Личностно - ориентированный подход к обучению
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Карева Инна Дмитриевна

Данный материал описывает основные тезисы личностно-ориентированного подхода к обучению, методы мотивации и стимулирования деятельности учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obuchenii.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Сущность педагогической системы, как показывает анализ, заключается в стремлении педагога созидать из каждого малыша личность, высшее творение природы, обладающее «страстью» к развитию, взрослению и свободе". Ш.А. Амонашвили.

Личность, по мнению ученых, рождается в борьбе с самим собой, в процессе самопознания и самоопределения, воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

  • Стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • использование не только монолога, но и диалога
  • принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Одна из острых проблем начальной школы — формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим людям — одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребенок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.

Методика «Лесенка» (для определения самооценки) по Захарову А.В. Проводится в индивидуальной форме.

  1. Инструкция: посмотри на лесенку. На самую нижнюю ступень ставят самых плохих ребят. Они злые, завистливые. На ступень выше — ребята лучше. Еще ступенью выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней — самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? После ответа спрашивают: Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь на какую ступень тебя поставила бы мама?Не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступень — неадекватно-завышенная самооценка
  2. После некоторых раздумий ставят себя на самую высокую — завышенная самооценка
  3. Обдумав задание, ставят на 2 или 3 ступеньку — адекватная самооценка
  4. Ставит на нижние ступеньки, ссылаясь на мнение взрослых «Так говорит мама» - заниженная самооценка
  • не предъявлять к ребенку завышенные требования
  • не использовать слова, унижающие достоинства человека, т.е. Оценивать результат деятельности, а не личности.

Необходимо помнить! Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха обучающегося.

Существует 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащегося:

  1. Эмоциональные. Поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
  2. Познавательные. Учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий.
  3. Социальные. Развитие желаний быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживание, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, самопроверка и взаимопроверка.
  4. Волевые. Формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка своей деятельностии коррекция, формирование рефлексивности.

                                                                                                                                                                 

Дети должны знать, что я верю в их силы и способности. Я убеждаю, что лучше самому приобрести знания, чем списывать у соседа. Я на уроке вызываю интеллектуальное напряжение, поощряю познавательную активность.

Необоснованная похвала нивелирует ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, сколь бы малы они не были, и вовремя поддержать обучающегося.

  • Нельзя, высказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
  • Учитель должен знать и весь класс и каждого ребенка в отдельности, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
  • Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка (например, замечания и пометки в тетради ученика)

Мастерство оценивания находится в прямой зависимости от педагогического мастерства учителя.

«Лесенка побуждений» (А.И. Божович)

Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы.

Инструкция: давайте построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Нас интересует для чего ты учишься сам, что для тебя самое главное. Выбери карточку где написано самое главное. Это будет I ступень. Из оставшихся выбери снова ту, где написано самое главное, это вторая ступенька ( положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.  (Ученикам предъявляется на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам)

1. Я учусь для того, чтобы все знать

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс обучения

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки

4. Я учусь, чтобы научиться самому решать задачи

1. Я учусь, чтобы быть полезным людям

2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами

3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей

4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи

Обработка результатов теста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».

Статья по теме  "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...

Личностно-ориентированный подход в обучении

Выступление на ШМО учителей начальных классов....

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.

Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....