«Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики»
методическая разработка на тему
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении этот термин - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Основные виды универсальных учебных действий, которые соответствуют ключевым целям общего образования: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция . Прогнозирование — это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
К моменту поступления ребенка в школу выделяют следующие показатели сформированности регулятивных УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку. В толковом психологическом словаре термин «прогноз» - это предсказание хода и результата любого процесса. «Прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск». В школе под прогнозированием понимается предварительное оценивание результатов арифметических действий, позволяющее избежать очевидных ошибок в вычислениях.
Возможности формирования универсального учебного действия прогнозирование в процессе освоения математических знаний В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами используется специальный прием прикидки результата — определение границ искомого числа. На этапе восприятия и осмысления текста задачи учащиеся определяют, больше или меньше какого-либо из данных чисел должен получиться ответ. После того как задача решена, проводится сравнение прогноза с полученным результатом. В случае расхождения прогноза и ответа выявляется его причина, связанная, как правило, с неверным решением задачи. Сопоставление ответа с прогнозом дает возможность обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.
Прием прикидки ответа помогает увидеть важность правильного выбора действия. Например, ученикам дается задача «В вазе лежало 8 яблок, из них 2 красных, а остальные — желтые. Сколько желтых яблок лежало в вазе?» Некоторые ученики называют правильный ответ (6), но записывают неверное решение: 2 + 6 = 8. Для предупреждения данной ошибки перед решением приведенной задачи полезно сделать прикидку ответа, спросив: «В ответе должно получиться число больше или меньше, чем 8?» В случае неверной записи решения нужно вернуться к сделанному прогнозу: «Мы определили, что должно было получиться меньше 8, а получилось 8. Следовательно, задача решена неправильно».
Сравни, поставь знаки >, < или =. 10-6 10-5 10-9 11-9 2+10 10+2 Выполнение несложного прогнозирования предполагают и задания, в которых нужно поставить знаки >, < или = при сравнении величин или выражений. На основе рассуждений учащиеся предполагают, какой знак нужно поставить, говоря, например: «10 – 5 > 10 – 7, так как чем больше вычтем, тем меньше останется», — а затем проверяют свой прогноз вычислениями.
Полезно предлагать учащимся выполнять прогнозирование при решении примеров с пустыми окошками. Например, ученикам дается задание подумать над тем, в каком из выражений + 4 = 7, + 5 = 9 или +5 = 10 первое слагаемое будет больше. После решения ученики определяют, оправдался ли прогноз. Большие возможности для формирования универсального действия прогнозирования имеются при изучении величин ( н-р длины), если перед началом измерения школьники делают прикидку результата, например: «Какова длина отрезка в сантиметрах?» . Высказанное предположение проверяется с помощью измерений.
Таким образом, формирование универсального учебного действия прогнозирования осуществляется в тесном единстве с формированием действий контроля, коррекции, оценки, анализа и других универсальных учебных действий. Это обеспечивает в конечном итоге становление у младших школьников умения учиться, способствует практической направленности обучения математике в начальной школе
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование универсальных действий нравстенно-этической направленности
В релизации ФГОС нового поколения большое внимание уделяется духовно-нравственому воспитанию младших школьников. Формирование УУД нравственно-этической направленности проходило на занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-234832-1364977344.jpg)
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-510715-1415346522.jpg)
Формирование универсальных действий учащихся на уроках русского языка.
В статье содержатся варианты заданий по русскому языку по формированию универсальных действий....
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/13/picture-1489530-1697153703.jpg)
Групповая работа, как средство формирование универсальных действий
Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизмен...