«Значение доказательств в развитии мышления младшего школьника по программе Перспективная начальная школа »
статья на тему

Кутлан Наталья Сафаргалиевна

Одна часть детей принимает информацию без сомнения, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлогают свое объснение. Но,  к сожалению ,вторая группа в процентном отношении проигрывает первой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

 «Значение доказательств в  развитии мышления младшего школьника по  программе Перспективная начальная школа »

         С самого раннего детства ребенок получает информацию от близких ему людей. Так уж повелось, что накопленные знания одного поколения передаются потомкам. Взрослея, ребенок начинает задавать вопросы: А это что?  Что это? Ему отвечают, и он принимает эту информацию в том виде, в каком ее преподнесли. Затем, ребенок задает вопросы : А почему это  именно так?   И вот тут то, на мой взгляд, происходит самое главное, когда одна часть детей принимает информацию  без сомнения, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлагают свое объяснение.  Но,   к сожалению, вторая группа детей в процентном отношении проигрывает первой, что недопустимо в развитии ребенка.  Чтобы этого не было, мы взрослые при  всей своей занятости не должны упустить этот период в развитии  малыша.  Окружающие ребенка  взрослые  с богатым жизненным  опытом,   должны  начать формировать у ребенка способность к доказыванию  через мотивацию или игру. Родители или воспитатели  должны строить свое общение с ребенком  на том  уровне, который  позволит усвоить словесное выражение мысли, его течение в процессе простого доказательства от взрослого.  Почему важно не упустить этот момент? Потому -  чтобы в дальнейшем, в школе,  ребенок не испытывал трудности  в формировании представлений о том, что такое точка зрения, развития способности осознавать особенности  собственной позиции и других точек зрения. Все согласны с тем, что доказательство- это прием умственной деятельности, в основе которого лежит суждение, истинность которого несомненна.  Для любого доказательства есть постоянная структура: тезис, аргументы, способ доказывания и  вывод.  В дошкольном возрасте ребенок чаще использует доказательство в форме дедуктивного или  индуктивного доказательства  и использует чаще всего одно или нескольких простых   умозаключений.  Находящийся рядом наставник поощряет любые формы доказательств маленького ребенка, поощряет его, активирует  дополнительными вопросами,  создавая ситуацию успеха и значимости его мнения.  Хочется отметить, что  программа  ПНШ использует прием доказательств,  начиная с  самых первых дней в школе,  учащийся  сталкивается с необходимостью приводить простые и  доступные в составлении доказательства. Авторы  предлагают группы типовых задач   типа  «Помоги Маше или Мише объяснить, подтвердить, доказать », « С каким суждением ты согласишься ? Почему?». «Тебе,  чья точка зрения ближе? Подтверди свою точку зрения… ». Таким образом,   младший школьник,  опираясь на очевидность, то  есть  полученные раннее знания от наставника  пытается доказывать через собственное суждение, личный  пример и  проверку истинность своего суждения .  Опыт работы доказывает, что к третьему классу хорошо видны результаты  такой систематической работы, у детей  формируется стремление, а позже  потребность доказывать и обосновать те или иные  факты или положения.  Опорные схемы, чертежи, алгоритмы, таблицы -  выступают как образец рассуждений и доказательств, позже учащиеся опираясь на ход своих мыслей,  строят собственные схемы доказательства.  В зависимости от целей урока доказательства могут занимать главное место,  могут занимать -  вспомогательную роль,   но то,  что они должны быть систематическими сомнению не подлежит.  Известно, как часто несовершенными в логическом и речевом отношении бывают ответы детей. Это объяснимо, ведь дети чаще в руках держат компьютер, а не книгу. Работу в этом направлении можно  активизировать по программе ПНШ возможностью  вести  курсы внеурочной  деятельности :например

 « Расчётно – конструкторское бюро» - направлено на становление внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе, ответственности человека за общее благополучие, начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы. «Путешествие в компьютерную долину» - обеспечивает формирование социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из опорных ситуаций.  

 «Музей в твоем доме» - формирует готовность и способность к саморазвитию, основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, уважительное отношение к иному  мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

      Потребность доказательства, самостоятельно найденное учащимся побуждает его найти и выделить существенные и несущественные признаки и сделать доказательное обобщение с опорой на главные  признаки. Такая работа учителя по обучению детей доказательству вырабатывает стремление и потребность у них проникнуть в сущность предметов и явлений, которые необходимо изучить.  Результаты такой работы – это победы на предметных олимпиадах, это  исследовательские работы, это творческие проекты, это подтверждение  высокого качества знаний в среднем звене, активная жизненная позиция подрастающего поколения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Введение 2006 год  был для менязнаменателен  тем, что я набрала первый класс. Это случилось, как всегда, в сентябре. До этого мне посчастливилось пройти курсы по проблеме «УМК «Пе...

Активизация познавательных интересов младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века»

В данной статье раскрываются особенности познавательных интересов младших школьников и пути их развития на уроках в начальных классах....

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...