Рабочие программы 3 класс. Занков
рабочая программа (3 класс)

Утина Елена Васильевна

Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_issledovatel.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:

  «___»____________20___г.

Принято

Педагогический совет

Протокол №___

 от «__» _________ 20____

Утверждаю:

Директор ГБ  ОУ СОШ № 529

Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я-исследователь» 3 класс

на 2016-2017 учебный год

Разработчик  программы:

учитель начальных классов

Киселева Ольга Евгеньевна

               

                                                  Санкт-Петербург

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

  Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана на основе и в соответствии:

–с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

- с Программой внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144с.

- с программой курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» для учащихся начальной школы в УМК Занков –  автор Савенков А.И.

Содержание программы, направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе средней общеобразовательной школы № 529.

Цель курса -  трансформация процесса развития интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития, развитие у обучающихся навыков сравнения, (по результатам диагностики УУД 2015-2016 гг.).

Задачи курса:

-развивать познавательные потребности младших школьников;

-развивать познавательные способности младших школьников;

-обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

-формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  Результаты городской диагностики и школьного мониторинга УУД 2015-2016гг показали, что развитие мыслительной деятельности учащихся находится на среднем уровне и соответствует предъявляемым требованиям.

Для класса характерен высокий уровень развития следующих умений: аналогия, анализ/синтез, абстрагирование. Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.

Такое умение, как сравнение находится в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога. Работа с данной операцией является определяющей  в  2016-2017  учебном  году.

Основные разделы программы

   Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом. Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

   Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

-тренинг исследовательских способностей;

-самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

   В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

- ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная исследовательская практика

   Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

   Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения

задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.  

   Возможно использование рабочей тетради «Я - исследователь». Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

   Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.

   Формы оценивания: защита исследовательской работы, проекта, текущий контроль.

   Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 34 часа за год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;( по результатам диагностики 2015-2016)

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;- различать способ и результат действия;

 -оценивать свои действия на уровне ретро- оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки

и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку

- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий

- умение оценивать свою работу  в соответствии с критериями оценки

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно- следственные связи;- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому- либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,

наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

– проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп (по результатам диагностики УУД 2015-2016 гг.);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

понятия разного уровня обобщения

 Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов

ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации  формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематический план

№ темы

Кол-во часов

Название темы

Примечания

Тренинг

10

Общее количество часов

1

1

Наблюдение и экспериментирование

2

1

Методы исследования

3

1

Наблюдение и наблюдательность

4

1

Совершенствование техники экспериментирования

5

1

Интуиция и создание гипотез

6

1

Правильное мышление и логика

7

1

Искусство делать сообщения

8

1

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9

2

Семинар «Как подготовиться к защите»

Исследовательская практика

14

Общее количество часов

6

В т.ч. на индивидуальную работу

10

1

Определение проблемы  и выбор темы собственного исследования

11

3

 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

12

2

Коллективная игра - исследование

13

2

Семинар

14

6

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Мониторинг

6

Общее количество часов

15

2

Занятия со всей группой учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей)

16

2

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

17

2

Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

18

4

Резерв

34

Всего


Календарно-тематическое поурочное планирование

№ п

раздел

тема

Тип занятия

Элементы  содержания

Характеристика

деятельности

учащихся

Виды и формы контроля

Средства наглядности

Дата

факт

Дата

 План

1

Тренинг

Наблюдение и экспериментирование.

отработки умений и рефлексии

Уточнить детские представления об исследовании и методах исследования. Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия

Уметь наблюдать, провести эксперимент

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Планирование и поиск информации.

 Продуктивная групповая коммуникация

Опрос, текущий контроль.

презентации

10.09

2

Методы исследования.

открытия нового знания

Совершенствование владения основными методами исследования.

Использование различных методов

исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Выполнение алгоритма действий, опрос, текущий контроль.

презентации

17.09

3

Наблюдение и наблюдательность

 

отработки умений и рефлексии

Представления о сфере применения наблюдений в научных исследованиях. Информирование об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Работа с приборами, созданными для наблюдения. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

 

Изложение полученной информации по заданным вопросам.

Презентации, книги.

24.09

4

Совершенствование техники экспериментирования.

открытия нового знания

Расширение представлений детей об экспериментировании.

Проведение несложных экспериментов. Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Изложение полученной информации по заданным вопросам.

в/ф

01.10

5

Интуиция и создание гипотез.

открытия нового знания

Познакомить с  понятием «интуиция».

Выдвижение гипотез, осуществление их проверки. Продуцирование гипотез и провокационных идей.

Изложение письменное своей  мысли с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

презентации

8.10

6

Правильное мышление и логика.

отработки умений и рефлексии

Расширение представлений об анализе и синтезе.

Классификация и обобщение.    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Обобщение, текущий контроль.

презентации

15.10

7

Искусство делать сообщения. 

открытия нового знания

Учить планировать свое выступление.

Выделение главного и второстепенного. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Представление плана выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления, текущий контроль.

презентации

22.10

8

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

урок отработки умений и рефлексии

Учить строить и задавать вопросы

Построение вопросов. Формулирование полученных результатов.

Изложение полученной информации по заданным вопросам, текущий контроль.

Презентации, книги.

29.10

9-10

Как подготовиться к защите.

открытия нового знания

Учить составлять план защиты исследовательской работы.

Использование при защите вербальных и невербальных средств. Обучение владению основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Выполнение алгоритма действий, опрос, текущий контроль.

Презентации, книги.

12.11,

19.11

11

Исследовательская практика

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

отработки умений и рефлексии

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Выбор темы собственного исследования. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников.

Выступление на основе заданных целей, опрос, текущий контроль.

Презентации, книги.

26.11

12,

13,

14

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

отработки умений и рефлексии

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Пользование  приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

 

 

Ответы на вопросы, текущий контроль.

Презентации, книги, в/ф.

3.12,

10.12,

17.12

15,

16

Коллективная

игра-исследование

отработки умений и рефлексии

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

Обучение владению приемами исследовательской деятельности,

 элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

Ответы на вопросы, текущий контроль.

Презентация.

24.12,

14.01

17-

18

 Семинар «Как подготовиться к защите»

общеметодологической направленности

     Учить составлять план защиты исследовательской работы.

Использование при защите вербальных и невербальных средств. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Выполнение алгоритма действий, опрос, текущий контроль.

презентации

21.01,

28.01

19-

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

отработки умений и рефлексии

Оказать помощь по проведению самостоятельных исследований.

 Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Опрос, ответы на вопросы, текущий контроль.

Презентации, книги.

4.02,

11.02,

18.02,

25.02,

03.03

10.03,

25-

26

мониторинг

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

 

открытия нового знания

Демонстрация результатов исследования.

Демонстрация результатов исследования. Пользование умениями анализировать и оценивать результаты работы другого человека

Опрос, ответы на вопросы, текущий контроль.

Презентации,  проекты

17.03,

31.03

27,

28

Индивидуальная

работа.

(подготовка к  защите

результатов

собственных исследований

открытия нового знания

Оказать помощь по подготовке к выступлению.

Демонстрация защиты собственной работы. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.

Опрос, ответы на вопросы, текущий контроль.

Презентации, книги, в/ф.

7.04

14. 04

29,

30

Самостоятельная

работа

(защита

собственных  исследовательских работ и творческих проектов)

отработки умений и рефлексии

Демонстрация результатов исследования

Демонстрация результатов исследования. Демонстрация умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

исследования.

Опрос, ответы на вопросы.

Презентации, в/ф.

21.04,

28 .04

31-

34

Резерв

05.05

12.05

19.05


Ресурсное обеспечение

1. Учебно-методический комплекс:

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. -Самара : Издательство «Учебная литература», 2010.- 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

3.Рекомендуемая литература для  учителя:

- Программы начального общего  образования: Л.В. Занкова: (сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова), – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.-224с.- (ФГОС)

Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники, психолого-педагогическая  литература.

4.Рекомендуемая   литература  для  учеников:

Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом  (по возможности).

5. Интернет-ресурсы

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (Современная мультимедиа- энциклопедия)2007
  • Презентации (в т.ч. собственные разработки), созданные по ключевым темам
  • Сайт zankov.ru
  • Персональный сайт учителя - занковца Котовой Я.В. «Почемучки» http://po4emu4ki.ucoz.ru/
  • презентации  Вики

6. Оборудование и  приборы:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • интерактивная доска;
  • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по литерному чтению 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы УМК Занков

Рабочие программы УМК Занков...