Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков
статья по чтению (4 класс) по теме
каким образом происходит формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы у учащихся 4-х классов средней школы в течение учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_obuchayushchihsya_obshcheuchebnyh_umenii_i_navykov.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков
Фролова Т.В. 4 класс
- Введение
Проблема исследования: каким образом происходит формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы у учащихся 4-х классов средней школы в течение учебного года. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования – учебная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы.
Теоретическую основу составили положения психологии и педагогики о роли общеучебных умений и навыков в учебной деятельности школьников.
Методы исследования: для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач был проведено педагогическое исследование; наблюдения за деятельностью школьников, беседы; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.
Исследование проводилось на базе средней школы №180 г. Москвы. В эксперименте принимали участие 29 учащихся 4-А класса.
В соответствии с задачами исследования был разработан план педагогического исследования, которое включало три этапа:
первый этап – диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков в начале учебного года (сентябрь 2009 г);
второй этап – диагностика уровня развития ОУУН в конце первого полугодия (декабрь 2009 г);
третий этап – диагностика уровня развития ОУУН в конце учебного года (май 2009 г).
На третьем этапе была проведена статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию процесса формирования общеучебных умений и навыков на уроках чтения.
1. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1. Важность формирования, у обучающихся, общих учебных умений и навыков
Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.
Особое внимание педагогов привлекают слабоуспевающие дети. Их главный недостаток – несформированность учебной деятельности, неразвитость умственных способностей, умений и навыков учения.
Выделяется несколько уровней развития к сформированности умственных способностей и общих учебных умений и навыков.
У детей, относящихся к высокому уровню, развиты и сформированы общие способности (внимание, память, мышление) и специальные (математические, организаторские и т. д.). Дети этого уровня, как правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют большой интерес к изучаемому материалу.
Детей со средним уровнем развития способностей можно разделить на две группы. У первой группы общие способности развиты лучше специальных (единичные способности), у второй – специальные преобладают над общими (групповые способности).
Здесь преобладают дети со средней успеваемостью. Учащиеся привыкли работать согласно с инструктажем, т. е. по готовому образцу, только иногда могут прибегнуть к самостоятельной и даже творческой работе, вызванной ситуативным интересом.
У учеников с низким уровнем развития способностей плохо сформированы и общие и специальные способности (разрозненные элементы). Дети пассивно вовлекаются в учебную деятельность, требуется специальная помощь со стороны учителей.
Становится очевидным, что формирование общеучебных умений и навыков – важнейшее условие совершенствования методов учебной деятельности учеников. Для осуществления этих целей необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:
- умение планировать эту работу,
- четко ставить систему задач, вычленять среди них главные,
- умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,
- умелый и оперативный контроль за выполнением задания,
- умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу,
- умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
1.2. Общеучебные умения и навыки
Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний. Все многообразие ОУУН можно представить в виде четырех групп <Рисунок 1> .
1.3. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы
Эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения на уроках литературы напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
С такими формами деятельности как устная речь, работа на уроке, совместная групповая деятельность, поведение в группе подобную процедуру осуществить достаточно сложно. В частности, ученик (который, как мы знаем, достаточно часто даже читает в своей письменной работе не то, что он там написал, а то, что он собирался написать) в еще большей степени склонен заблуждаться относительно собственной устной речи и поведения. Ребенок, как правило, не может адекватно отследить и оценить, что и как он сказал, что и как он сделал на уроке или в других учебных или неучебных ситуациях.
На протяжении обучения в пятом классе у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные умения и навыки:
1. Учебно-организационные:
- ставить учебную задачу;
- понимать последовательность действий;
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
- оценивать свою деятельность и деятельность других;
- правильно оформлять и вести тетрадь.
2. Учебно-информационные:
- работать с учебником и дополнительной литературой;
- различать повествование, описание, рассуждение;
- составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
- осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
- владеть различными видами пересказа.
3. Учебно-логические:
- выделять главное;
- составлять простой план;
- сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
- давать определение по существенным признакам;
- высказывать суждения, подтверждать их фактами;
- обобщать, подытоживать информацию.
4. Учебно-коммуникативные:
- высказывать суждения;
- задавать уточняющие вопросы;
- слушать друг друга;
- распределять работу при совместной деятельности;
- участвовать в учебном диалоге;
- организовывать работу в группе.
В качестве примера занятия, в задачи которого входит формирование и развитие ОУУН можно привести последовательность действий по организации группового задания:
1. Сформировать группу из 3-4 учащихся.
2. Определить и уточнить цели совместной деятельности.
3. Составить план выполнения задания.
4. Распределить обязанности между участниками.
5. Найти способы решения задания.
6. Обсудить варианты выполнения задания.
7. Сопоставить варианты, предлагаемые разными участниками.
8. Принять коллективное решение.
9. Отчитаться в классе о проделанной работе.
Работу с текстом предлагается организовать по следующему плану:
- Представь, что тебе нужно изучить текст. Не читая его, зафиксируй план, по которому будешь его изучать.
- 2. Изучи текст, пользуясь своим планом.
3. Составь опорный план, схему или конспект, которые помогут тебе воспроизвести текст.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Исследование уровня развития ОУУН в начале учебного года
На протяжении учебного года (сентябрь 2009 – май 2010) на уроках литературы в 4-А классе проводилась работа над проблемой оптимизации процесса учебной деятельности школьников.
С целью проверки эффективности проведенных мероприятий было проведено педагогическое исследование, которое включало диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в три этапа:
І этап – в начале учебного года (сентябрь 2009г).
ІІ этап – в конце первого полугодия (декабрь 2009 г).
ІІІ этап – в конце учебного года (май 2010 г).
Исследование проводилось в 4-А классе средней школы №180 г.Москвы. В нем принимали участие 29 учеников 9-10 лет. Исследование проводилось в естественных условиях.
Выполнение домашних заданий, участие в дискуссиях, выполнение заданий на уроке оценивались не только с точки зрения знаний, но и с позиций развития определенных общеучебных умений и навыков. Оценка преподавателя фиксировалась в специальной индивидуальной для каждого ученика анкете. Эти данные показали, на формирование и развитие каких ОУУН нужно обратить повышенное внимание при моделировании уроков в общем для всего класса и для каждого ученика в частности.
Для проверки знаний и ОУУН использовались традиционные методы опроса учеников. Результаты оценивались в баллах.
Для заполнения анкеты используется 3-х балльная система оценки уровня владения ОУУН:
1 – критический уровень (не владеет);
2 – достаточный (частично владеет);
3 – оптимальный (владеет).
Преподаватель наблюдает за учебной деятельностью учеников и фиксирует в соответствующей анкете оценку ОУУН учащихся, проявляемые при выполнении заданий. После заполнения всех анкет, полученные данные обрабатывались.
Коэффициент уровня развития ОУУН (І этап)Общеучебные умения и навыки Коэффициент, %
1. Учебно-организационные 46,6
2. Учебно-информационные 40
3. Учебно-логические 55,5
4. Учебно-коммуникативные 50
Общий коэффициент ОУУН 48,02
Уровни владения различными видами ОУУН оцениваются таким образом:
высокий уровень – коэффициент ?86%;
средний уровень – коэффициент =60-85%;
низкий уровень – коэффициент ?59%.
Очевидно, что общеучебные умения и навыки, необходимые для учебной деятельности на уроках литературы, к началу учебного года у учащихся практически не сформированы.
2.2. Исследование уровня развития ОУУН в конце первого полугодия
Второй этап проводился в декабре 2009 года с целью диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков к концу первого полугодия.
В результате диагностики был определен коэффициент уровня развития ОУУН для всего класса по основным группам умений и навыков по группам общеучебных умений и навыков.
Коэффициент уровня развития ОУУН по группам (ІІ этап)
Общеучебные умения и навыки
1. Учебно-организационные 60
2. Учебно-информационные 73,3
3. Учебно-логические 72,2
4. Учебно-коммуникативные 83,3
Общий коэффициент ОУУН 72,2
Как мы видим, общий уровень развития ОУУН – средний уровень, умения и навыки сформировались и развиваются.
Наблюдая за учениками можно заметить, что дети начинают обращать больше внимания на свою устную речь. Если устный ответ записан на магнитофон и ребенок слушает собственную устную речь как чужую, то возникает возможность ее исследовать и корректировать.
Дети начинают корректировать свое поведение и деятельность в социальных ситуациях (тон, интонацию, силу голоса, выбор лексики; а в случае применения видео – мимику, жестикуляцию, позу и т. п.).
Существенно улучшается качество домашней подготовки устных заданий. И соответственно, усиливается эффективность обучения, происходит обучение исследовательской деятельности, самоанализу; обучение умению критически относиться к своим действиям.
У детей появляется опыт, а затем и навык практической работы над коррекцией и организацией собственной устной речи (редактирование, планирование) и деятельности (проектирование, планирование).
- Исследование уровня развития ОУУН в конце учебного года
Третий этап (май 2010 г.) позволил подвести итог работе и ставил своей целью диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в конце учебного года.
Результат диагностики по основным группам общеучебных умений и навыков (коэффициент развития ОУУН для всего класса) предоставлен в табл. 3.
Таблица 3.
Коэффициент уровня развития ОУУН по группам (ІІІ этап)
Общеучебные умения и навыки
Коэффициент, %
1. Учебно-организационные 93,3
2. Учебно-информационные 86,7
3. Учебно-логические 83,3
4. Учебно-коммуникативные 88,9
Общий коэффициент ОУУН 88,05
Из анализа результатов диагностики развития ОУУН можно увидеть, что общеучебные умения и навыки на протяжении учебного года сформировались и развились до достаточно высокого уровня. Недостаточно развиты еще учебно-логические умения – они сформированы на среднем уровне. Очевидно, это вызвано общей гуманитарной направленностью обучения на уроках литературы.
На основании полученных данных были выделены три уровня сформированности общеучебных умений и навыков:
Высокий уровень (Коуун ?86%) – ОУУН в значительной степени сформированы;
Средний уровень (Коуун =60-85%) – ОУУН сформированы частично;
Низкий уровень (Коуун ?59%) – ОУУН практически не сформированы.
В табл. 4 представлено соотношение количества учащихся по уровням развития общеучебных умений и навыков на протяжении учебного года.
Таблица 4.
Распределение детей по уровню сформированности ОУУНКоличество детей
(20 человек) I этап II этап III этап
Абсолютное число % Абсолютное число % Абсолютное число %
Высокий уровень - - 2 10 14 70
Средний уровень 9 45 17 85 6 30
Низкий уровень 11 55 1 5 - -
Как мы видим, на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков. Если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне, и к концу учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне.
На основании анализа результатов диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков у учеников 5-А класса можно сделать следующие рекомендации:
1. Учитель должен учить детей:
а) осознавать и мотивировать свою учебную деятельность;
б) внимательно воспринимать информацию;
в) рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами).
2. Применять такие виды самостоятельной деятельности, как:
а) составление плана ответа;
б) озаглавливание отдельных абзацев;
в) составление тезисов прочитанного;
г) краткое изложение текста 2-3 предложениями;
д) ведение конспекта, написание реферата;
е) выписывание цитат;
ж) запись под диктовку;
з) изложение, сочинение.
3. Учить:
а) анализировать;
б) сравнивать;
в) классифицировать;
г) обобщать;
д) систематизировать;
е) выделять главное;
ж) устанавливать причинно-следственные связи.
4. Обучать учащихся использованию выражений: "можно сделать вывод", "итак", "следовательно", "обобщая сказанное".
5. Развивать самостоятельность мышления следующими способами:
а) создавать ситуацию споров;
б) стимулировать свободное изложение материала своими словами;
в) признавать вариативность формулировок;
г) использовать выражения "докажите" и другие подобные.
6. Учить пользоваться:
а) учебником,
б) справочниками, словарями, энциклопедиями,
в) картотекой, каталогом,
г) техническими источниками информации.
7. Учить вести наблюдения.
8. Учить осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
9. Учить вести познавательную деятельность:
а) индивидуально,
б) в паре,
в) группе,
г) в коллективе.
10. Учить сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.).
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя результаты педагогического исследования мы видим, что, если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне. В конце учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне, низкий уровень овладения общеучебными умениями и навыками не наблюдался.
Очевидно, что на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Особенно важны следующие общеучебные умения и навыки, формированию которых следует уделять особое внимание:
- осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
- выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
- описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
- видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
- вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).
ЛИТЕРАТУРА
Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. ., 1981.
Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.
Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. – М., 1980.
Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
7.4.1. Определение понятия "общеучебные умения и навыки"
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни (рис. 14).
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.
Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании - сугубо математические умения (действия), однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти навыки являются общеучебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому это умение является узкопредметным.
Как видим, четкую границу между узкопредметными и общеучебными умениями и навыками провести довольно трудно.
Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;
2) Специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.
7.4.2. Формирование общеучебных умений и навыков
Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это положение неверно.
Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.
Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности (см. анимацию) (Бардин К.В., 1973; аннотация).
Прежде всего перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.
Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.
Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).
Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной (эту систему мы рассмотрим ниже).
После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.
Например, при обучении умению составлять план-схему учитель может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме - составляют план по этому учебному материалу. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведенного примера, совместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь - совместная деятельность, а метод - выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.
После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет.
Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает "выпадать". Так, на уроках русского языка и литературы ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане
(http://www.altai.fio.ru/projects/GROUP4/potok34/site/index.html; см. материалы по развитию общеучебных умений и навыков),
(http://www.mes.ru/rus/text/priorit.html; см. сайт Московской экономической школы),
(http://premier.edu.ru/; см. материал о системе международного бакалавриата).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"
Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...
Развитие общеучебных умений и навыков обучающихся начальных классов
Исследование, целью которого являлось выявление и обоснование влияния на качество знаний обучающихся I ступени уровня владения ими общеучебными умениями и навыками. Основными навыками, которые до...
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе
Эта статья - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....
Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников
Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....
Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной
Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной...
Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Содержание мониторинга выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью составляется с опорой на АОП разработанную на данного учени...
Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...