Обобщение опытом на педагогическом совете " Практика применения образовательных технологий в начальных классах"
учебно-методический материал (1 класс)
Образовательные технологии: ИКТ-технологии, метод проектов, портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
«Образовательные технологии, применяемые в системе обучения учащихся начальных классов по ФГОС»
Введенный ФГОС начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности системно – деятельностный подход к построению урока.
Системно – деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На каждом уроке стараюсь выполнять требования к уроку по ФГОС:
- Урок должен быть направлен на получение предметных, метапредметных и личностных результатов;
- Урок должен быть проведен на основе деятельностного подхода, то есть и учитель и ученик являются субъектами образовательного процесса; этот подход характеризуется наличием мотива, цели, всех составляющих элементов процесса, результатов, их оценки, рефлексии;
- Авторитарный стиль обучения исключен, общаться с детьми только в демократическом стиле, используя педагогику сотрудничества.
Суть моей работы проста:
- Хочешь, чтобы ученики были заинтересованы, - стряхни оцепенение и будь предельно мотивирован на уроке сам;
- Хочешь, чтобы они ставили проблемы, - научись при подготовке к уроку сам перепробовать несколько вариантов разных проблем на одном предметном материале;
- Хочешь, чтобы ученики искали личностный смысл, сам ищи его вместе с ними;
- Хочешь, чтобы ученики приняли от тебя важные ценности как руководство в жизни, сам верь в них;
- Хочешь получить на уроке метапредметный результат, сам разберись в законах формальной логики, вникни в психологическую теорию понимания;
- Хочешь, чтобы ученики получали удовольствие от познания нового, непривычного, неведомого, сам научись заново радоваться всему этому так, как будто только что впервые пришел и маленькой девочкой (мальчиком) в 1-й класс.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это – уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Так же регулярно использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия.
Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
Активизации познавательных интересов младших школьников, мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения способствует использование ИКТ. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
- как средство наглядности учебного процесса;
- для организации коллективной и групповой работы (проекты);
- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ)
Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки, дети готовят сообщения к урокам русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся, учу их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
В процессе обучения также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К родительскому собранию готовлю презентации, видеоролики, слайд-шоу о жизни класса, в которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные.
ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.
В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.
Использование метода проекта целесообразно применять с 1 класса.
Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. Работая над проектом «Красная книга национального парка «Тункинский»», исследовали какие птицы и животные обитают в окрестностях нашего района. Нашли много интересного материала. С этим материалом в 2018 году участвовали в региональном фестивале «Земля снежного барса», организованным Алтае-Саянским отделением Всемирного фонда дикой природа России. Учащиеся завоевали призовые места. В рамках проекта дети лепили, рисовали снежного барса, и сочиняли стихи о нем. Лучшими признаны работы Деминой Вики, Хапахарановой Цырены, Томиловой Жени, Бронниковй Алины, Гармаевой Алины. Эти же работы были представлены на муниципальном конкурсе «Сувениры Тунки». Бронникова А. и Гармаева А. заняли 2 место.
Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.
Одним из методов оценивания результативности является создание портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду «аутентичных» (т.е. истинных) индивидуализированных оценок и ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания, то есть рефлексию. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способности анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.
Портфолио – это папка – накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребёнке. Помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребёнка; это копилка личных достижений ребёнка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио – это не хаотичный сбор всего. А доказательство того, что достигнуто с ребёнком; фиксация того, что есть прогресс в развитии, что сделал ребёнок и почему это важно.
Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
- результаты по четвертям и за год;
- отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах сочинений и т.п.
- самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
- результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
- отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
- спортивные достижения учащихся;
- оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.
В своей педагогической деятельности я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации- основа личностно-ориентированного подхода, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. Я использую содержательную дифференциацию при которой детям предлагаются разноуровневые задания. Содержание задание может различаться по уровню творчества, по уровню трудностей, по объему. Разноуровневые задания предлагаю на выбор учащимся. Это позволяет им оценивать собственные возможности выполнения задания и способствует формированию у них такого важнейшего УУД, как прогностическая самооценка.
Только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.
На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой деятельности ребёнка.
За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам тестирования школьного психолога посещают школу с охотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....
Использование информационно - коммуникационных технологий в начальных классах. Обобщение педагогического опыта.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Выступление на педагогическом совете по теме" Технология "погружения".Вариативность моделей технологии погружения"
Выступление на педагогическом совете "Педагогические приемы формирования УУД через использование технологии "погружения".В данной работе сожержится материал о педагогической техологии" погружение"....
Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе".
Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе"....
Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя начальных классов"
Данный профессиональный стандарт призван повысить ответственность педагога за результаты своего труда...
Выступление на педагогическом совете " Практико-ориентированное обучение в начальной школе"
Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие Главная роль у ученика – он является центральной фигурой. Второстепенн...
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"...