Основные направления работы с одарёнными детьми.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье даётся анализ работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_osnovnye_napravleniya_raboty_s_odaryonnymi_detmi_yakovleva.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы с одарёнными детьми
в начальной школе.
Учитель МБОУ СОШ №6
Яковлева Марина Витальевна.
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развитие способностей каждого ребёнка - это введение новых государственных стандартов.
Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс необходимо направлять на создание условий для развития личности каждого ребёнка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения- личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создаёт каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и даёт ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).
Задачи:
создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
создать банк данных одарённых и высоко мотивированных детей;
организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
способствовать развитию творческой одарённости обучающихся через систему дополнительного образования.
Цели:
раскрытие творческого потенциала личности;
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одарённости;
Работая в данном направлении, учителя руководствуются следующими программно-методическим обеспечением:
Устав школы;
Программа «Одарённые дети»;
УМК «Планета знаний»
Программы деятельности классных коллективов;
Отбор, регулярное пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
Возможности Интернета.
В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника мы начинаем работу по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный уровень. Учителями курсов проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа будет продолжаться в течение обучения ребёнка в начальной школе.
Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одарёнными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.
Работа с одарёнными детьми на уроках включает:.
Использование современных образовательных технологий и методов:
технологии развивающего и проблемного обучения;
технология критического мышления;
информационно - коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку;
деятельностный метод;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
Работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;
Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
Внеурочную деятельность в работе с одарёнными детьми составляют:
Внеклассная работа по учебным предметам;
Выставки творческих работ обучающихся;
Участие в школьных и городских предметных олимпиадах, конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии).
Активное и результативное участие во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру».)
Активная проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции.
Дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).
Развитие творческой одарённости через систему дополнительного образования
Расширение на базе школы кружков, секций по интересам по социальному запросу родителей и обучающихся.
Система дополнительного образования используется для мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого обучающегося.
Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одарённости мотивированных обучающихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребёнка для них всегда более приоритета, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителей и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения, который может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.
Работа с родителями в данном направлении включает:
Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников».
Групповые консультации для родителей: «Современная семья: трудности и надежды», «Одарённый ребёнок в семье и школе» и т п
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей.
Необходимо поощрять детей (грамоты дипломы).
Надо стараться развивать и поддерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребёнок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача - так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Основные направления работы с одаренными учащимися первой ступени МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....
Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе....
Из опыта работы. Три направления, по которым я работаю с одарёнными детьми.
Обобщение моего опыта по данной теме....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе
в статье изложен опыт автора по организации работы с одарёнными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности в начальных классах. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osnovnye-na...
Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...