Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся
статья по теме
Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных образовательных технологий
как условие успешности педагогов и учащихся»
Изменения, происходящие в социально – экономической, политической и культурной жизни людей, введение Федеральных Государственных образовательных стандартов ставят образовательное учреждение и педагогов в качественно новое положение. Потребности современного общества и людей обусловили появление новых целей и ценностей, таких как:
- Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации;
- Формирование правовой культуры;
- Воспитание толерантности;
- Создание нравственно – эстетической атмосферы в школе, основанной на культурологических традициях родного края.
С изменениями в обществе увеличиваются и требования к учителю. Он должен обладать высокой культурой, широкой эрудицией, высокой профессиональной квалификацией и высоким творческим потенциалом, и сумел так организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Ведь школа является важнейшим фактором развития личности;
- Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
- Систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.
Из всего многообразия инновационных направлений особое внимание уделяется образовательным технологиям.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
- Педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно – ориентированного подхода;
- Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- Четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Технологии:
- Проблемно – диалогического обучения;
- Проектной деятельности;
- Здоровьесбережения;
- Игровые;
- ИКТ.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это и решает технология проблемно – диалогического обучения.
Целевые ориентации
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками, формируется внутренняя мотивация.
Целевые ориентации
Создание условий, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения.
При внедрении в процесс обучения личностно – ориентированного подхода к учащимся, способствующего наиболее полной самореализации личности школьника из всего многообразия педагогических технологий я предпочитаю технологию проектной деятельности, при которой учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Чем же ценна эта технология?
- В центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, что повышает его мотивацию в учении;
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
- Один из способов контроля учащихся.
По новым образовательным стандартам эту технологию предлагают начинать использовать в детском саду. Уже с первого класса совместно с детьми мы создаем различные проекты: исследовательские, творческие, ролевые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), прикладные, межпредметные и т.д. Выполняют проекты как в рамках урочной, так и внеурочной или внеклассной деятельности.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживания учеником конкретных ситуаций. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно – ориентированного обучения.
Игра несет на себе функции:
- Психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- Психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения;
- Технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно.
Наша школа имеет огромный опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий. Мы разработали целую систему методических приемов, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.
Я использую следующие методы и методические приемы:
- Создание ситуации успеха
- Групповая работа
- Индивидуальные задания разных типов и уровней
- Предметные, сюжетные, ролевые, имитационные игры, драматизация
- Звуковая, дыхательная гимнастика
- Самооценка и самоанализ эмоционального состояния
В начальной школе, особенно в 1 – 2 классах, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, поэтому часто применяется игровая технология. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации игр. Можно разделить игры по виду деятельности; по характеру педагогического процесса. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Широко используются в практике наших учителей нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие.
Педагогические игры
По области деятельности | |||||||||||
Физические | Интеллектуальные | Трудовые | Социальные | Психологические | |||||||
По характеру педагогического процесса | |||||||||||
Обучающие Тренинговые Контролирующие Обобщающие | Познавательные Воспитательные Развивающие | Репродуктивные Продуктивные Творческие | Коммуникативные Диагностические Профориентационные Психотехнические | ||||||||
По игровой методике | |||||||||||
Предметные | Сюжетные | Ролевые | Деловые | Имитационные | Драматизация |
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Таким образом, современные образовательные технологии дают нам возможность:
- повысить уровень профессионализма,
- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,
- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике.
Закончить хотелось бы словами о том, что для нас является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самому, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливым, когда твои ученики дарят тебе свой свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...
Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.
Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...
Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы по русскому языку
Современные технологии по развитию речи...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
Обобщение педагогического опыта...
«Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках»
Конкурс "Учитель года". Методическая мастерская....