Личностно - ориентированный подход к обучению
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал описывает основные тезисы личностно-ориентированного подхода к обучению, методы мотивации и стимулирования деятельности учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obuchenii.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Сущность педагогической системы, как показывает анализ, заключается в стремлении педагога созидать из каждого малыша личность, высшее творение природы, обладающее «страстью» к развитию, взрослению и свободе". Ш.А. Амонашвили.
Личность, по мнению ученых, рождается в борьбе с самим собой, в процессе самопознания и самоопределения, воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.
- Стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
- использование не только монолога, но и диалога
- принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Одна из острых проблем начальной школы — формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим людям — одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребенок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.
Методика «Лесенка» (для определения самооценки) по Захарову А.В. Проводится в индивидуальной форме.
- Инструкция: посмотри на лесенку. На самую нижнюю ступень ставят самых плохих ребят. Они злые, завистливые. На ступень выше — ребята лучше. Еще ступенью выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней — самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? После ответа спрашивают: Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь на какую ступень тебя поставила бы мама?Не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступень — неадекватно-завышенная самооценка
- После некоторых раздумий ставят себя на самую высокую — завышенная самооценка
- Обдумав задание, ставят на 2 или 3 ступеньку — адекватная самооценка
- Ставит на нижние ступеньки, ссылаясь на мнение взрослых «Так говорит мама» - заниженная самооценка
- не предъявлять к ребенку завышенные требования
- не использовать слова, унижающие достоинства человека, т.е. Оценивать результат деятельности, а не личности.
Необходимо помнить! Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха обучающегося.
Существует 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащегося:
- Эмоциональные. Поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
- Познавательные. Учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий.
- Социальные. Развитие желаний быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживание, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, самопроверка и взаимопроверка.
- Волевые. Формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка своей деятельностии коррекция, формирование рефлексивности.
Дети должны знать, что я верю в их силы и способности. Я убеждаю, что лучше самому приобрести знания, чем списывать у соседа. Я на уроке вызываю интеллектуальное напряжение, поощряю познавательную активность.
Необоснованная похвала нивелирует ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, сколь бы малы они не были, и вовремя поддержать обучающегося.
- Нельзя, высказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
- Учитель должен знать и весь класс и каждого ребенка в отдельности, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
- Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка (например, замечания и пометки в тетради ученика)
Мастерство оценивания находится в прямой зависимости от педагогического мастерства учителя.
«Лесенка побуждений» (А.И. Божович)
Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы.
Инструкция: давайте построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Нас интересует для чего ты учишься сам, что для тебя самое главное. Выбери карточку где написано самое главное. Это будет I ступень. Из оставшихся выбери снова ту, где написано самое главное, это вторая ступенька ( положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно. (Ученикам предъявляется на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам)
1. Я учусь для того, чтобы все знать
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс обучения
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки
4. Я учусь, чтобы научиться самому решать задачи
1. Я учусь, чтобы быть полезным людям
2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами
3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей
4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи
Обработка результатов теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"
Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...
Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».
Статья по теме "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...
Личностно-ориентированный подход в обучении
Выступление на ШМО учителей начальных классов....
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.
Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....