Контрольно-оценочная деятельность. 1 класс
статья (1 класс) по теме
Примерные материалы по организации мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_kontrolno-ocenochnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_1-h_klass.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация
контрольно-оценочной
деятельности учащихся,
обучающихся по ФГОС НОО
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.
Мониторинг сформированности УУД:
1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.
Примерные материалы по организации мониторинга
сформированности УУД у учащихся 1-х классов (декабрь)
Урок-игра «Путешествие со сказочными героями»
В ходе урока учащимся было предложено выполнить ряд заданий, краткая спецификация которых приведена в таблице:
Вопрос-задание | Объект контроля |
Мост через речку рассыпался. Чтобы его восстановить, надо брёвнышки пересчитать, пронумеровать и в порядке убывания сложить. Какой предмет поможет Емеле восстановить мост? | Овладение начальным опытом применения математических знаний для решения учебно-практических задач. |
На камне дорога указана. Емеля не смог прочитать, так как еще не все буквы выучил. Решил он Василису Прекрасную на помощь звать. А вы, ребята, как поступите? Что Емеле посоветуете? Кто может прочитать сам надпись на указателе? | Осознание значимости чтения для личного развития и получения информации об окружающем мире. |
Загадки Серого Волка: Летом гуляет, зимой отдыхает. С бородой родится, никто не дивится. | Овладение основами логического мышления, построения логических высказываний, умением аргументировать свою точку зрения, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
Емеле загадки Серого волка показались трудными. А вы, ребята, как поступаете, когда на уроке трудное задание выполнять приходится? | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Результаты наблюдений и комментарии учителей приводятся в таблицах «Анализ выполнения заданий игры «Путешествие со сказочными героями» учащимися»
Задания для учащихся
1. Вводно-мотивационный этап.
- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник – Новый год. А в конце года текущего принято подводить итоги. Вы учитесь в школе уже полгода. Настало время и нам подвести итоги. Сегодня я приглашаю вас в новогоднее путешествие со сказочными героями. Вы ведь любите сказки?
Тогда вперёд! Емеля уже выполняет срочное поручение Василисы Премудрой. Ему надо доставить письмо Деду Морозу с приглашением на новогодний праздник. Емеле предстоит путь неблизкий. Много трудностей предстоит преодолеть.
2. Ход путешествия:
- А вот и мост через реку. Ой, да он рассыпался! Чтобы его восстановить, надо брёвнышки пересчитать, пронумеровать и в порядке убывания сложить.
- Какой предмет поможет Емеле выполнить это задание? /Показ картинок с изображением волшебной палочки, щуки, учебника математики, подъёмного крана. Учащиеся выбирают рисунок, комментируют свой выбор. Учитель фиксирует все ответы учащихся/
Идёт Емеля дальше и видит камень-указатель. На нем дорога указана. Но как ни старался Емеля, не смог прочитать. Ведь он ещё не все буквы выучил. Решил Емеля Василису Премудрую звать на помощь. Уж она-то прочитает.
- А вы, ребята, как поступите? /Ответы учащихся фиксирует учитель/
- Что Емеле посоветуете? /Ответы детей/
- Кто может прочитать указатель на камне?
«ДОРОГА К ДЕДУ МОРОЗУ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ЛЕС»
Добрался Емеля до леса. А из леса к нему Серый волк вышел. Он всем путешественникам, которые через лес идут, загадки загадывает:
- Летом гуляет, зимой отдыхает. /Медведь. – Дать установку – привести отгадку и доказательства. Учащиеся отвечают. Учитель фиксирует все ответы, отмечает, приводит ли ученик доказательства/
- С бородой родится – никто не дивится. /Козёл./
- Не может Емеля загадку отгадать. Неужели опять Василису звать?
А вы, ребята, как поступаете, когда на уроке трудное задание выполнять приходится? Расскажите. /Ответы зафиксировать. Предложить объединиться в группы или в пары и обсудить отгадку. Учитель фиксирует, как идёт обсуждение, удалось ли распределить роли в группе, все ли принимают участие в обсуждении, как представляют результат, приводят ли доказательства./
3. Подведение итогов.
Наконец, с вашей помощью добрался Емеля до домика Деда Мороза и вручил ему приглашение на новогодний праздник. Вот теперь-то Новый год у ребят будет веселым, и все непременно получат подарки.
Спасибо вам, ребята, за помощь. Может, Дед Мороз уже спешит и к вам на праздник?!
Схема анализа выполнения заданий учащимися 1 ____ класса.
№ п/п | Вопросы (задания) | Варианты ответов учащихся | Комментарии учителя |
1. |
2. |
3. |
Схема анализа урока с использованием групповой работы.
1 ___ класс
№ п/п | Этапы урока | Наблюдения | Комментарии учителя |
Система безотметочного обучения в 1-2 классах
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1-2 классах начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на
критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения,
предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном
процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
сочетание качественной и количественной составляющих оценки –качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка
должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Оцениванию не подлежат:
темп работы ученика;
личностные качества школьников;
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
текущие проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
устный опрос;
проверка сформированности навыков чтения;
“портфолио” ученика.
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
№ п/п | Вид контрольно-оценочной деятельности | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Входной контроль (стартовая работа) | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний | Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку гимназиста |
2. | Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку |
3. | Проверочная работа | Проводится после изучения темы | Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности | Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия |
4. | Решение проектной задачи | Проводится не менее 3 раз в год в рамках «недель проектной деятельнос-ти» | Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей | Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам |
5. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля-май | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности | Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы |
6. | Предъявление/демонстрация достижений ученика за год | Май | Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внечебной деятельности | Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку |
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”.
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.
Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.
«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.
По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.
Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах начальной школы.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:
высокий уровень - 85-100%;
уровень выше среднего - 70-84 %;
средний уровень - 50-69 %;
уровень ниже среднего — 30-49 %;
низкий уровень — менее 30 %.
В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.
Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце
учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.
Взаимодействие участников образовательного процесса
в процессе безотметочного обучения
На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.
Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения.
Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов
учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.
В итоговой оценке результатов освоения ООП НОО выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных УУД, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения младших школьников.
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:
общеклассные альбомы, плакаты, папки — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.
Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:
1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);
3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме портфолио (дневника, накопительной папки).
Организация накопительной системы оценки. «Портфель достижений»
Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.
Допускается использование материалов «портфеля достижений» ученика при проведении независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
«Портфель достижений» – современная эффективная форма оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Компоненты «портфеля достижений» ученика должны быть соотносимы с базовой моделью ученика гимназии.
Принципы формирования портфолио:
универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений учащегося;
вариативность – ученик имеет право выбора направлений, объёма и форм предъявления информации;
технологичность – портфолио – инструмент проектирования индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля;
востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.
В состав «портфеля достижений» могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Структура и содержание портфеля достижений. В портфель достижений учеников начальных классов гимназии, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной и досуговой деятельности.
Выборка детских работ может быть представлена формальными и творческими работами, выполненными в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе занятий в рамках системы внеурочной деятельности, реализуемых в рамках образовательной программы гимназии. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, психолог гимназии, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражение их индивидуально-личностной позиции, социальные компетенции;
освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Примерные разделы портфолио:
Раздел 1: «Давайте знакомиться»: Фото. Фамилия, имя ребёнка. Дата рождения. Мои родители: Ф.И.О. мамы, Ф.И.О. папы (бабушки, дедушки). Рубрики: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда …». «Мои друзья».
Раздел 2: «Мои учебные достижения», «Работы, которыми я могу гордиться».
Раздел 3: «Вот что я ещё могу!» Образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки – самоделки, фото поделок и т.п.) Грамоты, дипломы об участии в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях.
По форме портфолио учащегося – «Дневник», который ученик заполняет в течение учебного года.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и «портфеля достижений» в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС НОО.
Содержание «портфеля достижений» сопровождается специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут быть адаптированы учителем с учётом особенности классного коллектива и индивидуальных особенностей детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, спроецировав их на данный этап обучения.
Составляющие «портфеля достижений» могут быть оценены качественно и количественно (в баллах).
При оценке целесообразно основываться на описанном выше уровневом подходе к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу, оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».
В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих «портфеля достижений» используются оценки типа:
«зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценка, свидетельствующая об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов «портфеля достижений», делаются выводы о:
сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения.
Роль участников образовательного процесса по организации работы с портфолио.
Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по УВР.
При формировании портфолио обучающихся функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Администрация:
разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;
распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ.
Учащиеся:
собирают материал для портфолио, обсуждая с учителями и родителями.
Классный руководитель:
является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;
подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Родители:
помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;
принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;
участвуют в анализе и оценивании портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
Контрольно-оценочная деятельность по математике в 3 классе
В метериале размещены варианты контрольных работ, карточки с заданиями, тесты на различные темы за курс 3 класса....
Доклад деятельности апробационной площадки "Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности"
Развитие контрольно - оценочной самостоятельности в учебной деятельности...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО
Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
Контрольно-оценочные материалы, 4 класс "Школа России"
Оценочные материалы разработаны в соответствии с содержанием разделов тематического планирования рабочей программы и включают в себя входной, полугодовой, итоговый контроль. В ...
«Организация контрольно – оценочной деятельности младших школьников как основы формирования самостоятельной учебной деятельности».
Формы контроля при безотметочном обучении...