ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья (1 класс) на тему
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_nachalnyh_klassah.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.С. Колосова, учитель
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»
(г.Старый Оскол)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В настоящее время в России происходят изменения и перемены. Общество нуждается в людях, умеющих принимать оригинальные решения и способны творчески мыслить. Учитель обязан создать комфортные условия для развития интеллекта и творческих способностей каждого ребёнка.
Верным представляется мнение Дичковской И.М., которая считает, что в системе педагогического образования проходят инновационные процессы, где остро стоит вопрос о подготовке интеллектуально развитой личности. Важно систематически включать в урок задания, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. [1]
Характерной особенностью современного образования являются позитивные преобразования как содержания и технологий, так и уклада школы, что в целостной системе соответствует образовательным приоритетам, максимально использующим информационные и коммуникационные технологии. [2]
Составляющими частями современных инновационных педагогических технологий в начальных классах являются:
- образовательные цели;
- формы, методы и средства педагогического взаимодействия;
- гуманизация учебного процесса;
- содержание образования;
- результат деятельности. [3]
Возможность и способность к развитию заложена в ребёнке природой. Для осуществления психического развития личности необходима собственная деятельность ребёнка, в которой он под руководством взрослого воспроизводит человеческие качества и способности. Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации современного образования. В начальной школе невозможно провести урок без средств наглядности, поэтому часто возникает проблема: где найти нужный материал и как лучше его использовать? На помощь пришли новые информационные технологии.
Информационные технологии обучения – это процессы передачи информации ученику с помощью компьютера.
Преподаватели на своём опыте убеждаются, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие самостоятельности, воображения и критического мышления. Урок становится не скучным, а творческим. Даже эмоциональный фон более благоприятен, что имеет немаловажное значение для ребёнка. Для ребёнка младшего школьного возраста характерна низкая степень развитости познавательных способностей, имеются особенности учебной мотивации. Использование информационных технологий обучения позволяет детям лучше воспринимать изучаемый материал. Применение флэш-анимации на уроках повышает мотивацию учащихся и интенсивность урока.
Невозможно представить современный учебно-воспитательный процесс в начальных классах без технологии развивающего обучения, одной из главных особенностей которой является формирование у учащихся деятельностных способностей. Ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Это означает, что деятельностные способности у учащихся формируются лишь при условии включения их в самостоятельную учебно - познавательную деятельность. Основными методами работы учителя в развивающем обучении являются проблемный и частично-поисковый. Ученики в данном случае поставлены в условия самостоятельного добывания знаний. [4]
Одним из вариантов реализации технологии развивающего обучения является использование интегрированных уроков в преподавании. Идея интеграции становится предметом теоретических и практических исследований в связи с дифференциацией в обучении. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и учеников. Эффективность любого урока определяется тем, что дети взяли для себя в процессе обучения. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. При использовании различных видов работ на уроке поддерживается произвольное внимание, что позволяет говорить о высокой эффективности урока. Интегрированные уроки необходимо давать периодически для поддержания у детей устойчивого интереса к учению.
Целостно интегрированный подход представляет постоянное взаимодействие образного и понятийного, рационального и интуитивного. В настоящее время в обществе усилился интерес к изучению народных традиций, истории родного края и культуры своего народа. Следовательно, идея интеграции обучения возникает из необходимости дать молодому поколению целостное представление о природе и обществе. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, сёту и письму, но и полезным сведениям о жизни детей. Школа, по его мнению, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.[3]
Интегрированные уроки нравятся младшим школьникам, вызывают у них познавательный интерес, содержат большой эмоциональный заряд. Такие уроки позволят детям обогатить словарный запас, развивают эстетический вкус, помогают формировать орфографическую зоркость, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы родного края.
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования свидетельствует о переходе от навыково - знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Технология проектного обучения определяется путём построения образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ребёнка, с учётом его интересов. Проектирование в начальной школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.
Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Можно сказать, что современные задачи, выдвигаемые обществом в сфере образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций. Это удается легко, если учитель владеет различными технологиями обучения и умеет творчески преподносить учащимся изучаемый материал.
Литература
- Дичковская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст]/ И.М. Дичковская.- К.: Академвидав, 2004. – 127 с.
- Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015: постановление Правительства Российской Федерации №543 от 23 декабря 2008 [Текст]// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 2006. - №1.
- Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Переиздание [Текст]/ Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011 – 88 с.
- Ксенозова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ Г.Ю. Ксенозова. – М., 2010. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.
Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...
Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникативные технологииЗдоровьесберегающие технологии Личностно-ориентированные Системно-деятельностный подходРазвитие критического мышления через чтение и письмо...
Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе
Сообщение о современных образовательных технологиях...
Использование современных инновационных образовательных технологий в начальной школе.
Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного по...
Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования
Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....
Начальное литературное образование на уроках чтения с использованием инновационной образовательной технологии режиссерской игры, драматизации , театрализации
Показ основных этапов и приемов актерского мастерства, режиссерских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе....