«Значение доказательств в развитии мышления младшего школьника по программе Перспективная начальная школа »
статья на тему
Одна часть детей принимает информацию без сомнения, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлогают свое объснение. Но, к сожалению ,вторая группа в процентном отношении проигрывает первой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прием умственной деятельности - доказательство. | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение доказательств в развитии мышления младшего школьника по программе Перспективная начальная школа »
С самого раннего детства ребенок получает информацию от близких ему людей. Так уж повелось, что накопленные знания одного поколения передаются потомкам. Взрослея, ребенок начинает задавать вопросы: А это что? Что это? Ему отвечают, и он принимает эту информацию в том виде, в каком ее преподнесли. Затем, ребенок задает вопросы : А почему это именно так? И вот тут то, на мой взгляд, происходит самое главное, когда одна часть детей принимает информацию без сомнения, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлагают свое объяснение. Но, к сожалению, вторая группа детей в процентном отношении проигрывает первой, что недопустимо в развитии ребенка. Чтобы этого не было, мы взрослые при всей своей занятости не должны упустить этот период в развитии малыша. Окружающие ребенка взрослые с богатым жизненным опытом, должны начать формировать у ребенка способность к доказыванию через мотивацию или игру. Родители или воспитатели должны строить свое общение с ребенком на том уровне, который позволит усвоить словесное выражение мысли, его течение в процессе простого доказательства от взрослого. Почему важно не упустить этот момент? Потому - чтобы в дальнейшем, в школе, ребенок не испытывал трудности в формировании представлений о том, что такое точка зрения, развития способности осознавать особенности собственной позиции и других точек зрения. Все согласны с тем, что доказательство- это прием умственной деятельности, в основе которого лежит суждение, истинность которого несомненна. Для любого доказательства есть постоянная структура: тезис, аргументы, способ доказывания и вывод. В дошкольном возрасте ребенок чаще использует доказательство в форме дедуктивного или индуктивного доказательства и использует чаще всего одно или нескольких простых умозаключений. Находящийся рядом наставник поощряет любые формы доказательств маленького ребенка, поощряет его, активирует дополнительными вопросами, создавая ситуацию успеха и значимости его мнения. Хочется отметить, что программа ПНШ использует прием доказательств, начиная с самых первых дней в школе, учащийся сталкивается с необходимостью приводить простые и доступные в составлении доказательства. Авторы предлагают группы типовых задач типа «Помоги Маше или Мише объяснить, подтвердить, доказать », « С каким суждением ты согласишься ? Почему?». «Тебе, чья точка зрения ближе? Подтверди свою точку зрения… ». Таким образом, младший школьник, опираясь на очевидность, то есть полученные раннее знания от наставника пытается доказывать через собственное суждение, личный пример и проверку истинность своего суждения . Опыт работы доказывает, что к третьему классу хорошо видны результаты такой систематической работы, у детей формируется стремление, а позже потребность доказывать и обосновать те или иные факты или положения. Опорные схемы, чертежи, алгоритмы, таблицы - выступают как образец рассуждений и доказательств, позже учащиеся опираясь на ход своих мыслей, строят собственные схемы доказательства. В зависимости от целей урока доказательства могут занимать главное место, могут занимать - вспомогательную роль, но то, что они должны быть систематическими сомнению не подлежит. Известно, как часто несовершенными в логическом и речевом отношении бывают ответы детей. Это объяснимо, ведь дети чаще в руках держат компьютер, а не книгу. Работу в этом направлении можно активизировать по программе ПНШ возможностью вести курсы внеурочной деятельности :например
« Расчётно – конструкторское бюро» - направлено на становление внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе, ответственности человека за общее благополучие, начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы. «Путешествие в компьютерную долину» - обеспечивает формирование социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из опорных ситуаций.
«Музей в твоем доме» - формирует готовность и способность к саморазвитию, основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Потребность доказательства, самостоятельно найденное учащимся побуждает его найти и выделить существенные и несущественные признаки и сделать доказательное обобщение с опорой на главные признаки. Такая работа учителя по обучению детей доказательству вырабатывает стремление и потребность у них проникнуть в сущность предметов и явлений, которые необходимо изучить. Результаты такой работы – это победы на предметных олимпиадах, это исследовательские работы, это творческие проекты, это подтверждение высокого качества знаний в среднем звене, активная жизненная позиция подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Введение 2006 год был для менязнаменателен тем, что я набрала первый класс. Это случилось, как всегда, в сентябре. До этого мне посчастливилось пройти курсы по проблеме «УМК «Пе...
Активизация познавательных интересов младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века»
В данной статье раскрываются особенности познавательных интересов младших школьников и пути их развития на уроках в начальных классах....
Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...
"Работа в научных клубах младших школьников" (УМК "Перспективная начальная школа") - 26.09.2016 г.
Выступление в МРИО....
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...