ООП по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_oop.docx | 114.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Шек Т.С./ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ с. Привольное» ____________/Порошина Л.И./ ФИО «___»____________2015. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области» ____________/Ли М.П./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
Порошиной Ларисы Ивановны,
учителя первой категории
Ф.И.О., категория
по русскому языку
на уровне начального общего образования
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2015г.
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для 1-4 классов общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский язык», основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Привольное и авторской программы С.В.Иванова, Евдокимовой А.О. (образовательная программа «Начальная школа XXI века»).
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Рабочая программа составлена и реализуется на основе УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Виноградова Н.Ф.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Букварь (в 2-х частях) Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.,2013. Прописи. 1 класс. № 1,2,3.
- Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 1-4 классов: Учебники для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- - Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 1-4 классов: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб.. – М.: Вентана-Граф.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2012.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную: ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную: формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с особенностями и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы
лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Система оценивания знаний
Знания, умения и навыки учащихся по русскому языку оцениваются по результатам устного и письменного опроса, текущих и итоговых письменных работ, самостоятельных и контрольных работ, контрольных диктантов, сочинений, изложений, тестов.
В условиях безотметочной системы оценивания в 1 классе, контроль за усвоением учебного материала осуществляется:
при устном ответе;
при выполнении творческих работ;
при выполнении практических работ;
во время дискуссий;
при выполнении теста достижений;
самоконтролем.
Во 2-4 классах оценивание достижений учащихся проходит по пятибалльной системе.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы
лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
•он является основным средством общения между людьми;
•с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
•язык является основным средством познания окружающего мира;
•владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
•использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
— грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
-научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
■ «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
■«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165ч (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Срок реализации программы 4 года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и
ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Планируемые результаты обучения
по курсу «Обучение грамоте (письмо)» к концу подготовительного периода
Обучающиеся научаться
на уровне образных элементарных представлений различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
называть и различать по форме структурные единицы графической системы элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями,
правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Букварю» в 2-х частях и тетрадям по письму № 1, № 2, № 3, первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.
по курсу «Обучение грамоте (письмо)» к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
звуки русского языка делить на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
согласные делить на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;
слово представляет собой единство звучания и значения;
звучащее слово делить на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;
основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-
помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;
устное высказывание членить на предложение и текст, эти единицы языка можно также
изобразить графически;
элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном
пространственно-количественном соотношении;
формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном
пространственно-количественном соотношении.
акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;
читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
выполнять узоры-бордюры и росчерки.
На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по
исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.
по курсу «Обучение грамоте (письмо)» к концу заключительного периода
Обучающиеся научатся
понимать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика;
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у
первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].
Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.
Личностные УУД
Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
Познавательные УУД
Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.
Логические:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; * анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками
с целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких и глухих;
обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков
выяснение общих черт непарных согласных;
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
формирование понятия «звук» через анализ моделей;
поэтапное формирование понятия «парный звонкий, глухой согласный» через систему
сопоставлений;
формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково- символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
установление причинно-следственных связей:
между разным звучанием мягкого и твердого согласного с использованием разных букв для гласного звука;
между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Ученик научится:
Различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие
согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
Кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
Решать учебные и практические задачи:
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
-правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
-правильно писать сочетания ча-ща, чу-щу и жи-ши под ударением;
-писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
-ставить точку в конце предложения;
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
-осознавать цели и ситуации устного общения;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- переносить слова по слогам без стечения согласных;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
* парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
* изменяемые и неизменяемые слова;
* формы слова и однокоренные слова;
* однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
* предложения по цели высказывания;
* предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить
* в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
* лексическое значение слова в толковом словаре;
* основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи
* делить слова на слоги;
* использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
* подбирать однокоренные слова;
* определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
* безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 — 60 слов;
* проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
* подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
* исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания
* перенос слов;
* проверяемые безударные гласные в корнях слов;
* парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
* непроизносимые согласные;
* непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
* разделительные твердый и мягкий знаки;
* правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, за-, на-, над-
* раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
* устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
* определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
* различать однозначные и многозначные слова;
* наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
* подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
* подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
* применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок, -енок, -ок, -ек, ик, -ость;
* применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
* подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
* при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
* определять по предложенным заголовкам содержание текста;
* составлять план текста;
* определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
* соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
собственные имена существительные;
личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); решать учебные и практические задачи
определять род изменяемых имен существительных;
устанавливать форму числа (единственное или множественное)
имени существительного;
задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
составлять план собственного и предложенного текста;
определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
приставки, оканчивающиеся на з, с;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения выпускники начальной школы научатся:
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежавшее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
Учащиеся научатся:
решать практические и учебные задачи, применятьправилаправописания:писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 - 80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- звонкие и глухие согласные в корнях;
- непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- нес глаголами;
- безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определённые программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся научатся решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся могут научиться различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
- слово и предложение;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложения;
Блок «Правописание»
- суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
- наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- разбирать простое предложение по членам предложения;
- выделять основную мысль текста;
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- составлять план текста (при помощи учителя);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
- писать изложения различных видов (обучающего характера).
Основные требования к уровню подготовки учащихся за курс 4 класса:
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,глагол;
слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
начальную форму глагола;
∙ глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
∙ глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
- определять спряжение глагола;
∙ устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
∙ использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом∙ 80–100 слов; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- применять правила правописания непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
∙ находить наречие и имя числительное в тексте;
∙ применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
∙ применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных; применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Содержание учебного предмета «Русский язык»
1 класс
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
- показатель мягкости предшествующего согласного;
- разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши );
- сочетания чк, чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)3;
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
2 класс
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
- Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
- Орфоэпия5. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
- Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
- Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
- Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)8;
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
- «Развитие речи» (34 ч)
- Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
- Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение (5 ч)
Резервные уроки (16 ч)
3 класс
I «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
- Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)
- Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
- Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
- Синтаксис (18 ч)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
II «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53
ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные
12
слова, определенные программой) ;
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- суффиксы имен существительных —ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных
на -ий, -ия, -ие;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
- «Развитие речи» (30 ч)
- Устная речь13
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
- Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
- Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
- Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
- Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
- Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.(5ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
- Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
- «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные
слова, определенные программой) ;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов -ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числитель ных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
- «Развитие речи» (29 ч)
- Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
- Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
- Резервные уроки (35 ч)
Тематическое планирование по русскому языку
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс (165 ч.)
№п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Количество часов |
1 | Виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) | Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Сравнивать: соотносить прочитанное слово (предложение) и соответствующую картинку. Наблюдать: соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.Анализировать смысл прочитанного, определять главную мысль. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое —по целям | в течение всего курса |
2. | Фонетика | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустик артикуляционном отношении звуков (н—м, р—л, с—ш и др.). Подбирать слова с заданным звуком. Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Моделировать звуковой состав слова. Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слог ударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, формулировать) работу(функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. | 10 |
3. | Графика | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать обозначающие близкие по акустик артикуляционным согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш,з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т,л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.).Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’ ]. Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов. | 22 |
4. | Письмо | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Списывать с печатного и письменного. Переносить слова по слогам. Записывать под диктовку отдельные слова состоящие из трех—пяти слов со звуками в сильной позиции. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы | 51 |
5. | Слово и предложение | Классифицировать соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).Группировать слова, по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения заданным словом с последующим распространением предложений. | 13 |
6. | Орфография | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща,чу—щу, жи—ши. Выписывать из слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Оформлять начало предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку | 23 |
7. | Развитие речи | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую связанную с общением. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. | 46 |
итого | 165 |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс (170ч.)
№ | Название разделов и тем | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
1 | Фонетика и орфоэпия | - определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги; − соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков. - правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать; − правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе. | 10 |
2 | Графика | - | |
3 | Лексика | - выявлять слова, значение которых требует уточнения; − определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. | 22 |
4 | Состав слова (морфемика) | - различать изменяемые и неизменяемые слова; − различать родственные слова и формы слова; − находить значимые части слова; − выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; − выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; − сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования; − мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; − обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме; − разграничивать разные слова и разные формы одного слова. | 19 |
5 | Морфология | - определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов; − изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род; − изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам. | 16 |
6 | Синтаксис | - различать предложение, словосочетание и слово; − находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос; − определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; − находить в предложении основу и неглавные члены; − задавать вопросы к разным членам предложения. | 4 |
7 | Орфография и пунктуация | - проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкостисогласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; − выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова; − писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; − определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; − различать на письме предлоги и приставки; - употреблять разделительные ь и ъ знаки; − находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно. | 58 |
8 | Развитие речи | - определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении; − членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; − грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; − владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях; − соблюдать орфоэпические нормы речи; − устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; − писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. | 34 |
9 | Резерв | 7 |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
3 класс (170ч.)
№ | Название разделов и тем | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
1 | Фонетика и орфоэпия | - выполнять звукобуквенный анализ слова. правильно употреблять приставки на- и о-; − правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе. | 3 |
2 | Графика | - | |
3 | Лексика | - отличать прямое и переносное значение слова; − находить в тексте синонимы и антонимы; − отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов. | - |
4 | Состав слова (морфемика) | - сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования; − мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; − обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме. | 1 |
5 | Морфология | - различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог; − различать на письме приставки и предлоги; − изменять существительные по числам и падежам; определять их род; − различать названия падежей; − изменять прилагательные по числам, падежам, родам; − изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам. | 46 |
6 | Синтаксис | - находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос; − находить в предложении основу и второстепенные члены предложения; − задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. | 18 |
7 | Орфография и пунктуация | - определять орфограммы; − использовать разные способы проверок орфограмм; − писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; − писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; − писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з; − писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; − писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных; − находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. | 53 |
8 | Развитие речи | - определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении; − членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; - грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания; - владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях; - работать со словарями; - соблюдать орфоэпические нормы речи; - устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; - писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. | 30 |
9 | Резерв | 16 |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс (170ч.)
№ | Название разделов и тем | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
1 | Фонетика и орфоэпия | - различать звуки и буквы; − характеризовать звуки русского языка; - зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе; − правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями; − правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах; − соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; − находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям) слов и поиска нужной информации. | 1 |
2 | Графика | - | |
3 | Лексика | - выявлять слова, значение которых требует уточнения; − определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. - подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов; − подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; − различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); − выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | - |
4 | Состав слова (морфемика) | - проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; − сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). | 1 |
5 | Морфология | - проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; − находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах. | 46 |
6 | Синтаксис | - различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство; − выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; − различать простые и сложные предложения. | 16 |
7 | Орфография и пунктуация | - применять общее правило написания: о-епосле шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки; − применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении; − использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря); − определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника; − определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но. | 52 |
8 | Развитие речи | - создавать тексты по предложенному заголовку; − подробно или выборочно пересказывать текст; − анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; − корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; − анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; − оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). | 32 |
9 | Резерв | 22 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Букварь (в 2-х частях) Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова. Прописи. 1 класс. № 1,2,3.
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык: Учебник. 1 класс.
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова Русский язык: Учебник. 2 класс.
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык: Учебник. 3 класс.
С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык: Учебник. 4 класс.
С.В.Иванов. Русский язык: Рабочие программы. 1_4 классы.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
2. Технические средства обучения:
_ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
_ настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
_ телевизор (по возможности);
_ видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности);
_ аудиоцентр/магнитофон;
_ диапроектор (по возможности);
_ мультимедийный проектор (по возможности);
_ экспозиционный экран (по возможности);
_ компьютер (по возможности);
_ сканер (по возможности);
_ принтер лазерный (по возможности);
_ принтер струйный цветной (по возможности);
_ фотокамера цифровая (по возможности);
_ видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
3. Экранно-звуковые пособия:
_ аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
_ видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
_ слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
_ мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Оборудование класса:
_ ученические одно и двухместные столы с комплектом стульев;
_ стол учительский с тумбой;
_ шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
_ настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"
Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...
Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»
Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...
Памятки по русскому языку "Начальная школа XXI века"
Фонетика, морфология, синтаксис. Памятки для учащихся по русскому языку....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...
календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа 21 века" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс УМК "Школа 21 века"...
Контрольные и проверочные работы по русскому языку "Начальная школа 21 века" 2 класс, 2 полугодие
тесты и конрольные работы по русскому языку за 2 полугодие 2 класс...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса. Составлено по учебнику Иванова. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...