Приёмы формирования познавательного интереса в практическом опыте учителя.
презентация к уроку на тему

В кратком словаре по философии интерес обозначен как избирательная направленность человека.

Если избирательная направленность обращена  к  области  познания,  то  это  познавательный  интерес.

 

Г.И. Щукина в своем труде «Проблема познавательного интереса в педагогике»  дает следующее определение понятия познавательного интереса:

познавательный интерес – это интерес к познанию, область которого - познавательная деятельность, где происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovanya_poznavatelnogo_interesaf.pptx1010.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования познавательного интереса в практическом опыте учителя. Подготовила: Стенина С.Н.

Слайд 2

В кратком словаре по философии интерес обозначен как избирательная направленность человека. Если избирательная направленность обращена к области познания, то это познавательный интерес. Г.И. Щукина в своем труде «Проблема познавательного интереса в педагогике» дает следующее определение понятия познавательного интереса: познавательный интерес – это интерес к познанию, область которого - познавательная деятельность, где происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование».

Слайд 3

Критерии обнаружения познавательного интереса Важнейшим показателям наличия познавательного интереса учащихся являются их вопросы, связанные с предметом изучения. Эмоциональная реакция ученика Характер деятельности ученика на уроке Активность ученика в процессе обучения

Слайд 4

Приемы развития познавательного интереса Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятии, и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) знаний. Приемы активизации познавательной деятельности на этапах воспроизведения полученных знаний.

Слайд 5

Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем.

Слайд 6

Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика. Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки.

Слайд 7

Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбираются для данного урока, в какой последовательности их выстраиваю, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Подбираются к уроку такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся. От того, насколько умело можно подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах - разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке.

Слайд 8

Приём занимательного и игрового материала Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал. Уроки можно начинать с разминки, в которую входят загадки, лингвистические задачи. Разминка-установка длится 3-4 минуты и преследует две цели: мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока; «встряхнуть» учащихся, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательный материал – это ребусы , кроссворды , головоломки , лабиринты – позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию , контроль за своей деятельностью.

Слайд 9

с н е к и п р ы к и ф л а к и к р ы к и о р е к и Загадки. День и ночь стучит оно Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. (Сердце) Кроссворд. Замените одним словом. 60 минут (Час). Густой частый лес. (Чаща). Хищная рыба с острыми зубами. (Щука). Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун). Животные, которые носят еду на спине. (Ежи). Шарады. С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос). С глухим – траву она срезает, Со звонким – листья обьедает . (Коса – коза). Кроссворд

Слайд 10

Создание на уроках постоянного элемента сказочности, вызывает у учащихся интерес к предмету, развивает детскую любознательность. Сказки на уроках русского языка, математике можно использовать по-разному: в качестве дидактического материала; как средство, помогающее организовать объяснение нового материала. ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ. Дети, независимо от возраста, очень любят сказки, у них сильно развито образное мышление. Поэтому объединение сказочного сюжета, героев с реальными категориями, явлениями русского языка в грамматических сказках вызывает у учащихся желание понять их. Как, например, при изучении темы «Глагол» можно использовать такую грамматическую сказку: СИЛА ЛЮБВИ. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по Словарям и Учебникам. Когда же он возвратился, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу, негодую!!!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. В математике при изучении знаков <,>, используем сказку о жадном Петушке , который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.

Слайд 11

Ярчайшим эмоциональным приемом формирования познавательных интересов является игра. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

Слайд 12

Включая в процесс обучения младших школьников игры, игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов. Буква потерялась - кула , - кв – риум , - стр - , - ист , ма - - на. Слово рассыпалось. На доске записаны «рассыпанные» буквы. Учащимся нужно собрать слова. АРСТА ( астра ) АЗУБР ( арбуз) ААРМ ( рама) ААММ ( мама) Найди лишнее слово, Найди ответ, Игра – диктор

Слайд 13

Приём исследовательской познавательной деятельности. Метод проектов направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Слайд 14

Огромная роль в развитии творческой познавательной активности на уроках отводится работе с учебником. Учебник организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, развивающие умение рассуждать, доказывать, сопоставлять, делать выводы. Много времени на уроках отводится самостоятельной работе учащихся. Для этого применяются также задания, которые позволяют не только проверить знания по пройденному материалу, но и имеют возможность постоянно повторять изученный материал, учиться с опережением. Дети любят «догадываться» сами. Это помогает в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей.

Слайд 15

Приём «Фантастическая добавка ». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой, например, может переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение или животное; перенести реального или литературного героя во времени ; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего героя. Приём «Драматизация ». Сюжет расписан по ролям двух или нескольких человек. Приём «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадку к которой (ключик к пониманию) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. Приём «Описание». Рассказ, может быть художественным или аналитическим. Приём «Персонификация ». Форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного героя.

Слайд 16

Нестандартных уроки: 1. Уроки - игры . На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников. 2. Уроки - сказки , уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста. 3 . Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований. 4. Урок типа «Что? Где? Когда ?» 5 . Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения . Ученик должен уметь провести экскурсию. Уроки – деловые игры 6. . Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение. Проводится обмен задачами.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение практического опыта по применению элементов игровых технологий в процессе обучения

данная работа содержит практический опыт по использованию элементов игровых технологий в процессе обучения...

Статья. Приёмы, воспитывающие интерес к предмету.

Приёмы обучения русскому языку, способствующие повышениюэффективности, качества урока и результативности работы (поисковые задачи, проблемные вопросы, игры и т.д.)....

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Приёмы, воспитывающие интерес к предмету. Русский язык

Задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному яз...

Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)

laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...