Выступление "Виды оценочной деятельности в 1 классе"
статья на тему
Выступление на педагогической конференции по теме "Виды оценочной деятлеьности в 1 классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на конференции | 48.5 КБ |
презентация | 294.71 КБ |
Предварительный просмотр:
| Радостева Валентина Ивановна Руководитель ШМО учителей начальных классов МБОУ Рощинская сош № 17 Педагогический стаж – 37 лет Высшая квалификационная категория |
Выступление на районной педагогической конференции
Тема «Виды оценочной деятельности в 1 классе»
Уважаемые педагоги, мне очень приятно, что Вы посетили нашу площадку. Вместе с Вами мы обсудим тему, которая, безусловно, актуальна. Надеюсь, что наше общение будет продуктивным.
Слайд 1. «Виды оценочной деятельности в 1 классе»
Слайд 2
Первоначально разведем понятия «отметка» и «оценка».
Подходы к данным понятиям могут быть разными, многие исследователи и методисты трактуют их по-своему, но в общепринятом понимании «оценка» - это словесная характеристика результатов действия, а «отметка» - это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.
Договоримся с вами использовать данную терминологию.
Слайд 3
Итак, оценка и отметка.
Традиционное оценивание предполагало оценивание конкретных знаний отметкой. Ребенок мог воскликнуть: «У меня - 5!», порой, не понимая за что именно. Оценивал, безусловно, учитель, а как же иначе!
В нашей технологии оценивания, а под «нашей» мы понимаем ФГОС, оценивается не знание, а умение применять знания. Оценивается качественной оценкой, которая переводится в отметку.
Оценивает ученик в диалоге с учителем. «Какое было задание? Выполнил? Верно? Сам? Что себе поставишь?». В данной ситуации учитель направит ребенка в нужное русло, если тот необоснованно завышает свой результат, возвращая его к тому, что надо было сделать, и что он сделал.
Слайд 4
Современный УМК предполагает постепенное обучение ребенка системе самооценивания. Обратимся к тетради по окружающему миру по программе «Школа России».
После прохождения определенного раздела предполагается проверка и оценка достижений обучающегося.
Ребенок при помощи цвета отмечает выбранный ответ, затем сверяет правильный ответ с учебником и отмечает, на какие вопросы он ответил правильно, а в каких ошибся. Позже он подсчитывает количество правильных ответов, соотносит их с таблицей в учебнике и выбирает соответствующий знак.
Подобная работа осуществляется с 1 класса и постепенно приучает ребенка адекватно оценивать свои достижения.
Слайд 5
В 1 классе используются многочисленные приемы оценочной деятельности. Вот некоторые из них.
«Лесенка» - ученики на ступеньках отмечают, как усвоили материал:
нижняя ступенька – не понял,
вторая ступенька – требуется небольшая помощь,
верхняя ступенька – ребенок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебная линеечка» - на полях тетради чертятся шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
красный – я умею сам,
желтый –я умею, но не уверен,
зеленый – нужна помощь.
Допускается и словесное оценивание – устным ответам учитель дает словесную оценку: если очень хорошо – «Умница!», «Молодец!», «Отлично», если есть недочеты – «Хорошо!» и т.д.
Слайд 6.
Применяются и символы:
«+» -ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
«- »- ученик не знает материал и не справляется с заданием
Слайд 7
Я уверено, что в Вашем арсенале есть и другие приемы оценивания. Давайте дополним нашу таблицу. Кто что может предложить?
Слайд 8
При безотметочном обучении можно использовать следующие приемы педагогической технологии
«Взаимообучение» - когда ребенок встает в позицию учителя, оценивая другого, например, при работе в парах или малых группах. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную функцию.
«Тетрадь достижений» - Бланки, или таблицы, по которым можно увидеть продвижение ученика. Эти тетради могут иметь разную форму и значение, в том числе и цветовое, как представлено на слайде (слайд 9)
И в конечном итоге эти бланки переходят в накопительную папку ученика – папку его достижений, т.е. – портфолио.
Безотметочное обучение в 1 классе с одной стороны в чем-то ограничивает педагога, а с другой – напротив, дает ему больше свободы в творческом плане.
Не стоит на месте и педагогическая наука, над вопросом оценивания в 1 классе и начальной школы в целом трудятся научные центры и коллективы учителей-новаторов.
Красноярским краевым институтом повышения квалификации были разработаны методические рекомендации для учителя, в которых раскрываются подходы к оценке, анализу и использованию метапредметных результатов младших школьников в области смыслового чтения, коммуникативных и регулятивных умений. В приложения вынесены материалы, адресованные родителям учеников.
Если вы еще не знакомы с данными наработками, я думаю, что они вам будут полезны.
Спасибо за совместную работу. С наступающим новым учебным годом, пусть он принесет много интересных идей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оценивание учащихся
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении «Лесенка» «Волшебная линеечка» «Светофор» «Словесное оценивание»
Символы – фиксация оценки производится следующим образом: «+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации « - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием; Бальная оценка Процент выполнения 95-100% -высокий уровень усвоения 75 -95% - средне – высокий уровень 50 -74% - средний уровень меньше 50% -низкий уровень Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
Запишите приёмы оценочной деятельности, используемые вами и вашими коллегами
Приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе Взаимообучение Тетрадь продвижения
«Уровни успешности» Уровни успешности 5-балльная шкала 100% Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» (или 0) ниже нормы, неудовлетворительно 0-49% Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 50-64% «4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 65-74% Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+» близко к отлично . Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 75-89% или «5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 90-100% Максимальный ( необязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Отдельная шкала: 50-69% « 5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Отдельная шкала: 70-100%
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Контрольно-оценочная деятельность. 1 класс
Примерные материалы по организации мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса....
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО
Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся
В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...