Рабочие программы 3 класс. Занков
рабочая программа (3 класс) на тему

Утина Елена Васильевна

Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx115.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Зам. директора по УВР:

  «___»____________20___г.

Принято

Педагогический совет

Протокол №___

 от «__» _________ 20____

Утверждаю:

Директор ГБ  ОУ СОШ № 529

Приказ №___

 от «__» _________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Окружающий мир»,3 класс

на 2016-2017 учебный год

Разработчик  программы:

учитель  начальных классов

                                                                                                            Утина Елена Васильевна

Санкт-Петербург

       2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса окружающего мира для 3 – го класса разработана на основе и в соответствии:

–с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

- с программой курса окружающего мира для учащихся начальной школы в УМК Занков – Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (2011г.).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе Средней общеобразовательной школы № 529.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира, осознание места в нем человека и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества, развитие у обучающихся навыков сравнения (по результатам диагностики УУД 2016-2017 гг.).

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: 

 - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

 - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

 - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

 - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

  Результаты городской диагностики и школьного мониторинга УУД 2016-2017гг показали, что развитие мыслительной деятельности учащихся находится на среднем уровне и соответствует предъявляемым требованиям.

Для класса характерен средний уровень развития следующих умений: аналогия, анализ/синтез, абстрагирование. Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.

Такое умение, как сравнение находится в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога. Работа с данной операцией является определяющей  в  2016-2017  учебном  году.

По результатам городской диагностики навыки планирования действий сформированы недостаточно, их развитие в 2016-2017 учебном  году требует особого внимания.

Задача 2016-2017 учебного года - зону ближайшего развития перевести в зону актуального развития.

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю). Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный (собеседование, зачеты), а так же проекты и исследовательские работы.

Тематический план

раздела

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Лабораторные, практические занятия, проекты, экскурсии и др.

Контрольные и диагностические

1.

Природные условия Земли

11

6

5

Практич.раб.-5

2.

Человек в далеком прошлом

10

6

4

Экскурсия-1

Исследов.раб.-1

Практич. раб.-2

3.

Земли восточных славян

21

14

6

Исслед.раб.-1

Экскурсия- 2

Практич.раб.-3

1

4.

Московское государство

12

9

3

Экскурсия-1

Практич.раб.-2

5.

Путь от Руси к России

9

6

2

Экскурсия-1

Исследоват.раб.-1

1

6.

Резерв

5

Итого

68

41

20

2

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: 

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательны мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: 

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;( по результатам диагностики 2016-2017)

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

– соотносить внешнюю оценку и самооценку

- умение следовать инструкции при выполнении учебных действий

- умение оценивать свою работу в соответствии с критериями оценки

Обучающийся получит возможность научиться:

 – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

 – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп (по результатам диагностики УУД 2016-2017 гг.);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– сравнивать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (самостоятельно выделять класс объектов) (по результатам диагностики УУД 2015-2016 гг.);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

- умение выделять объекты из множества других и объединять их в группы в соответствии с поставленной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: – строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

 – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится: 

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится: 

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.


Календарно-тематическое поурочное планирование

№ п/п

Тема

раздела

Тема

урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Характеристика

деятельности

учащихся

Виды и формы контроля

Средства

наглядности

Дата

проведения

план

факт

1.

Природные

условия

Земли

Приглашение к путешествию.

урок отработки умений и рефлексии

Ориентироваться в учебнике:

– различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление);

– делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы;

– понимать систему знаков, условных обозначений.

Обобщать полученные сведения

о явлении, предмете, объекте.

Строить монологическое высказывание

Характеристика структуры

книги (учебника).

Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

Формулирование выводов из

наблюдений в природе.

Анализ рисунков учебника,

соотнесение различных событий со временем и местом.

Работа с понятиями: стороны

света, времена года, дни недели, год

Творческое задание: гербарий осенних растений нашего края

Рисунки учебника

7.09

2.

Карты. Практическая работа

урок отработки умений и рефлексии

Осуществлять запись (фиксацию)

указанной учителем информации

об окружающем мире с помощью

условных знаков.

Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе.

Знать основные и промежуточные

географические направления

Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты

(ответы на вопросы учителя).

Определение основных и промежуточных географических

направлений.

Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты

Работа с контурной картой

Карты: физическая карта мира, России, карта полушарий, природных зон мира, климатических поясов

9.09

3

Что такое

погода. Практическая работа

Урок общеметодологической направленности

Проводить наблюдения за погодой

и природой родного края.

Выделять основные показатели погоды.

Осуществлять запись информации

об окружающем мире.

Использовать знаки, символы,

таблицы, приведенные в учебной

литературе.

Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды.

Выделять характерные признаки

сезонов года на примере родного

края

Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов;

фиксация наблюдаемых в

природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды.

Описание погодных явлений

исходя из своих наблюдений.

Рассуждение о взаимосвязях

погодных условий и живой

природы.

Установление причинно-следственных связей между

изменениями в литосфере,

гидросфере, атмосфере

Ведение календаря погоды

Видео-прогноз погоды из телевизионных новостей

10.09

4

Народные

приметы

погоды.

Уроки развивающего контроля

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации.

Составлять устную характеристику погоды.

Воспринимать смысл текста.

Выделять информацию из сообщения

Определение признаков хорошей и плохой погоды.

Установление связи между

изменениями в живой природе и погодными условиями.

Выдвижение предположений

на основе наблюдений.

Представление результатов

своей творческой работы

Творческая работа: Оформление страничек календаря

Использование интернет-ресурсов

14.09

5.

Климат.

Урок открытия нового знания

Использовать знаки, символы,

таблицы, приведенные в учебной

литературе.

Сравнивать явления и понятия

(климат и погода).

Понимать структуру построения

рассуждений об объектах.

Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот.

Устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным

распределением тепла и влаги

в разных тепловых поясах

Различение характерных

признаков сезонов года.

Сравнение показателей погоды с показателями климата.

Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов.

Объяснение причин неравномерного распределения тепла

и влаги на земном шаре.

Анализ тематических карт,

таблиц, рисунков, представленных в учебнике

Пересказ статьи учебника

Карта климатических поясов, карта тепловых поясов

17.09

6

Представление

о климатических

поясах.

Урок открытия нового знания

Воспринимать смысл текста.

Выделять информацию из текста.

Устанавливать причинно-следственные связи между климатом

и количеством тепла и влаги.

Использовать различные источники информации (текст, графика,

модели) для построения суждения.

Высказывать свою точку зрения. Коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку.

Понимать причины разнообразия

климатических поясов на Земле

Знакомство с климатическими поясами.

Нахождение климатических

поясов на карте и обозначение их на контурной карте.

Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на

разнообразие климатических

поясов. Соотнесение иллюстрации

в учебнике с информацией из

текста.

Работа с графической информацией.

Определение по графику типа

климатического пояса

Работа с контурной картой; тест

Карта климатических поясов мира

21.09

7.

Почва.

Состав

почвы.

Практическая работа

урок отработки умений и рефлексии

Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования.

Планировать, контролировать

и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную

на изучение состава и свойств

почвы, в соответствии с постав_

ленной задачей и условиями ее реализации

Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

Знакомство с техникой безопасности при выполнении

опытов, инструкцией к проведению опыта.

Планирование своей деятельности.

Наблюдение за ходом работы

и фиксация результатов.

Обсуждение в группе результатов наблюдений

Фиксация результатов опытов

Образец почвы, листьев

24.09

8.

Образование почв.

Плодородие.

Урок открытия нового знания

Составлять небольшое сообщение

в устной форме.

Выделять главное в тексте.

Устанавливать взаимосвязи между

живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы.

Представлять последовательность

круговорота веществ в природе.

Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний

Ответы на вопросы учителя

с опорой на текст.

Выделение главной мысли

в тексте.

Определение понятия «плодородие».

Установление связи между

неживой природой и живыми

организмами, взаимосвязи в

живой природе между растениями и животными.

Объяснение круговорота веществ в природе при помощи

схемы в учебнике.

Сравнение различных типов

почв с использованием текста

и рисунков в учебнике

Пересказ текста учебника

Таблицы с различными видами почвы

28.09

9

Защита

почв.

Практическая работа

урок – исследования

Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких

выводов.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях.

Представлять свою работу одноклассникам.

Высказывать свою точку зрения

Практическая работа «Как

образуются овраги».

Представление творческих

работ «Меры по сохранению

плодородия почвы».

Обсуждение творческих работ.

Формулирование общего вывода

Творческие сообщения

Макет, иллюстративный материал учебника

01.10

10

Природные

зоны суши

Земли.

Урок открытия нового знания

Использовать схемы, таблицы и

другие источники графической информации (карты).

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой.

Проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края

Выделение существенных

признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике.

Знакомство с разнообразием

природных зон.

Установление цепочки связей в природе: что является

причиной, что следствием.

Определение взаимосвязи

между почвой, климатом и

растительным и животным

миром. Знакомство с закономерностью смены природных зон

на Земле от экватора к полюсам.

Выявление последствий изменения климата для определенной местности.

Сравнение природных зон

с природой родного края

Работа с картой

Карта природных зон мира

05.10

11

Природные

зоны.

Практическая работа

Урок открытия нового знания

Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон.

Сравнивать климатическую карту

и карту природных зон.

Объяснять закономерности Земли

в неравномерном распределении

тепла и влаги и широтной смены

природных зон.

Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли

Практическая работа: чтение

условных обозначений карт

природных зон и климатических поясов.

Работа с контурной картой

природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).

Сравнение карт природных

зон и климатических поясов

с использованием таблицы

Работа с контурной картой

Карты климатических поясов и природных зон мира

8.10

12

Человек

в

 

далеком

прошлом

1.Где

зародилось

человечество.

урок отработки умений и рефлексии

Получать информацию при чтении

карты.

Определять географическое положение материка.

Анализировать различные источники информации (текст, рисунок,

графика)

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической

карты.

Использование условных обозначений на карте.

Знакомство с особенностями

рельефа Африки.

Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты

и графического изображения

в учебнике.

Нахождение на физической

карте географических объектов.

Нанесение географических

объектов на контурную карту

Пересказ текста

Физическая карта мира

12.10

13

2.Климат

и природные зоны

Африки.

Практическая работа

Урок открытия нового знания

Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.

Строить сообщения по плану.

Воспринимать смысл познавательных текстов

Работа с климатической картой, картой природных зон.

Определение по карте границ

климатических поясов и природных зон.

Соотнесение местоположения климатических поясов

с природными зонами.

Составление на основе текста

описания природной зоны по

плану.

Выделение особенностей природных зон и их отличий

Сообщения по заданному плану

Климатическая карта, карта природных зон мира

15.10

14

3.Климат

и природные зоны

Африки

урок отработки умений и рефлексии

Иметь представление о растительном и животном мире природных

зон Африки.

Выделять главную информацию из

текста в соответствии с учебной задачей.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в учебнике и дополнительных источниках информации

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны

с помощью текста учебника

и дополнительных источников информации.

Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя

Пересказ статьи

Карта Африки

19.10

15

4.Родина человечества.

Как

появился

человек.

Исследовательская работа

Урок общеметодологической направленности

Понимать взаимосвязь климата,

рельефа и природных зон одной

местности.

Обобщать имеющиеся знания.

Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные).

Иметь представление о теориях появления человека на Земле

Выдвижение предположения

о месте зарождения человечества на основе своих знаний

о природных зонах.

Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для

зарождения человечества.

Сравнение условий жизни

в различных природных зонах Африки.

Знакомство с различными теориями появления человека

на Земле.

Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле.

Сравнение человека и обезьяны.

Выявление различий между

человеком и животными

Ответы на вопросы учебника

Карта природных зон

22.10

16

5.Жизнь

древних

людей.

урок отработки умений и рефлексии

Понимать развитие социальной

природы человека.

Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало

земледелия.

Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего

человека.

Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека

Беседа о расселении и жизни древних людей.

Высказывание своего мнения.

Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека.

Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия.

Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона

Выборочное чтение

Мультимедийные приложения

26.10

17

6.Самые

древние государства.

Урок открытия нового знания

Иметь представление о государстве, его функциях.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями

его жизни и быта в разные эпохи.

Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего

мира и Нового времени.

Моделировать ситуации и оценивать их последствия

Соотнесение исторической

карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств.

Сообщение о древних государствах.

Моделирование ситуации

(современная жизнь без какого-либо изобретения).

Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства.

Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника

Пересказ статьи учебника

Карты, мультимедийные приложения

29.10

18

7.Лента

времени.

Материки и части света

Практическая работа

урок – исследования

Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды.

Различать прошлое, настоящее,

будущее; соотносить изученные

исторические события с датами,

конкретную дату с веком, находить место изученных событий на

ленте времени.

Различать материки и части света

Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение

века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами.

Нахождение на карте материков и частей света

Практическая работа

Физическая карта мира

9.11

19

8.Расширение

знаний

о мире.

Урок общеметодологической направленности

Извлекать и анализировать информацию из различных источников

(историческая и географическая

карта, рисунок, схема маршрута,

текст учебника).

Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в

его созидательной деятельности

в интересах страны (на примере Питея, А. Македонского)

Отслеживание по тексту и

карте в учебнике маршрутов

великих путешественников

(Питей, А. Македонский).

Обсуждение значений и целей походов А.Македонского

и других путешественников

для Европы.

Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени.

Сравнение исторической карты местности с географической картой.

Моделирование ситуации современного путешествия по

маршруту путешественников

того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств

они пересекают, что необходимо было для путешествия

раньше и как путешествуют

теперь)

Пересказ статьи учебника

Карта мира

12.11

20

9.Первые

шаги

в изучении

природы.

Урок открытия нового знания

Понимать значение наблюдения

в природе для науки: как появляются открытия, изобретения.

Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.

Пользоваться дополнительными

источниками информации для

построения своего сообщения.

Используя дополнительные источники информации, находить

факты, относящиеся к образу

жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся

знаний отличать исторические

факты от вымысла

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в

природе, как появились наука, медицина.

Обсуждение исследования

Аристотелем шарообразности Земли.

Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни.

Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних

государствах (с помощью дополнительных источников

информации)

Творческие сообщения: изобретения Архимеда

Мультимедийные приложения

16.11

21

10.Духовная

жизнь древнего человека.

Экскурсия в музей Этнографии

Урок общеметодологической направленности

Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни

древнего человека.

Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей.

Строить сообщения в устной и

письменной форме.

Договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности, намечать пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение

и поведение окружающих

Определение понятия «язычество».

Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека.

Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.

Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства

Пересказ дополнительного материла о различных видах искусства

Экскурсия

19.11

22

Земли

 Восточных

 Славян

1.Географическое

положение

Европы.

Практическая работа с картой

урок отработки умений и рефлексии

Извлекать информацию из карты.

Читать условные обозначения.

Составлять характеристики географических объектов, природы,

климата на основе логических рассуждений и чтения карты.

Находить и показывать на карте

географические объекты Европы,

описывать их географическое положение.

Называть и находить на карте материки и части света

Определение по физической

карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией.

Нахождение на карте географических объектов (моря,

омывающие Европу, реки,

формы рельефа на территории Европы).

Фиксирование географических объектов на контурной

карте.

Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)

Работа с картой

Карта мира

23.11

23

2.Первые

люди

на нашей

Земле.

Урок открытия нового знания

Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных

стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на

территории Восточно-Европейской равнины.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоятельно выделенным критериям.

Вступать в рассуждение об

условиях жизни первобытного человека.

Строить небольшие сообщения в устной форме.

Обсуждение условий жизни

первобытных людей.

Выдвижение предположений

при рассмотрении орудий

труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях,

влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека.

Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека.

Выделение главной мысли.

Использование дополнительного материала

Творческие сообщения о жизни первобытного человека.

Мультимедийные приложения

26.11

24

3.Восточно-Европейская

равнина

Практическая работа с картами

урок – исследования

Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников

информации (карты, текст).

Обозначать географические объекты на контурной карте

Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон,

нахождение крупных рек,

наиболее крупных географических объектов в пределах

равнины, выявление особенностей формы рельефа.

Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте

Работа с контурной картой

Физическая карта и карта природных зон России

30.11

25

4.Степи.

Растительный мир.

Урок открытия нового знания

Понимать особенности природных

условий степной зоны.

Выделять существенные признаки

степной зоны и растительности

степи.

Приводить примеры растений

степи.

Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому

климату степи

Выделение существенных

признаков степи как природной зоны.

Классификация растений

степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе

текста учебника.

Последовательное выделение

периодов изменений, происходящих в степи.

Определение существенных

признаков степных растений.

Работа с гербарием: выбор

растений степной зоны.

Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)

Сообщения о растениях степи

Гербарии

03.12

26

5.Степи.

Животный

мир.

Урок открытия нового знания

Воспринимать смысл познавательных текстов.

Извлекать информацию из текста,

сообщений в соответствии с учебной задачей.

Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой.

Приводить примеры животных

степной зоны.

Определять приспособленность

животных к жизни в степи

Классификация животных

по рисунку в учебнике.

Осмысленное чтение текста в

учебнике, ответы на вопросы

по нему.

Характеристика животных

степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной

жизни.

Определение (среди других

животных) типичных представителей.

Составление цепей питания

Работа с вопросами учебника

Иллюстрации учебника, мультимедийные приложения

07.12

27

6.Люди

в степи.

урок отработки умений и рефлексии

Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями.

Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести

нарушение равновесия в природе.

Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества

Коллективное обсуждение

условий жизни людей в степи: какие можно отнести

к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей.

Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей

в природе

Работа с вопросами учебника

мультимедийные приложения, учебный фильм

10.12

28

7.Лесостепь.

Практическая работа.

Урок открытия нового знания

Различать природные условия основных и переходных природных

зон (климат, почвы, растительность).

Выделять существенные признаки

лесостепной зоны.

Сравнивать изучаемые природные

зоны (степь, лесостепь)

Определение по карте границ

природных зон.

Различение особенностей основных и переходных природных зон.

Описание лесостепи на основе схемы в учебнике.

Сравнение природных условий степной и лесостепной

зон, условий жизни людей

степной и лесостепной зон.

Использование своих знаний

и результатов наблюдений

для описания особенностей

природных зон

Гербарий, мультимедийные приложения

14.12

29

8.Лесная

зона.

урок отработки умений и рефлексии

Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике.

Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные

способы решения учебной задачи.

Классифицировать растения и животных по природным зонам, яру_

сам леса.

Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным

опытом.

Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе.

Выделять существенные признаки

лесной зоны умеренного пояса и ее

подзон.

Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае

растения и животных, обитающих

в зоне лесов

Выделение подзон в лесной

зоне (хвойные, смешанные,

широколиственные леса умеренного пояса).

Нахождение границ лесов на

карте природных зон.

Сравнение природных зон на

схеме.

Выявление зависимости

растительности природной

зоны от количества тепла

и влаги.

Сравнение рисунков разных

типов леса.

Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для

каждого яруса с опорой на текст учебника

Пересказ статьи учебника

Гербарий, учебные фильмы

17.12

30

9.Сезонные

изменения

в лесу

Исследовательская работа

урок – исследования

Вести наблюдения в природе.

Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в

растительном и животном мире.

Выделять характерные признаки

сезонов года на примере природы

родного края

Экскурсия в природу.

Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена

года.

Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Анализ происходящих изменений

Отчёт по экскурсии в  форме отзыва

Учебный фильм

21.12

31

10.Как жили

наши

далекие

предки.

урок отработки умений и рефлексии

Строить небольшие сообщения

в устной форме.

Использовать для построения сообщений различные источники информации.

Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на

жизнь и жилище славян).

Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни,

видах деятельности славян.

Выдвижение гипотез о жизни

славян по предметам, найденным при проведении раскопок.

Обсуждение сообщений о

строительстве славянских

жилищ в степной и лесной зонах

Работа с вопросами учебника

Репродукции картин

24.12

32

11.Расселение

славян.

«Путь

из варяг

в греки».

урок отработки умений и рефлексии

Воспринимать смысл познавательного текста.

Составлять рассказ по тексту учебника.

Понимать особенности расселения

славян по территории Восточно-

Европейской равнины.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями

его жизни и быта в разные эпохи,

в разных природных зонах

Составление рассказа о расселении славян, опираясь на

текст и историческую карту.

Объяснение причины закономерного расселения славян

вдоль рек.

Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника).

Нахождение в тексте ответов

на вопросы.

Объяснение с помощью текста, как появились первые города.

Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте

в учебнике.

Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «при_

ток», «левый берег реки»,

«правый берег реки».

Моделирование ситуации

(путешествие купца)

Пересказ статьи учебника

Историческая карта

11.01

33

12.Обожествление

природы.

урок отработки умений и рефлексии

Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта.

Понимать понятие «язычество».

Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени

Доказательство с помощью

текста учебника правильности утверждения: «Язычество

всегда отражает природные

условия, в которых живет народ».

Определение понятия «язычество».

Приведение примеров народных праздников и обычаев

древних славян, соотнесение

их с праздниками и традициями современных людей

Творческие сообщения о народных праздниках

Мультмедийные приложения Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия

14.01

34

13.Полугодовая контрольная работа

Уроки развивающего контроля

Выделять сезонные изменения природы, различать представителей животного и растительного мира природный сообществ, выделять типы климатических поясов планеты

Тест

18.01

35

14.Родной

край

в далеком

прошлом

Экскурсия в Краеведческий музей Ломоносова

Урок открытия нового знания

Иметь представление об истории

родного края.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни,

обычаям и верованиям своих пред_

ков.

На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков.

Экскурсия в краеведческий

музей

отзыв

 Экскурсия в Краеведческий музей Ломоносова

21.01

36

15.Первые

русские

князья.

Урок открытия нового знания

Осознавать понятие «государство».

Определять признаки и значение

государства.

Иметь представление об образовании Древнерусского государства,

о первых русских князьях

Выделение основных признаков государства.

Знакомство с историей образования Древнерусского государства.

Анализ исторической карты

в учебнике (границы Древне_

русского государства, границы расселения племен, соседние племена).

Обсуждение личностных качеств первых русских князей.

Соотнесение исторической

карты с физической и картой

природных зон

Пересказ статьи

Мультимедийные приложения, исторические карты;

25.01

37

16.Принятие

Русью христианства.

Урок открытия нового знания

Понимать значение принятия

христианства для Руси.

Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире.

Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное.

Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм,

иллюстрации).

Определять последовательность

важных событий в истории России

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».

Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории.

Беседа о значении принятия

христианства для Руси.

Соотнесение исторических

событий (крещение) с датами, с веком.

Работа с лентой времени

Пересказ статьи учебника

Князь Владимир(мультипликац. фильм)

28.01

38

17.Расцвет

Древнерусского государства.

урок отработки умений и рефлексии

Понимать значение сильного государства.

Выделять существенные характеристики Древнерусского государства.

Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период

(князьях Владимире, Ярославе

Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю

нашего Отечества.

Иметь представление об истории

и выдающихся людях родного края

Работа с текстом учебника:

знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период.

Обсуждение военных побед,

роста городов, усиления княжеской власти.

Оценка личности князя Ярослава Мудрого.

Пересказ статьи учебника

Мультимедийные приложения: Энциклопедия Кирилла и Мефодия

01.02

39

18.

Древнерусская

культура

Экскурсия в Шуваловку

урок отработки умений и рефлексии

Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.

Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте.

Приводить примеры культурных

и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства

Знакомство с древнерусской

архитектурой (деревянное и

каменное зодчество).

Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15.

Определение устного народного творчества как источника информации об истории

Древней Руси.

Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью.

Практическая работа «Как

учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменности

на Руси

Исследования по изучению развития письменности

на Руси

Экскурсия в Шуваловку

4.02

40

19.Ослабление

Древнерусского государства.

урок отработки умений и рефлексии

Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности

государства и их последствий.

Определять понятие «натуральное

хозяйство»

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и

ослабления Древнерусского

государства.

Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике

Выборочное чтение; работа с вопросами учебника

Иллюстрации учебника

8.02

41

20.Ордынское

нашествие.

Урок открытия нового знания

Соотносить исторические события

с датами, конкретную дату с веком.

Находить место изученных событий на ленте времени.

Определять последовательность

исторических событий России.

Называть исторических деятелей

(Чингисхан, Батый).

Проводить сравнения по рисункам

учебника.

Пересказывать изученные события по плану

Отражение ордынского нашествия на ленте времени.

Определение последовательности событий.

Знакомство с полководцами

кочевников Чингисханом и

Батыем.

Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды,

оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение

по одежде об уровне развития

ремесел, видах занятий народов.

Обсуждение возможных причин поражения Руси

Пересказ по плану

Учебный фильм, иллюстрации учебника

11.02

42

21.Угроза

с запада

урок отработки умений и рефлексии

Испытывать чувство гордости за

национальные победы.

Соотносить исторические события

с датами, конкретную дату с веком.

Определять последовательность событий в истории России.

Строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский), используя дополнительные источники информации.

Приводить примеры событий,

фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость

для людей и государства

Отражение на ленте времени

битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.).

Характеристика особенностей положения Новгородского княжества.

Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского

войска.

Анализ исторической карты:

сопоставление ее с описанием

событий в тексте.

Характеристика личности

А. Невского с использованием текстовой информации

в учебнике и репродукции

картины П. Корина «Александр Невский».

Нахождение в тексте учебника подтверждения военного

таланта А. Невского

Сообщения об исторических деятелях

Историческая карта; учебный фильм

15.02

43

Объединение

русских

земель

 

вокруг

 Москвы

1.Залесская

земля

Практическая работа

Урок открытия нового знания

Определять последовательность

важных событий в истории России.

Обобщать изученный материал.

Определять периоды зарождения и

распада Древнерусского государства

Определение местонахождения Залесской земли на физической карте.

Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи.

Объяснение причин упадка

Киевского княжества и Древнерусского государства.

Чтение и обсуждение былин

и сказаний

Ориентирование по карте,пересказ

Физическая карта России

18.02

44

2.Что такое

природное

сообщество

Экскурсия в парк

урок – исследования

Определять понятие «природное

сообщество».

Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение).

Осознавать элементарные правила

поведения в природе и социальной

среде

Экскурсия в природу.

Обсуждение особенностей

разнообразия природы России.

Знакомство с понятием «природное сообщество».

Наблюдение за природой родного края на примере одного

из сообществ

Отчет по экскурсии(творческий отзыв)

Экскурсия в парк

22.02

45

3.Законы

лесной

жизни.

Практическая работа

урок отработки умений и рефлексии

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника

для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи

в лесу.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на

природу.

Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу).

Определять значение леса для

древнерусского и для современного человека

Определение понятия «природное сообщество».

Приведение примеров природных сообществ.

Знакомство по рисунку с природным сообществом лес.

Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе.

Деление растений на группы

(светолюбивые и теневыносливые).

Составление цепи питания

между представителями лесного сообщества.

Выявление положительного

и отрицательного влияния

человека на природу.

Моделирование ситуации поведения в лесу.

Составление (в группах) правил поведения в лесу.

Решение задач на ориентирование в лесу

Составление памятки:Правила поведения в лесу

Учебный фильм; мультимедийные приложения

25.02

46

4.Природное

сообщество

луг.

Урок общеметодологической направленности

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника

для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей

растений и животных луга.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на

природное сообщество луг.

Приводить примеры растений и

животных луга, ядовитых растений

Установление связей в природном сообществе луг по рисунку.

Составление пищевых цепей.

Определение роли животных

в сообществе луг.

Приведение примеров живот_

ных, растений, насекомых,

обитающих на лугу.

Знакомство с ядовитыми растениями луга.

Описание сезонных изменений, происходящих на лугу

(по тексту учебника).

Сравнение луга и степи

пересказ

Учебный фильм

29.02

47

5.Природное

сообщество

озеро.

Урок открытия нового знания

Находить на карте и знать названия крупных озер России.

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника

для изучения природного сообщества озеро.

Извлекать из текста учебника

главную мысль.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на

природное сообщество озеро.

Приводить примеры растений и

животных озера, приспособления

животных к разным средам обитания

Характеристика озера как

природного сообщества.

Нахождение на карте крупнейших озер России.

Сравнение озера и пруда.

Поиск в тексте доказательств

того, что озеро – это сообщество.

Знакомство с обитателями

озера.

Обсуждение цепи питания

в озере (по рисунку).

Описание внешнего строения

какого-нибудь животного,

обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания.

Составление цепей питания.

Обсуждение правил поведения на воде

пересказ

Физическая карта России

3.03

48

6.Природное

сообщество

поле.

урок отработки умений и рефлексии

Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения.

Исследовать связи между человеком и природой, между растения_

ми и животными.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой

деятельности на природу.

Различать природные сообщества

поле и луг.

Сравнивать изучаемые природные

сообщества лес, луг, водоем как

единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва,

животные)

Различение поля и луга.

Поиск в тексте доказательств

того, что поле – сообщество.

Обсуждение изменений орудий и техники для обработки

почвы от древности до настоящего времени.

Распределение растений по

группам по самостоятельно выделенным признакам

(культурные, луговые, сорняки, ядовитые).

Работа в группах: классификация растений и животных

по сообществам.

Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы.

Оценивание растений и насекомых с позиции полезности

и вредности для человека

Самостоятельная работа по классификации растений и животных разных сообществ

Иллюстрации учебника, мультимедийные приложения

5.03

49

7.Возвышение

Москвы.

Урок открытия нового знания

Определять последовательность

исторических событий.

Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы.

Знакомиться с обликом столицы и

его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века)

Работа с текстом учебника.

Определение преимущества

географического положения

Москвы.

Соотнесение информации из

текста с картой.

Работа с картой: возможные

торговые пути.

Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для

составления описания древней Москвы

Пересказ статьи учебника

Физическая карта России

10.03

50

8.Куликовская битва.

Урок общеметодологической направленности

Составлять портрет исторического

деятеля (Дмитрий Донской).

Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих

личность. Соотносить исторические события

с датами.

Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую

и графическую информацию (рису_

нок, схема).

Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа

Составление плана сражения

по тексту.

Соотнесение информации из

текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.)

Обсуждение значения Куликовской битвы для русского

народа.

Определение своего отношения к эпизодам Куликовской

битвы

Пересказ статьи учебника

Историческая карта

14.03

51

9.Стояние

на реке

Угре.

урок отработки умений и рефлексии

Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.

Реконструировать исторические

события по отражающим их репродукциям картин.

Соотносить исторические события

с датами, дату с веком.

Определять последовательность

важных исторических событий

России.

Называть причины победы рус_

ских войск над захватчиками.

Знать дату освобождения Руси от

ордынского ига – 1480 г.

Анализ схемы «Стояние на

реке Угре» .Сравнение с Куликовской

битвой (ход сражения, виды

оружия).

Нахождение и выписывание

из текста в учебнике основных причин победы русских

войск.

Анализ репродукций картин

А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника

Мультимедийные приложения; иллюстрации учебника; репродукции картин

17.03

52

10.Создание

Московского государства.

Урок общеметодологической направленности

Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV –

начало XVI века, создание Московского государства).

Пользоваться историческими картами.

Ориентироваться в важнейших

для страны событиях в изучаемый

период времени.

Иметь представление об истории

Московского государства.

Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское

княжество)

Обобщение пройденного материала.

Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период.

Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского

государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства.

Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III

Анализ исторической карты

Историческая карта

28.03

53

11.Грозный

царь.

Урок общеметодологической направленности

Составлять портрет исторического

деятеля Ивана Грозного.

Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории

русского народа.

Уметь оценивать роль личности

в истории с разных сторон

Обсуждение на основе текста

личности Ивана IV.

Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного.

Анализ репродукции картины И. Репина

Составлении портрета исторического деятеля

Учебный фильм; репродукция картины И.Репина

31.03

54

12.Развитие

русской

культуры.

Уроки развивающего контроля

Понимать особую роль России в

мировой истории.

Испытывать чувство гордости за

национальные свершения, открытия, победы.

Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России.

Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток

Представление сообщений

о городах, входящих в Золотое кольцо России.

Нахождение на карте и фиксация на контурной карте

этих городов.

Обсуждение одежды разных

слоев населения по рисунку.

Беседа о событиях и открытиях XVI века в России.

Чтение текста в учебнике

о развитии культуры, зодчества, искусства России и об_

суждение в классе

Творческие сообщения учащихся

Мультимедийные приложения

4.04

55

Путь

От

 Руси

к

России

1.Русские

первопроходцы

Урок открытия нового знания

Находить и показывать на карте

пути великих путешественников,

открывателей новых земель

(А. Никитин и Ермак).

Составлять небольшие рассказы

о достопримечательностях новых

земель.

Находить на карте географические

объекты (Белое, Азовское моря,

Тихий океан, Балтийское море,

острова Северного Ледовитого

океана).

Оценивать качества личности путешественников.

Оценивать устное высказывание

одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полно_

ту и доказательность

Ориентирование по карте.

Нахождение и фиксация на

контурной карте маршрутов

путешественников.

Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути.

Извлечение информации из

сообщений о путешествиях

Ермака и А. Никитина

Работа с контурной картой

Карта России, мультимедийные приложения

7.04

56

2.Географическое

положение

Азии.

Сибирь.

Урок общеметодологической направленности

Определять географическое положение Азии.

Находить и называть географические объекты, заданные учителем.

Разделять материк на две части

света: Европу и Азию.

Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница.

Выделять природные особенности

Сибири

Самостоятельное описание

географического положения

Азии с использованием текста и карты.

Работа в группе: описание

по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов

(крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы,

равнины Азии).

Характеристика природных

условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей

Работа с картой

Физическая карта России

11.04

57

3.Тайга.

урок отработки умений и рефлексии

Использовать карты природных

зон для составления характеристики тайги.

Сравнивать изучаемые природные

зоны России.

Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам.

Приводить примеры животных

и растений зоны тайги.

Знать правила поведения в лесу.

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе

Нахождение зоны тайги на

карте природных зон.

Сравнение тайги с зоной смешанных лесов.

Составление плана рассказа о

природной зоне тайге.

Соотнесение текста с рисунком.

Знакомство по рисунку с животными тайги.

Составление в классе правил

поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге.

Классификация животных

на группы по самостоятельно

выделенным признакам

Пересказ текста

Карта природных зон России ;гербарий

14.04

58

4.Природное

сообщество

болото

Урок общеметодологической направленности

Находить на карте болота.

Объяснять причины образования

болот, описывать их особенности

как природного сообщества.

Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества.

Знать правила поведения на болоте

Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой

в болоте.

Сравнивать изучаемые природные

сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения,

животные) и неживой природы

(солнечный свет, воздух, вода,

почва

Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением.

Поиск в тексте причин образования болот.

Знакомство по рисунку в

учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот

в природе.

Обсуждение правил поведения на болоте.

Работа в группах: приведение

доказательств того, что лес,

луг, водоем – это сообщества

Работа с картой , пересказ текста

Карта России и Ленинградской области

18.04

59

5.«Хождение

за три

моря». Смутное

время.

Спасители

земли

Русской.

Урок открытия нового знания

Находить и демонстрировать

на карте путь путешественника

А. Никитина.

Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки

и представления сообщений о природе Индии

*Воспринимать смысл текста.

Выделять необходимую информацию.

Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д.

Определять роль Минина и Пожарского в истории России.

Оценивать характер русского народа.

Знать историю появления государственного праздника Дня народно_

го единства

Определение по картам (физической и природных зон)

географического положения

Индии.

Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия.

Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса.

Сравнение лесов умеренного

пояса с лесами тропического

пояса

* Установление последовательности событий по тексту

учебника.

Обсуждение условий жизни

во времена Смутного времени.

Выявление роли К. Минина

и Д. Пожарского в истории

России.

Работа с лентой времени:

дата освобождения России

от польских захватчиков

(1612 г.).

Соотнесение событий 1612

года с современным государственным праздником –

Днем народного единства

(4 ноября)

Знание карты; пересказ текста

Физическая карта мира, карта природных зон мира

* Мультимедийное приложение

21.04

60

6.Расширение

пределов

страны

Исследовательская работа.

урок отработки умений и рефлексии

Испытывать чувство гордости за

открытия, сделанные русскими

путешественниками.

Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения

природных явлений, нахождения

географических объектов.

Находить на карте и показывать

путь великого путешественника

С. Дежнева.

Определять значение экспедиции

команды С. Дежнева для страны

*Устанавливать взаимосвязи между

человеком и природой, зависимость деятельности человека от

жизни в определенных природных

условиях.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем

Работа с контурной картой:

нанесение географических

объектов, маршрута путешественников.

Обсуждение значения для

страны открытий, сделанных

С. Дежневым.

Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого

необходимо).

Обсуждение качеств личности первооткрывателя

* Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека.

Обмен информацией из

дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах

Сибири и их традициях.

Обсуждение значения открытий полезных ископаемых

для развития России.

Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет)

Работа с контурной картой

* Творческие сообщения

Мультимедийное приложение

25.04

61

7.Природа

тундры.

Урок открытия нового знания

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника

для изучения природной зоны.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на

природу.

Приводить примеры растений и

животных тундры, их приспособления к жизни в тундре.

Знать основные виды деятельности

человека в тундре

Определение по карте границ

тундры.

Составление характеристики

особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике.

Знакомство по рисунку с животными тундры.

Классификация животных

на группы по самостоятельно

выделенным признакам.

Составление плана рассказа

«Природа тундры» Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни

в тундре.

Сравнение растительности

степи и тундры.

Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника

Составление плана рассказа Тундра

Гербарий, учебный фильм

28.04

62

8.Арктическая

пустыня

Экскурсия в музей Арктики и Антарктики

Урок открытия нового знания

Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники

информации для изучения природной зоны.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на

природу.

Приводить примеры растений

и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической

пустыне.

Сравнивать условия жизни в разных природных зонах

Нахождение на карте зоны

арктической пустыни.

Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня

жаркого климата».

Сопоставление Арктики и

Антарктики.

Работа с вопросами и заданиями в учебнике.

Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни

Пересказ статьи учебника и рассказ о природной зоне по иллюстрациям

Карта, иллюстративный материал учебника, учебный фильм

Посещение музея Арктики и Антарктики

5.05

63

9.

 Годовая контрольная работа

Урок общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

Оценивать устные высказывания

одноклассников в соответствии

с обсуждаемой темой.

Оформлять результаты исследовательской работы.

Использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач.

Узнавать государственную символику.

Соотносить исторические понятия

с датами, конкретную дату с веком.

Определять последовательность

важнейших событий в истории

России

*Проверить усвоение основных разделов программы учебного года

Представление альбомов по

истории культуры России.

Выполнение обобщающих заданий.

Работа с картой и лентой времени

Защита проекта

«Альбом история культуры России»

*Тестовая работа

Карта и лента времени. Альбомы по истории культуры России

7.05

64

Анализ контрольной работы.

Урок общеметодологической направленности

12.05

65

Резерв

 

66

Резерв

67

Резерв

68

Резерв


Ресурсное обеспечение

  • Учебно-методический комплекс
  • Программы начального общего  образования: Л.В. Занкова: (сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова), – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.-224с.- (ФГОС)
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013.
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013.

  • Дополнительная литература для учащихся:
  • Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
  • Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
  • Медиаресурсы:
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (Современная мультимедиа- энциклопедия)2007
  • Видео для образования Живая природа
  • Видео для образования Природоведение выпуск первый
  • Видео для образования Природоведение выпуск второй
  • Интернет- ресурсы:
  • Сайт zankov.ru
  • Персональный сайт учителя - занковца  Котовой Я.В. «Почемучки» http://po4emu4ki.ucoz.ru/

  • Оборудование

       Наглядные пособия:

  • натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
  • изобразительные:
  • муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
  • таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
  • физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
  • атлас для начальных классов;
  • настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
  • рисунки, слайды, диафильмы;
  • самодельные наглядные пособия;
  • интерактивная доска.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по литерному чтению 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы УМК Занков

Рабочие программы УМК Занков...