Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.
методическая разработка (2 класс) на тему
Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_organizacii_samopodgotovki_detey_nachalnyh_klassov.docx | 12.17 КБ |
realizaciya_lichnostno.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации самоподготовки детей начальных классов.
I. Основные этапы самоподготовки.
1. Организационный момент.
∙ Проверка рабочих мест.
∙ Напомнить правила посадки и положения тетради.
2. Актуализация знаний.
Постановка задач.
∙ Вспомнить, что изучали на уроках.
∙ Уточнить, что задано.
3. Планирование текущей работы.
Психологический настрой.
∙ Определить с какого предмета лучше начать выполнение домашней работы.
∙ Настроить на рациональное использование времени и качественное выполнение заданий.
4. Инструктаж и выполнение домашней работы.
∙ Осмысление заданий детьми.
∙ Консультации с воспитателем.
∙ Оказание воспитателем необходимой помощи отдельным ребятам.
5. Самоконтроль и взаимоконтроль.
∙ Самоконтроль осуществляется по подготовленной заранее «Проверяйке».
6. Самоанализ и самооценивание.
∙ Анализ домашней работы по алгоритму:
1) Проверил?
2) Без ошибок?
3) Выполнил быстро?
4) Аккуратно?
5) Цифры и буквы красивые?
6) Старался?
7) Доволен работой?
8) Отметка?
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов.
∙ Отметить тех, кто работал самостоятельно.
∙ Подбодрить неуверенных в себе.
∙ Похвалить добросовестных.
II. Рекомендации по работе с тревожными, неуверенными в себе детьми.
1) Обращайтесь к воспитаннику по имени.
2) Хвалите даже за незначительный успех.
3) Избегайте заданий на время.
4) Сравнивайте результаты ученика только с его собственными.
5) Выработайте требования к ученику, адекватные его знаниям и возможностям.
6) Чтобы задание представлялось ученику осуществимым, надо разбить его на более мелкие.
7) Снижайте количество замечаний и не читайте нотаций.
Предварительный просмотр:
Реализация личностно-ориентированного подхода в организации и проведении самоподготовки воспитанников.
Содержание.
1. Определение самоподготовки. Цели и задачи.
2. Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната.
3. Форма работы.
4. Этапы проведения самоподготовки.
5. Результативность.
6. Перспективные цели и задачи.
1. Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы.
Цели и задачи:
1. Формирование общеучебных умений и навыков, как основы для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками.
• Формирование учебно-организационных умений:
- организовывать своё рабочее место;
- планировать текущую работу;
- понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение;
- соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых вре-
менных рамках ;
- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
• Формирование учебно-информационных умений:
- пользоваться учебником, памятками, схемами (решения задач).
• Формирование коммуникативных умений: развивать умение слушать; понимать сказанное однократно.
• Формирование учебно-интеллектуальных умений: учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание, развивать логическое мышление.
2. Закрепить знания по предметам.
1) Совершенствовать умение писать слова с сочетаниями жи, ши.
2) Отработать умение решать составную задачу с опорой на схему.
3) Совершенствовать вычислительные навыки ( умножение и деление с числом 4; знания порядка действий) .
4) Развивать логическое мышление.
3. Формирование положительной мотивации к обучению:
- создание ситуации успеха;
- повышение социального статуса.
2. Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната.
* Группа воспитанников – учащиеся одного класса. Домашнее задание даётся по одной теме, что облегчает процесс организации и контроль на самоподготовке.
* В школе-интернате ребята живут на протяжении учебной недели и кроме педагога им некому помочь научиться самостоятельной работе при выполнении домашних заданий.
Учитель знает о проблемах каждого ребёнка и его уровне усвоения знаний, может оказать дополнительную квалифицированную помощь в усвоении учебного материала, во время восполнить пробелы в знаниях, проконтролировать качество выполнения заданий.
По предложению администрации функции воспитателя на самоподготовке выполняет учитель, ведущий уроки. На письменных уроках в первой половине дня уже нет необходимости разбирать домашнее задание, а значит, есть возможность экономить время и использовать его на других этапах урока.
3. Форма работы.
При организации самоподготовки мне пришлось учитывать состав детей. Разделила детей на группы. В основу деления легли следующие параметры:
- сформированность умений самостоятельной работы;
- умение работать с книгой, текстом, передавать содержание прочитанного;
- сформированность умений применять теоретические знания на практике;
- необходимость дополнительных разъяснений или контроль за пониманием заданий;
- необходимость в постоянной помощи при выполнении заданий или контроля над процессом их выполнения.
Помимо собственного деления на группы, предложила ребятам ответить на вопросы: Кто чувствует уверенность в своих силах и может самостоятельно без моей помощи выполнять д / з?
Кто совсем не может справиться без моей помощи?
Убедилась в том, что моё деление на группы совпало с оценкой своих возможностей самими ребятами.
Во время проведения самоподготовки дифференцированно подхожу к различным группам.
Первая группа получает чаще всего полную самостоятельность и работает в паре или группой. В неё входят учащиеся, легко усваивающие учебный материал и обладающие определёнными навыками и умениями самостоятельной работы. Ребята этой группы имеют право выбора, с какого предмета начать.
Вторая группа – это дети, усваивающие материал, но имеющие ряд трудностей, неуверенные в себе, нуждающиеся в контроле правильности выполнения домашних заданий, или небольшой помощи с моей стороны. Они могут получить свободу действий на определённом этапе или при выполнении несложных заданий.
Третья группа – особо неорганизованные ребята, которые:
1) не обладают навыками самостоятельной работы;
2) с дефицитом ШЗФ;
3) медлительные от природы;
4) с низкой мотивацией учебной деятельности;
5) с темпом чтения ниже возрастной нормы и непониманием прочитанного;
6) нуждающиеся в дополнительной стимуляции и строгом контроле за процессом выполнения д / з.
Дети этой группы всё время работают под моим контролем, выполняя задания в непосредственной близости от меня. Контроль за выполненным заданием осуществляю сама, изредка допускается самоконтроль.
При подготовке устных предметов группы могут распадаться и выполнение д / з идёт: в парах сильный-слабый.(Например, при подготовке по чтению, к окружающему миру, сильный читает слабому, тот следит по учебнику. Затем сильный отвечает на вопросы, пересказывает. Меняются ролями.)
Группы могут меняться по составу с учётом взаимной симпатии, общего развития, сочетания сильных и слабых. (При подготовке д/з чтению, чтение про ролям)
4. Этапы проведения самоподготовки.
1) Организационный момент. Проверка рабочих мест. Правила посадки.
Для малышей важен эмоциональный настрой. Считаю удачной находкой начинать самоподготовку с музыкальной заставки, которая позволяет настроиться на предстоящую работу, программирует на учебную деятельность.
2) Актуализация знаний, постановка задач.
Вспоминаем, что изучали на уроках, какое получили домашнее задание.
3) Планирование текущей работы. Психологический настрой.
Какая группа с какого предмета начинает выполнять д / з. Учитываю психологические особенности ребят. Одни хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие наоборот. У одних ребят уровень работоспособности более высок на начальном этапе, у других во второй половине, а ребята третьей группы нуждаются в так называемой «раскачке».
. Как надо себя вести, чтобы выполнить всё быстро, аккуратно и правильно.
(Не шуми! Другим не мешай! Даром время не теряй!)
4) Инструктаж и выполнение домашней работы.
Пока третья группа записывает число, домашняя работа и открывает нужную страницу, читает задание, ребята 1-ой и 2-ой групп осмысливают задание, задают свои вопросы, получают инструкции по выполнению, затем приступают к работе. Я возвращаюсь к третьей группе, оставляя работу других групп под своим контролем и при необходимости оказываю им помощь или консультирую. В процессе выполнения ребята 2-ой и 3-ей групп могут пользоваться «Помогайкой». Но для второй группы использование «Помогайки» разрешается в особых случаях, при решении трудных задач, так как подсказка не всегда уместна, иначе её частое использование приведёт к умственной лени, неспособности самостоятельно добывать знания, боязни сделать что-то неправильно.
Во время работы стараюсь создать ситуацию успеха и хвалю за самые незначительные достижения. У ребят много существенных различий в устойчивости внимания, темпе деятельности, быстроте вхождения в работу. Не требую выполнения задания за строго отведённое время, учитывая индивидуальные особенности воспитанников. В то же время, стараюсь регламентировать выполнение письменных заданий для ряда учащихся, что дисциплинирует их, активизирует мыслительную деятельность, приучает к рациональному использованию времени, формирует потребность и способность своевременно выполнить задание.
Ребята первой группы, выполнившие д/з, могут исполнять роль консультантов для других воспитанников, контролируют правильность выполнение их работы.
В процессе самоподготовки из-за разного темпа деятельности и интеллектуальных способностей, сформированности учебных навыков нет возможности для проведения единой физпаузы. Поэтому ребята отдыхают каждый в своё время, закончив выполнение д/з по одному предмету. Отдых представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений. После выполнения заданий по двум предметам есть общий перерыв на полдник.
5) Самоконтроль и взаимоконтроль.
Ребята 1-ой и 2-ой групп осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль с заранее подготовленной мной «Проверяйкой», но только с разрешения, когда я убеждаюсь в выполнении задания.
6) Самоанализ и самооценивание.
Пользуясь алгоритмом «Оцени свою работу» ребята анализируют выполненное задание и ставят себе оценку простым карандашом. Их оценка почти всегда соответствует той, которую ставлю я при проверке.
7) Рефлексия.
Анализируя свои переживания, после выполненного д/з, ребята передают своё состояние с помощью рисования выражения лица (смайлика).
8) Подведение итогов.
Успели ли справиться с поставленной задачей. Какой вывод сделаем.
5. Результативность.
Пока рано говорить о серьёзных продвижениях и результатах моей работы. Но в то же время ребята стали осознаннее, подходить к выполнению д/з, поняв, зачем его делать, особенно после того, как им доверили самооценивание. Их привлекает возможность показать своё состояние всем и в числе первых.
У отдельных ребят третьей группы стали проявляться первые навыки самостоятельной работы. Например, Веронику П. уже можно переводить из 3-ей группы во 2-ую. Она научилась сосредоточенно выполнять задания и не нуждается в моём пристальном внимании. Ксюша И. почувствовала уверенность в своих силах, но пока не может сосредоточенно выполнять задания, легко отвлекаясь от работы.
Эффективной оказалась работа в паре. Отдельные ребята (Коля М., Артём Юю, Алёна И.) быстрее заканчивают выполнять д/р.
Самым заметным результатом стал немного увеличившийся уровень обученности и качества знаний по математике и чтению по итогам 1 и 2 четверти.
Максим Л. и Вова Т. исправили свои двойки по чтению. Максим по математике.
Коля М.. и Ангелина К. во второй четверти получили четвёрки по математике
( в первой четверти было три).
6. Перспективные цели и задачи.
-Прививать навык самостоятельности;
- учить рациональному использованию времени;
- учить соблюдению гигиенических требований;
-повышать положительную мотивацию к учению, создавая ситуацию успеха у каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе
В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...
Реализация личностно-ориентированного подхода через УМК «Планета знаний»
Личностно-ориентированное образование – это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный ма...
Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"
Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Статья даёт возможность понять, что реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании детей с задержкой психического развития возможна....
"Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике младших школьников"
Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...
Ментальные карты как метод реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников
Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая пр...