и др.);
- организовать мероприятия по развитию интереса у школьников к книге;
- развивать творческие и артистические способности;
- приобщать к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;
- развивать способности детей: речь, мышление, фантазию;
- формировать читательскую компетентность.
Ожидаемые результаты:
- развитие читательского интереса и культуры чтения ребенка, привлечение в библиотеку;
- популяризация книги, чтения через все доступные формы передачи информации;
- раскрытие творческого потенциала детей;
- формирование читательской компетентности;
- формирование информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей, включающей методические материалы, программы по развитию детского чтения, рекомендательные списки литературы для чтения.
Социально-значимый проект по привлечению к чтению «Время читать» - это система мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.
Поставленные цель и задачи достигаются через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению в сочетании с традиционными мероприятиями, интересными для современных школьников, которые подходят для того, чтобы повысить эффективность работы, в том числе и по привлечению ребенка в библиотеку.
Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов и представляет систему мероприятий, которые проводятся в течение 4-х лет.
На сегодняшний день проект находится в стадии реализации.
Реализация проекта осуществляется на базе библиотеки. Координацию проекта осуществляет учитель начальных классов Р.М. Аввакумова. Организационная и методическая помощь оказывается администрацией МБОУ ООШ№19.
Финансовая поддержка для реализации проекта не требуется.
Участники проекта:
- обучающиеся 1-4 класса;
- учитель начальных классов МБОУ ООШ №19 Аввакумова Раиса Михайловна [Приложение 1; фото 1];
- библиотекарь Скороходова Нина Владимировна;
- родители обучающихся.
1 этап – подготовительный
На данном этапе, в целях выяснения отношения родителей будущих первоклассников к книжной культуре, в феврале 2014 года в детском саду было проведено анкетирование «Ребенок и книга» [Приложение 1; фото 2].
Проведя анализ анкет, определили, что большинство родителей любят читать, приобретают книги, читают (многие ежедневно) своим детям, знают предпочтения детей, но лишь 42% посещают с ребенком библиотеку [Приложение 2.1].
Опираясь на результаты анкетирования с целью повышения читательской активности, привлечения в библиотеку, в сентябре совместно с родительским комитетом первоклассников, классным руководителем, библиотекарем обсуждены проблемы, поставлены задачи, выдвинуты гипотезы путей решения проблемы детского чтения.
Результат – план мероприятий:
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки проведения | Задачи | Ответственные |
Информационная деятельность | Оформление информационного стенда «Уголок читателя» (обновляется по мере необходимости) | На протяжении всего проекта | Информировать родителей и учащихся о графике работы библиотеки, о правилах пользования библиотекой | Библиотекарь |
Повышение авторитета читателя | Организация тематических книжных выставок | На протяжении всего проекта | Привлечение учащихся и их родителей к книге, чтению | Библиотекарь |
1-й год реализации проекта (2014-2015 уч. год) | ||||
Информационная деятельность | Знакомство родителей с планом мероприятий по реализации социально-значимого проекта «Время читать!» | Сентябрь | Создать условия для осмысления родителями важности чтения | Классный руководитель, библиотекарь |
Реклама библиотеки | Проведение библиотечного урока «Знакомство с библиотекой» | Ноябрь | Познакомить с правилами пользования книгой и библиотекой | Библиотекарь, классный руководитель |
Повышение авторитета читателя | Разработка и проведение праздника «Мы читателями стали» (посвящение в читатели) | Февраль | Приобщение к регулярному чтению | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
Повышение статуса библиотеки | Проведение литературного часа «Поэты – детям» | Март | Знакомство с творчеством детских поэтов | Классный руководитель, библиотекарь |
Информационная и образовательная деятельность | Составление и обзор рекомендательного списка «Читаем летом» | Май | Приобщение к регулярному чтению, посещению библиотеки | Классный руководитель, библиотекарь |
Реализация мини-проектов | Проведение акции: «Брось мышку – возьми книжку!» | Август | Привлечь внимание общественности к библиотеке, чтению, книге | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
2-й год реализации проекта (2015-2016 уч. год) | ||||
Оживление сказки | Постановка кукольного спектакля «Сказка про Емелю на новый лад» | Сентябрь | Развивать творческие, артистические способности | Классный руководитель, библиотекарь |
Информационная работа | Встреча учащихся с будущими первоклассниками | Октябрь | Организация сотрудничества заинтересованных групп | Классный руководитель |
Информационная и образовательная деятельность | Проведение библиотечного урока «Познакомьтесь: Книга!» | Февраль | Формирование читательской компетентности | Библиотекарь |
Игровые мероприятия в рамках «Недели детской книги» | Разработка и проведение литературной игры «Большой книжный фейерверк» | Март | Развитие мышления, фантазии | Классный руководитель, библиотекарь, |
Участие во всероссийской акции «Библионочь» | Подготовка мультимедийной презентации «Волшебный мир кино» | Апрель | Развитие мышления, фантазии | Классный руководитель, библиотекарь |
Информационная и образовательная деятельность | Составление и обзор рекомендательного списка «Читаем летом» | Май | Приобщение к регулярному чтению, посещению библиотеки | Классный руководитель, библиотекарь |
3-й год реализации проекта (2016-2017 уч. год) | ||||
Конкурсное мероприятие | Подготовка и проведение игры «Умники и умницы» | Сентябрь | Формирование читательской компетентности | Классный руководитель, библиотекарь |
Реализация мини-проектов | Презентация мини-проекта «История нашей школы» | Октябрь | Формирование читательской компетентности | Классный руководитель, библиотекарь |
Информационная и образовательная деятельность | Подготовка и проведение Часа мужества «Дети войны» | Январь | Развитие интереса к книге | Классный руководитель, библиотекарь |
Участие во всероссийской акции «Библионочь» | Просмотр презентации «На Кубани в старину» | Апрель | Повышение статуса чтения | Классный руководитель, библиотекарь |
Информационная деятельность | Сбор материала о животных, которые помогли победить | Май | Развитие интереса к книге | Классный руководитель, библиотекарь |
Игровые и конкурсные мероприятия | Проведение викторины «У Лукоморья» | Июнь | Развитие интереса к книге | Классный руководитель, библиотекарь |
4-й год реализации проекта (2017-2018 уч. год) | ||||
Образовательная деятельность | Конкурс сочинений «Моя любимая книга» | Сентябрь | Формирование читательской компетентности | Классный руководитель |
Информационная и образовательная деятельность | Сбор материалов для рукописной книги «Время читать» | Ноябрь | Привитие навыков работы с информацией | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
Игровые и конкурсные мероприятия | Подготовка и проведение виртуального путешествия «Новый год в странах мира» | Декабрь | Формирование читательской компетентности | Классный руководитель, библиотекарь |
Повышение авторитета читателя | Проведение анкетирования среди учащихся «Книга в твоей жизни» | Февраль | Изучение читателей | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
Информационная и образовательная деятельность | «Работа над созданием рукописной книги «Время читать!» | Март | Раскрытие творческого потенциала | Библиотекарь, классный руководитель, родители |
Конкурсные мероприятия | Заключительное мероприятие «Бенефис читателя» | Май | Формирование отношения к чтению как уникальному виду деятельности | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
- этап – основной (реализация проекта)
1-й год реализации проекта
- В сентябре 2014 года на родительском собрании был представлен план мероприятий по реализации проекта, а также даны рекомендации родителям первоклассников по привлечению детей к чтению [Приложение 1; фото 3]. Все присутствующие получили буклеты «Чтение – праздник души» [Приложение 2.2].
- Совершив экскурсию в библиотеку, ребята научились правильно обращаться с книгой [Приложение 1;фото 4], познакомились с правилами поведения в библиотеке, научились ориентироваться в пространстве библиотеки [Приложение 2.3; 2.4].
- В феврале ребята простились с «Азбукой». Для них проведен праздник «Мы читателями стали» [Приложение 1; фото 5].
- В рамках «Недели детской книги» ребята познакомились с творчеством детских поэтов. Данное мероприятие привлекло внимание учащихся к книге - все выбрали себе книгу по душе [Приложение 1; фото 6].
- В мае дети совместно с классным руководителем и библиотекарем составили рекомендательный список литературы «Читаем летом» [Приложение 2.5].
- Заключительным мероприятием первого года реализации проекта стала Акция в поддержку чтения, которая прошла в центре села. Мероприятие проведено совместно с воспитанниками детского лагеря школы № 19.
Ребята изготовили эмблему акции – букву «Л» с портретами писателей. В год литературы ребята предложили прохожим выразить свои предпочтения в чтении, украсив цветок разноцветными ленточками, а «Подарить» свое сердце библиотеке смогли все желающие. Книжный развал «Возьми книгу с собой», где были выставлены книги на любой вкус, пользовался огромным успехом.
В ходе мероприятия ребята читали стихи, вспоминали прочитанные на каникулах книги, отвечали на различные вопросы.
Завершилась акция флешмобом. Дети призвали прохожих: «Брось мышку! Возьми книжку!».
Данная акция была отражена в газете «Неделя Геленджика».
Таким образом, участникам проекта удалось привлечь внимание жителей и гостей села Михайловский Перевал к библиотеке, чтению, книге [Приложение 1; фото 7-13].
2-й год реализации проекта
- Под руководством классного руководителя участники проекта подготовили и показали учащимся начальной школы кукольное представление «Сказка про Емелю на новый лад» [Приложение 1; фото 14,15].
- По итогам 2014-2015 учебного года 1 класс (участники проекта) стал победителем школы в номинации «Лучший класс». На встрече с будущими первоклассниками ребята рассказали о школьной жизни, показали грамоты, которыми были награждены в первом классе. [Приложение 1; фото 16, 17, 18].
- На библиотечном уроке «Познакомьтесь: Книга!» ребята узнали историю появления книги, познакомились с внутренним и внешним оформлением, узнали о назначении справочного аппарата. В ходе мероприятия учащиеся читали стихи, отвечали на вопросы, вспомнили правила обращения с книгой [Приложение 2.6].
- Участники проекта отметили Неделю детской книги «Большим книжным фейерверком». Под таким названием была проведена литературно-музыкальная игра. Ребята под руководством классного руководителя и библиотекаря подготовили стихи, загадки, подборку детских песен. В сопровождение мероприятия была организована книжная выставка с одноименным названием [Приложение 1; фото19, 20; Приложение 2.7].
- 2016 год был объявлен в России «Годом кино» и ежегодная всероссийская акция «Библионочь» прошла под девизом «Читай кино!».
Совместно участниками проекта подготовлена мультимедийная презентация «Волшебный мир кино», которая была представлена учащимся школы № 19. В ходе мероприятия ребята узнали об истории кинематографа, о развитии детского кино, а также ответили на вопросы по сказкам, которые были экранизированы. Самые активные участники были награждены грамотами [Приложение 1; фото 21, 22; Приложение 2.8].
- Рекомендательный список литературы «Лето с книгой» [Приложение 2.9].
3-й год реализации проекта
- Игра «Умники и умницы» - это открытое внеклассное мероприятие, проведенное в рамках проекта. В игре участвовали учащиеся 2-4 классов школы № 19. Мероприятие прошло интересно, как на одном дыхании - участники мероприятия хорошо подготовились к игре, владели большим объемом информации по различным темам. Самые активные участники, а это учащиеся 3 класса Долгушин Егор и Рычич Лиза были награждены медалями и грамотами [Приложение 2.10]
- В ноябре начата работа над мини-проектом «История нашей школы». Ребята, вместе с родителями составили план работы, разбились на группы и на протяжении 3-х месяцев собирали информацию о родной школе. В результате весь материал представлен в презентации «История школы». [Приложение 1; фото 23, 24].
- Час мужества «Дети войны» посвящен ребятам, которые наравне со взрослыми трудились в тылу, которые встали в боевой строй, взяв в руки оружие, детям, которые попали в концлагеря.
Особое внимание было уделено жизни детей в блокадном Ленинграде.
Участники проекта подготовили сообщения о пионерах-героях, а представленные в мультимедийной презентации фотографии времен Великой Отечественной войны никого не оставили равнодушным.
Большой интерес у участников мероприятия вызвала книжно-иллюстрированная выставка «Орлята Великой Отечественной», обзор которой был проведен в завершение Часа. На выставке представлены портреты пионеров-героев, а так же произведения о подвигах детей во время войны [Приложение 1; фото 25, 26; Приложение 2.11].
- По сложившейся традиции, ученики 3 класса стали участниками Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь». Это мероприятие было посвящено юбилею Краснодарского края.
Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, надо их знать и беречь. Участники проекта в ходе слайд обзора «На Кубани в старину» перенеслись в прошлое и узнали о жизни казаков, их традициях и обычаях, разгадали казачьи загадки и все вместе исполнили песню «Ой, да Краснодарский край».
Завершилось мероприятие просмотром книжной выставки «Мой край родной», которая привлекла большое внимание читателей [Приложение 1; фото 27, 28; Приложение 2.12].
- Участники проекта собрали информацию о животных, которые помогли победить в ВОВ. Материал был собран в презентацию «Они помогли победить», которая была представлена на классном часе [Приложение 1; фото 29, 30; Приложение 2.13].
- В рамках всекубанской акции «Читаем Пушкина» ребята совершили увлекательное путешествие в мир сказок А.С. Пушкина.
Участники игры прошли много интересных испытаний, расширили свой кругозор, проверили знания сказок А.С. Пушкина.
В ходе игры ребята разгадали кроссворд «Угадай героя», собрали пазл - обложку книги Пушкина, а конкурс «Сказочная шкатулка», в котором приняли участие все собравшиеся не оставил никого равнодушным.
В завершение мероприятия ребята вышли на улицу с призывом «Читаем Пушкина!».
Литературный фейерверк сопровождался книжной выставкой «Он наш поэт. Он наша слава» и презентацией [Приложение 1; фото 31,32].
.
- этап – заключительный
- Составление отчета по реализации социально-значимого проекта по привлечению к чтению «Время читать!»
- Круглый стол по реализации проекта. Участники: преподаватели школы № 19, школьный библиотекарь, сельский библиотекарь.
- Оформление фотовыставки «Время читать!»
- Презентация рукописной книги «Время читать!»
- Награждение победителей по номинациям (Вручение дипломов и памятных призов).
Таким образом, по итогам 3-го года реализации проекта «Время читать!» можно сделать следующие выводы: младшие школьники расширили свой кругозор, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, приобщились к регулярному чтению детской литературы, значительно улучшили итоги проверки техники чтения [Приложение 2.14].
Но самое главное – стали регулярно посещать библиотеку и читать.
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Фонды художественной литературы школьной и сельской библиотек
- Наличие современных аудио, видео, мультимедийных технических средств
- Интернет-ресурсы
Учитель начальных классов: Р.М. Аввакумова
Библиотекарь: Н.В. Скороходова
И.о. директора
МБОУ ООШ№19: С.Б. Олькова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной в мире Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека Книга – величайшее достижение человеческого разума Книга учит людей жить Книга помогает овладевать знаниями Книга помогает познавать людей и окружающий мир
Реальная ситуация сегодня говорит о кризисе детского чтения, который проявляется: ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА в снижении интереса к чтению в ограниченности круга чтения с преобладанием учебной и развлекательной литературы в низком уровне читательской компетентности
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА Забота о детском чтении — это забота о будущем России В 2007 году 9 октября объявлен Днём Чтения в 2012 году утвержден список из 100 книг для обязательного прочтения 2015 год стал в России годом литературы Ежегодно в нашей стране проходит Неделя детской и юношеской книги
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА Пути решения проблемы, предлагаемые данным проектом, соответствуют задачам и направлениям деятельности и способствуют привлечению в библиотеку, повышению престижа детского чтения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель проекта: Привлечение детей в библиотеку с целью формирования потребности в книге, чтении. Задачи проекта: организовать сотрудничество заинтересованных групп; организовать мероприятия по развитию интереса у школьников к книге; развивать творческие и артистические способности; приобщать к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки; развивать способности детей: речь, мышление, фантазию; формировать читательскую компетентность; повышать статус чтения как творческого процесса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: развитие читательского интереса и культуры чтения ребенка, привлечение в библиотеку; формирование читательской компетентности; раскрытие творческого потенциала детей; популяризация книги, чтения через все доступные формы передачи информации; формирование информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей, включающей методические материалы, программы по развитию детского чтения, рекомендательные списки литературы для чтения.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Социально-значимый проект по привлечению к чтению «Время читать» - это система мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития Поставленные цель и задачи достигаются через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению в сочетании с традиционными мероприятиями Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов и представляет систему мероприятий, которые проводятся в течение 4-х лет П роект находится в стадии реализации
Участники проекта: О бучающиеся 1-4 класса Учитель начальных классов Аввакумова Раиса Михайловна Б иблиотекарь Скороходова Нина Владимировна Родители обучающихся
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный Обсуждение проблемы, постановка задач, выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Результат – план мероприятий.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 2 этап – основной Ребята разбились на группы для реализации составленного плана Но были мероприятия, в которых участвовал весь класс
Мероприятия в фокусе Так все начиналось
Мероприятия в фокусе Шел 2-й год реализации проекта…
Мероприятия в фокусе 3-й год реализации проекта
На финишной прямой Мероприятия в фокусе
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 3 этап – заключительный 4. Награждение победителей по номинациям (Вручение дипломов и памятных призов). 1. Составление отчета по реализации социально-значимого проекта по привлечению к чтению «Время читать!» 2. Круглый стол по реализации проекта. Участники: преподаватели школы № 19, библиотекарь. 3 . Презентация рукописной книги «Время читать!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом , реализуя проект, младшие школьники: значительно пополняют знания; учатся работать самостоятельно и совместно; докладывают результаты своей работы, обсуждают их; отбирают необходимый материал. Но самое главное ребята стали регулярно посещать библиотеку и читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - спектакль\'"” Читать хорошо - это лучше, чем читать плохо.” 2 класс.
Эту методическую разработку можно использовать для проведения открытия проекта " Успешное чтение" во 2 классе. В разработке имеется список произведений для чтения, образец бука. Герои произведений сп...
Хорошее время читать
Презентация к проекту по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....
Педагогический проект "Создание сайта "Хорошее время читать"
Данный проект создаёт информационно-учебную среду для побуждения учеников к чтению, к творческому самовыражению....
Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья.
Учащиеся знакомятся с историей создания книги, формируется потребность в систематическом чтении, воспитывается любовь к книге, бережное отношение к книге....
Памятка "Время читать!"
Памятка составлена для учащихся начальной школы....
Проект "Хорошее время читать"
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом.В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к ...
Читаем во время летних каникул
Список произведений для чтения во время летних каникул (2-3 класс)...