Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога.
статья на тему

Марина Сергеевна Петрова

Выступление на ежегодной городской педагогической конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕТЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Современная система образования в контексте интеграции России в процессы глобализации, единое европейское образовательное пространство и модернизации отечественной образовательной системы, введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов претерпевает стремительные изменения. В подобных условиях к сегодняшнему педагогу начальной  школы предъявляются требования непрерывного, системного личностного и профессионального обучения, саморазвития, самосовершенствования. Это касается как теоретических, так и методических, и практических знаний и умений, между которыми очень часто сохраняется серьезный разрыв. Этот разрыв можно преодолеть, используя механизм обмена опытом и внедрения опыта педагогической деятельности коллег в свою работу.

Эффективность современной начальной школы обусловлена результатами работы методических объединений; их роль в условиях перехода к рыночным отношениям, резкой интенсификации общественного производства, оптимизации экономической и образовательной систем страны, возрастания требований к качеству подготовки выпускников начальной школы и системы среднего образования в целом, а также профессиональной компетенции педагогов значительно повысилась. Оптимальная работа названных методических структур, в первую очередь, связана с созданием условий для профессионального роста учителей.

 Деятельность современных методических объединений направлена на формирование нового типа учителя-профессионала, педагога-новатора, обладающего современным инновационным мышлением и высоким уровнем профессиональной компетентности. Подобные структуры, как свидетельствует наш собственный опыт профессионального самосовершенствования, способны оказать реальную и оперативную адресную помощь учителям начальных классов в развитии педагогического мастерства, профессионализма, в улучшении условий организации обучения и воспитания школьников с учетом личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению, в преодолении возникающих педагогических проблем в ходе учебно-воспитательного процесса, в определении психолого-педагогических аспектов обучающихся при планировании учебных занятий и внеурочной деятельности с применением инновационных средств, методов и технологий обучения, в более активном вовлечении в образовательный процесс родителей обучающихся и самих школьников не как пассивных субъектов, а полноправных участников школьной образовательной среды, принимающий участие в ее планировании, развитии и реализации с учетом собственных интересов, склонностей и личностных характеристик. Ведя речь о факторах инновационности, оперативности и системности обмена методическим и практическим опытом в условиях функционирования вышеназванных организаций, следует особо выделить роль сетевых методических сообществ.

Необходимо отметить, что В.В.Путин в своем выступлении на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 году подчеркнул необходимость поддержки развития сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов и другого рода структур, «формирующих профессиональную среду педагога». Кроме того, данные объединения позволяют обеспечить реализацию таких требований к современной начальной школе, как обновление содержания и методических инструментов образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активизация форм учебной деятельности; внедрение инновационных, интерактивных форм организации образовательного процесса, в том числе проектной, исследовательской, дистанционной формы, индивидуализации и дифференциации обучения, инклюзивного образования; изменение роли педагога в школе в направлении координации деятельности обучающихся при обучении самостоятельному получению знаний, умений и навыков; использование новых цифровых учебных средств, электронных медиатек; новых подходов к управлению образовательным процессом. Все перечисленные требования определяют новые направления деятельности педагога начальной школы, стоящие перед ним обновленные цели и задачи, которые в совокупности пока еще в условиях высокой нагрузки трудно решать индивидуально, но гораздо эффективнее с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание и возможности обсудить этот опыт с коллегами. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы педагога начальной школы, что они используются им ежедневно, что в том числе обуславливает потребности в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, реализация которых раньше была возможна лишь при непосредственной встрече педагогов на уровне школьного, районного, городского методических сообществ и обмене информацией по почте или через электронные носители.

Использование в педагогической деятельности методических сетевых сообществ позволяет учителю начальных классов решать такие важные задачи профессионального развития, как:

– создание единого информационного методического пространства коммуникационной деятельности с предметной дифференциацией;

– распространение успешных психолого-педагогических практик;

– организация педагогического общения с коллегами на профессиональные темы по текущим проблемам образовательного процесса (с использованием функций онлайн форумов, чатов, мессенджеров, комментариев в реальном времени);

– поддержка новых образовательных инициатив и инноваций, осуществление педагогической деятельности в рамках виртуальных экспериментальных площадок, лабораторий и т.д. вне зависимости от географических рамок и образовательной ступени, в т.ч. при интеграции возможностей различных учебных заведений, реализации межрегионального и международного сотрудничества;

– публикация собственных теоретических, научно-практических и методических разработок с целью их дальнейшей апробации и профессионального обсуждения, пользование доступными материалами аналогичного характера в библиотеке сообществ;

– дистанционное обучение и повышение квалификации (повышение профессиональной квалификации по тематике сообщества, развитие собственного инновационного педагогического потенциала, развитие ИКТ-компетентности);

– сотрудничество и участие в экспертно-аналитической, консультативной деятельности по апробации авторских методик, технологий, форм реализации обучающего процесса и общественной экспертизе практического инновационного опыта коллег;

– взаимодействие с другими педагогами и методистами в целях самостоятельной и совместной разработки образовательных ресурсов;

– участие в профессиональных конкурсах, акциях, групповых тренингах, семинарах, мастер-классах, проектах, в т.ч. интегративного и межрегионального, международного характера с целью профессионального саморазвития, адаптации, самореализации;

- совместное создание и использование библиотеки (банка) цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированной базы знаний сообщества;

– создание и развитие собственных электронных страниц  (портфолио, методические ресурсные банки).

В российском образовательном Интернет-пространстве в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных методических объединений педагогов как специализированного характера – предназначенных непосредственно для учителей начальной школы, так и общепредметного характера – для педагогов начальных классов и учителей-предметников системы среднего образования. Приведем ряд примеров из числа ресурсов, используемых в нашем собственной педагогической деятельности и кратко охарактеризуем особенности ресурсов, которые могут быть полезны для практики наших коллег:

 Портал “Сеть творческих учителей” . Это один из крупнейших учительских Интернет-проектов России. Каждый месяц его посещают сотни тысяч педагогов-профессионалов из более чем 90 стран мира. Портал создан и функционирует при поддержке корпорации "Майкрософт Россия". Партнерами портала также являются "Учительская газета", издательство "Первое сентября", Профсоюз работников народного образования, издательства "Просвещение", "Глобус", компания "1С", Лаборатория Касперского,
АПКиППРО, региональные институты повышения квалификации работников образования, Британский Совет в России, Гете Институт и др. организации. На портале в результате сетевого взаимодействия участников собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 30 тысяч). Сеть творческих учителей - это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы - наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов. Учитывая высокое качество  прошедших экспертизу методических материалов, ФГНУ "Институт научной и педагогической информации" РАО с середины ноября 2010 года приступил к процедуре официальной регистрации авторских разработок участников портала. Такая регистрация включает в себя введение в базы данных ИНИПИ РАО сведений об учительских разработках и признание авторства в форме выдаваемого безвозмездной основе Свидетельства о регистрации электронного ресурса. Лучшие материалы, опубликованные на портале, регулярно переиздаются массовым тиражом педагогическими издательствами. В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей, профессиональные конкурсы, методический марафон и др.

 Портал «Начальная школа. Информационная среда». Данный проект реализуется при поддержке Московского института открытого образования и Центра дошкольного и начального образования. Портал предоставляет методическую поддержку по сопровождению образовательной деятельности в начальной школе, возможность для педагогов по размещению учебных курсов с целью организации дистанционной ИКТ-поддержки образовательной деятельности своих учеников и использования своего курса (информационного пространства), как платформы для организации смешанного обучения. В рамках деятельности методического портала также можно воспользоваться возможностями повышения квалификации на дистанционной основе по программам профессиональной переподготовки учителей. В рамках проекта для педагогов функционируют тренировочные площадки и предметные сообщества для публикации собственных наработок, обмена педагогическим опытом, апробации авторских технологий и методов реализации образовательного процесса и методической поддержки.  

 Интернет-педсовет. Данный Интернет-проект, созданный по инициативе экспертов и авторов издания «Учительская газета», представляет собой методическую виртуальную среду, функционирующую с целью взаимоподдержки, взаимооценки и взаимообучения  для всех, кто связан с педагогикой, воспитанием  и развитием детей, организацией процесса образования. Каждый пользователь проекта одновременно выступает как автор и эксперт. Основными задачами ежегодно проводимых Интернет-педсоветов являются популяризация информационных технологий для профессионального развития учителей; обсуждение педагогическим сообществом приоритетов развития образования; налаживание диалога между родителями, учениками и учителями; распространение инновационных методов и технологий в учительской среде; сплочение педагогического сообщества, побуждение к обмену опытом и идеями. На сайте Педсовета зарегистрировано более 180 000 участников (учителя-предметники и преподаватели вузов, методисты и общественные деятели, управленцы, школьники и студенты, родители, журналисты, представители бизнеса). Проект предоставляет пользователям возможности ведения собственных блогов, консультационных линий, размещения материалов в медиатеке, участия в тестовых процедурах и исследованиях, конкурсах, общественной экспертизе, школах и мастерских, использования публикаций методической библиотеки в рамках членства во Всероссийском клубе педагогов. Следует отметить, что участие в проекте является частично платным.

 Сетевое методическое сообщество “Открытый класс”.  Проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров и направлен на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик, их использования, модернизацию системы методической поддержки информатизации образования. Это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов, в т.ч. в области дистанционного обучения. В рамках проекта педагоги имеют возможность опубликовать свои методические материалы и провести экспертизу аналогичных разработок своих коллег, осуществить их обсуждение, пройти мастер-классы и курсы по повышению квалификации, принять участие в международных проектах и конкурсах.

 Профессиональное сообщество педагогов “Методисты.ру”. Данный проект является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал аккумулирует творческий и методический потенциал множества образовательных сайтов и ресурсов, объединенных одной тематикой - образование и обучение. Особенностью данного портала является то, что он сочетает в себе элементы социальной сети с обширными мультимедийными возможностями. Из основных возможностей, которые могут представлять особый интерес (помимо стандартных публикаций методических материалов и использования банка педагогических ресурсов онлайн), в данном случае можно выделить: чат для обмена мгновенными сообщениями, с возможностью трансляции аудио- и видеопотоков; доску для коллективного рисования схем, таблиц и другого рода справочной информации; возможность оставить аудио-, видеокомментарий с возможностью сохранения в файл. На портале существует опция создания тематических творческих групп, с возможностью управлением участниками и их материалами; проведения апробации и общественного обсуждения разработок на форумах и дискуссионных площадках, в рамках профессиональных диспутов; получения методических консультаций и рекомендаций от специалистов; поиска коллег по многим параметрам и многое другое.

Отметим, что приведенные примеры являются лишь небольшой частью существующего методического сетевого пространства, которое может быть использовано в практике педагога начальной школы. В настоящее время число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Однако сетевое методическое сообщество может сформироваться и развиваться, способствуя творческому профессиональному развитию педагогов, только при условии совместной коллективной и активной деятельности. На сегодняшний день существуют многочисленные проблемы, стоящие на пути развития сетевых методических объединений как ресурса профессионального и личностного совершенствования сегодняшнего учителя. Как свидетельствуют результаты актуальных исследований и опросов, это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, опыт, но не публиковать при этом свои разработки. Сегодня еще очень многие педагоги не стремятся вливаться в сетевые профессиональные сообщества. Некоторым из них не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в возможностях общественной экспертизы и обсуждения собственных наработок исключительно негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.

 Однако многолетний опыт функционирования сетевых методических сообществ, наш собственный опыт использования данных ресурсов в своей педагогической деятельности показывает, что они являются неисчерпаемым и постоянно обновляющимся источником для профессионального саморазвития и самореализации педагога. Открытое сетевое взаимодействие профессионалов позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Принципиально важно при этом, что каждый педагог может выбрать собственную траекторию профессионального роста, реализуя ее непрерывно и системно.

Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что сетевые методические сообщества в моей практике позволили приобрести такой важный опыт, как повышение квалификации и обмен опытом в области создания учебных презентаций различных платформах, обсуждение планов-конспектов уроков и возникающих в ходе их реализации проблем, а также обеспечение их соответствующими ЦОР, получение квалифицированной методической помощи по вопросам дифференцированного обучения и применения современных проектных, исследовательских и другого рода инновационных технологий в образовательной деятельности, возрастного соответствия и адаптации применяемых материалов; на учебных занятиях мною активно используются доступные ЦОР и методические материалы из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны и т.д. Очень жалко, что еще недостаточно активно развит сегмент методических сетевых сообществ педагогов Московской области; сложности, на наш взгляд, пока составляют и достаточно сложные интерфейсы методических сообществ, не всегда дающие полную картину о предоставляемых ими возможностях для профессионального развития педагога. В этой связи перспективной задачей является также унификация структур методических сетевых сообществ, что позволило бы педагогу без сложностей работать не в одном, а разных сообществах; создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк методические ресурсы педагогов страны и созданные ими ЦОР, свободно перемещаться из одного объединения в другое, обогащая свой педагогический потенциал в творческом ключе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития педагога

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирую...

Программа профессионального развития педагога

Данная программа поможет педагогу в саморазвитии и самосовершенствовании....

План профессионального развития педагога

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.И.Песталоцци Совершенствование качества обучения и воспитания напряму...

Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога

Вот уже третий год школы Крыма живут  в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения . В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи...

Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога.

Презентация для выступления на ежегодной городской педагогической конференции....