Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»
материал

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_biksheva_a.a._mbou_blagodarnovskaya_sosh.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Районный фестиваль методических находок  на тему

«Мастерство без границ»

Мастер-класс

«Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

                             Подготовила:

                                                     учитель начальных классов

                                                               МБОУ «Благодарновская СОШ»

                                      высшей категории

                Бикшева Александра Александровна

     

2024 г.

Цель: представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся.

Задачи:

• передать свой опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм организации проектной деятельности;

 • совместно с участниками мастер – класса отработать методические подходы и приемы организации проектной деятельности обучающихся;

 • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование:  ПК, медиапроектор, экран, раздаточный материал.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группах.

                                           

                                         

                                             

Ход мастер-класса

  1. Вступление

 Добрый день и добрый час! Как я рада видеть Вас уважаемые коллеги! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь. С хорошим настроением начинаем. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Меня зовут Бикшева Александра Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Благодарновская СОШ»

(слайд)

- Я надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- О чём - то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

 Один мудрец задал окружающим три вопроса:

«Какое дело у человека самое важное?

 Какое время у человека самое важное?

 Кто из людей для нас самый важный?»

II.Введение в тему

Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами уважаемые коллеги, каждый день,  находятся наши дети, ученики.  Поэтому они – самые важные для нас люди. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Это будущие ученые, врачи, строители. Начало пути к  этим профессиям ложится на наши с вами плечи. Мы даём возможность  каждому ученику выявить и развить свой комплекс способностей  в учебной и внеурочной деятельности ( слайд)

У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри.

Свой мастер-класс я назвала «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность», которая как нельзя лучше вписывается в современную систему образования.

III.Основная часть.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.

       Способности у младших школьников проявляется в основном  в творчестве,  включающая  в себя целую систему взаимосвязанных способностей: фантазия, мелкая моторика рук, зрительное восприятие, внимание, навыки ручной умелости, развивать свою речь, умение общаться (слайд). Очень хорошим подспорьем для развития творчества служит работа по развитию творческого воображения, которую я провожу с детьми на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира. Самые распространённые задания с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя – позволяющие включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.

Работа в группах.

Придумайте, с чем можно сравнить (слайд)

Например: растение - Одуванчик.

Форма: круглая, как пух, как солнышко.

Прочность: легкость, воздушность, нежный, мягкий ,

Цвет: солнечный, как ….

Красота: как произведение искусства.

Спасибо.

- Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, например на уроках  окружающего мира, математики, технологии,  на занятиях внеурочной деятельности  «Моё Оренбуржье», «Акварелька», «Я- агроном», (слайд) тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс.  Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. (слайд ).

-Проектная деятельность в начальной школе – это одно из важных направлений современных педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею (слайд).

-Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

«Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

-Проектный  метод помогает у большинства детей проявлять интерес к новым знаниям, желанием добыть их, чтобы применить для решения поставленных задач. Осваиваются основы исследовательской деятельности,  формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся,  создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий),  предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний,    развивается способность к рефлексии.

- Воплощая метод проектов на практике,  я задумалась: можно ли каждого ребенка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить?  

Все дети от природы талантливы. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых.

- Что такое проект для  ученика?  

Проект- это то, что вы делаете САМИ, а результат  может быть ПОЛЕЗЕН другим или  самому себе в последующем.

Проект - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:

•         изготовление  плакатов, буклетов, книжек-раскладушек;

•         опрос в форме графика, диаграммы, обобщения

•         страничка классного журнала

•         интервью

•         демонстрация моделей с комментариями, рефератами

•         поделки

•         инсценировки

 Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.

Работа в группах.

Очень важно научиться планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата.

Проект, это как цветок ромашки растущий на лугу. Сердце ромашки, основа нашего мастер- класса- это проект. Подул ветер, и сдул с неё лепестки. Уважаемые коллеги помогите ромашке вернуть лепестки. На лепестках ромашки были слова,  составляющие основы проекта и каждая основа начинается на букву П.

Допишите на лепестках эти слова.

 (По ромашке можно легко запомнить структуру проекта.

 В проекте выделяют 5 составляющих:

      1.Проблема - наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

      2.Планирование  - выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.

      3.Поиск Информации - каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

      4. Продукт- результатом работы над проектом, является продукт.

      5. Презентация Проектного Продукта.         

В проектной деятельности я использую «Модель трех вопросов»

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как узнаем об этом?

1. Что мы знаем? Вместе с детьми ведём общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос,  можно записывать  их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть.

2. Что мы хотим узнать о?  Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

3. Как узнаем об этом?  - нужно дать возможность высказаться всем детям.

Проекты  по продолжительности делятся на:

- Мини – проекты.

- Краткосрочные проекты.

- Недельные проекты.

- Годичные проекты.  

Во внеурочной и урочной деятельности мы вместе с детьми и их родителями создаем проекты разной направленности, такие как: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Знай и соблюдай правила дорожного движения» и другие. Ежегодно  мои  ученики проявляют себя в исследовательской и проектной  деятельности, становясь победителями и призерами различных конкурсов (слайд)

Проект создать - не поле перейти,

И мы не ищем легкого пути,

Мы можем всё, хоть мы совсем не боги,

В школьном деле мы - простые педагоги…

IV. Практикум

- Уважаемые коллеги предлагаю поработать в группах по созданию мини-проекта внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»  по разделу «Праздники и традиции народов Оренбуржья».

Первый  наш шаг — это распределение ролей в группе, это мы сделаем очень просто, на ваших столах лежат своеобразные головные уборы выберите тот который вам больше всего понравиться. Все выбрали, теперь отклейте пожалуйста стикер и прочитайте какую роль вы выполняете в группе.
1.
Организатор - спрашивает всех участников про их мнение (версию).

2. Секретарь - записывает высказанные мнения (версии) и решение.

3.«Почемучка» - задает уточняющие вопросы или высказывает противоположное мнение (версию)

4. Поисковик (ищет необходимую информацию в тексте)

5. Творческая группа (выполняет творческую работу)

6.Спикер - выступают по защите мини- проекта.

Физминутка. Чтобы получить удовольствие от работы в группе, у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы . Для того, чтобы настроение улучшилось, попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!

Тему проекта, вы сейчас  коллеги определите сами. Итак, Внимание! Черный ящик!
1.Его на завтрак часто варят,
С него омлеты также жарят
Варят вкрутую, всмятку.
Скажите что это?
Очень хрупкое оно,
Это куриное … (Яйцо)

2. Эту сдобную вкусняшку

Все пекут лишь раз в году.

В воскресенье, в светлый праздник

Подают ее к столу (Кулич)

3.Этот праздник самый светлый,

Самый добрый и заметный,

Он припас для всех людей

И яиц, и куличей!  (Пасха)

- Наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников (не только государственных , но и религиозных). Детям интересно узнавать о празднике с помощью исследования.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

- Какова же тема нашего проекта? (обсуждение в группах)

- Организатор , секретарь,  почемучки, поисковики, творческая группа и спикеры каждой группы выполняют свою работу.

Ваша задача уважаемые коллеги состоит в том, что вам предстоит провести мини-исследование по имеющемуся у вас материалу и оформить мини-проект,  а потом защитить его. На ваших столах есть инструктивная карта и материалы- помощники  по вашей теме.

Каждая группа выполняет свой мини проект.

Инструктивная карта 1 группы.

1.Определить тему мини- проекта.  

2.Что мы знаем об история праздника Пасхи?

3.Что мы хотим узнать о пасхальном яйце?

4.Творческое задание (изготовить «Сувенир – Пасхальное яйцо»)

Инструктивная карта 2 группы.

1.Определить тему мини- проекта

2. Что мы знаем о куличе?

3.Что мы хотим узнать о куличе?

4.Творческое задание « Пасхальный кулич»

Инструктивная карта 3 группы.

1.Определить тему мини- проекта

2. Какие мы знаем пословицы и поговорки о празднике Пасха? 

3. Что мы хотим узнать? (почему верба стала одним из символов праздника Пасхи?)

4.Творческое задание «Верба – символ праздника Пасхи»

Выступление групп. 
-Уважаемые коллеги, время, отведенное для вашего исследования подошло к концу и мы просим выступить вас с защитой ваших мини- проектов.
Приглашаем 1группу. Большое спасибо!
Приглашаем 2группу. Большое спасибо!

Приглашаем 3 группу. Большое спасибо.

V.Заключительная часть

-Надеюсь, что  наша совместная творческая работа принесла для каждого из вас массу положительных эмоций.  В результате мы создали прекрасный проект, под названием «Пасхальная сказка».

С Пасхой светлой поздравляю!
Вкусных куличей желаю,
Самых красочных яиц
И кругом счастливых лиц!

- Уважаемые коллеги, буклеты будут помощниками в вашей работе.

- Завершить свой мастер- класс хочу словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

 VI. Рефлексия

Уважаемые коллеги  у вас на столе лежат цветочки : красного и голубого цветов.  Украсьте  цветами «Букет настроения». Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – украсьте букет красным цветком. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – украсьте букет голубым цветочком.

- Благодарю всех коллег за активное участие, мне очень приятно было с вами работать.

 - Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, прос...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь  развития познавательных способностей школьников....

"Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности в условиях ГПД"

Основной целью проектной  деятельности в условиях ГПД будет являться создание условий для личностного роста школьников,мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....