Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе.
статья на тему
Основные направления работы с одарёнными детьми
в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_raboty_s_odaryonnymi_detmi_.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы с одарёнными детьми
в начальной школе.
Учитель МБОУ СОШ №4
Хрулева Анжела Викторовна
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развитие способностей каждого ребёнка- это введение новых государственных стандартов.
Согласно ФГОС второго поколения учебно- воспитательный процесс необходимо направлять на создание условий для развития личности каждого ребёнка. На первый план выходит поисково- творческий характер обучения- личностно- развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог(создаёт каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и даёт ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).
Задачи:
создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
создать банк данных одарённых и высоко мотивированных детей;
организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной и внеучебной деятельности;
способствовать развитию творческой одарённости обучающихся через систему дополнительного образования.
Цели:
раскрытие творческого потенциала личности;
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одарённости;
Работая в данном направлении, учителя руководствуются следующими программно- методическим обеспечением:
Устав школы;
Программа «Одарённые дети»;
УМК «Школа 2100»(проблемно- диалогическое обучение прогнозирует создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности), УМК «РС Л. В. Занкова»(развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);
Программы деятельности классных коллективов;
Отбор, регулярное пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
Возможности Интернета.
В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника мы начинаем работу по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный уровень. Учителями курсов проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа будет продолжаться в течение обучения ребёнка в начальной школе.
Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одарёнными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.
Работа с одарёнными детьми на уроках включает:.
Использование современных образовательных технологий и методов:
технологии развивающего и проблемного обучения;
технология критического мышления;
информационно- коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку;
деятельностный метод;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
Работа на уроке «консультантов»(мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;
Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера(приветствуется их собственная инициатива).
Внеурочную деятельность в работе с одарёнными детьми составляют:
Внеклассная работа по учебным предметам;
Выставки творческих работ обучающихся;
Участие в школьных и городских предметных олимпиадах, конкурсах(по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии).
Активное и результативное участие во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах(«Русский медвежонок», «Кенгуру».)
Активная проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции.
Дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности(по выбору детей).
Развитие творческой одарённости через систему дополнительного образования
Расширение на базе школы кружков, секций по интересам по социальному запросу родителей и обучающихся.
Система дополнительного образования используется для мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого обучающегося.
Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одарённости мотивированных обучающихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность- общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребёнка для них всегда более приоритета, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителей и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения который может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.
Работа с родителями в данном направлении включает:
Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников».
Групповые консультации для родителей: «Современная семья: трудности и надежды», «Одарённый ребёнок в семье и школе» и т п
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей.
Необходимо поощрять детей(грамоты дипломы).
Надо стараться развивать и поддерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребёнок талантлив по- своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно важный вопрос. Наша задача- так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...
Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...
Основные направления работы с одарёнными детьми.
В статье даётся анализ работы с одарёнными детьми....
Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе
в статье изложен опыт автора по организации работы с одарёнными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности в начальных классах. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osnovnye-na...
Программа работы с одарёнными детьми начальной школы
Программа работы с одарёнными детьми начальной школы. Срок реализщации программы 5 лет....
Программа работы с одарёнными детьми начальной школы.
Срок реализации программы расчитан на 5 лет....