"Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями"
консультация на тему

Черникова Светлана Анатольевна

Вопросы физкультурно-оздоровительной работы в деятельности воспитателя ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Выступление воспитателя

МБДОУ д/с №4 С.А.Черниковой

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду.

         На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств использую разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа).

Пользуясь методом убеждения, разъясняю правила поведения, побуждаю детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: в своей работе  отмечаю положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и закрепление его осуществляю методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры.

В процессе физического воспитания развиваю у детей волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (ходьба по гимнастической скамейки, прыжки в высоту с разбега и др.) При этом необходимость выполнения, правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Обучение физическим упражнениям сочетаю с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др.), с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Организую целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений. Например, объясняя технику метания в цель,  указываю на сходство и различие ее с техникой метания на дальность. В ходе обучения использую также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений.

Давая различные задания, способствую проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, предлагаю своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на бревне, разойтись, не сходя с него.

Знания о физическом воспитании дети приобретают как в процессе занятий физическими упражнениями, так и во время бесед, при чтении книг, просмотре диафильмов, кинофильмов.

Использование подвижных игр, проведение упражнений в имитационной форме способствуют закреплению у детей знаний об окружающей действительности (виды труда, способы передвижения людей и т. д.).

На занятиях физическими упражнениями решаю и задачи эстетического воспитания. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Разъясняю, что движения человека красивы, если они естественны, целесообразны, экономны и продуктивны. Обращаю внимание детей также на правильную осанку, аккуратный костюм, красивые физкультурные пособия, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания.

Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.

Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания привлекаю детей к подготовке к занятиям, к уходу за физкультурным инвентарем, к ремонту его. При формировании трудовых навыков  показываю и рассказываю, как нужно выполнить задание, оцениваю качество выполнения, поощряю внесению элементов творчества, использую положительный пример детей, взрослых.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна. Самомассаж, бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным коврикам.

На базе ДОУ педагогами разработана целевая программа “Здоровый ребёнок”, в которой отражена перспектива здоровьесберегающей деятельности на пять лет.

Система физкультурной работы включает в себя:

Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

Проведение двигательных разминок между занятиями;

Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

Организация динамического часа в конце прогулки ;

Организация оздоровительного бега в конце прогулки;

Гимнастика после дневного сна;

Коррекционная работа с детьми по развитию движений;

Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;

Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

Организация досугов, праздников;

Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»

Организация работы с семьёй.

      Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаем разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.

     Варианты проведения утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер, разработали план, ориентируясь по дням недели:

– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;

– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;

– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;

– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);

– пятница – различные походы, развлечения.

Этот план педагоги корректируют, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения на велосипедах, самокатах,  народные игры и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика проведения малых форм занятий физическими упражнениями"

В этой работе представлены: методики организации и проведения утренней гимнастики до учебных занятий, физкультурных минуток, физкультурных пауз, вводной гимнастики (дыхательная гимнастика, точеч...

Ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня

Ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня  (спортивный час)...

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физиче...

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями

Задачи урока:1. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.( Что может стать причиной травматизма во время  занятий физическими  упражнениями?)2.  ...

Доклад на тему: Привлечение учащихся младших классов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями

Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами о...