Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»
материал
В выступлении представлен опыт работы по направлению "Проектная деятельность в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_seminare.doc | 59.5 КБ |
vystuplenie_na_seminare_.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Выступление на городском семинаре
«Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»
Подготовила Лоскутова С.Е.,
учитель начальных классов
2020-2021 год
Слайд 1
Введение
Школьное образование России находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного человека 21-го века. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность.
Слайд 2
Проектно-исследовательская деятельность - инструмент, развивающий навыки функциональной грамотности и рассматривается, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире, учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
Кроме того, международные исследования последнего десятилетия показывают, что российские школьники лучше всего владели фактологическим материалом, где требовалось воспроизведение готовых знаний и умение применить их в знакомой ситуации, но нетрадиционно поставленные вопросы значительно снижали уровень ответов учащихся. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому возникло понимание того, что необходимо вносить изменения в систему обучения в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Слайд 3
Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные
ими теоретические результаты на практике.
Слайд 4
Проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять еѐ результаты, а главное – применять на практике. Слайд 5
Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен уметь принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы :
Слайд 6,7— исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию (пример: проекты по познанию мира: «Пчёлы», «Вода – источник жизни», «Что у нас под ногами» и др.;
Слайд 8, 9,10— творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты; например, инсценировка фрагментов из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»);
Слайд 11,12— информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки ( таких проектов у на с было очень много, например «Страны Европы» или «Страна, где я побывал»; «Путешествие в музей» и др.)
Слайд 13,14,15- практико-ориентированные- эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: наглядное пособие по русскому языку «Слова, которые надо запомнить», «Слова с удвоенной согласной», «Имя существительное», «Глагол» и др
Слайд 16 -игровые- в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: кроссворды по всем предметам или проект , созданный на занятиях по внеурочной деятельности «В мире книг» «Интересные факты о космосе», результатом которого стало занятие в форме пресс-конференции, где «космонавты» встречались с « журналистами».
По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить:
- краткосрочные
- среднесрочные
- долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Особенности учебных проектов младших школьников
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход на выставку, в музей, на экскурсию и т. п.
Я с первых уроков создаю ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.
Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
Опыт использования метода проектов во внеклассной работе
Какова воспитывающая роль проекта? Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Мы даём возможность нашим ученикам научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к школьному конкурсу среди учащихся 4-11 классов, посвященному году российского кино, мои ученики 4 класса запланировали (и в дальнейшем успешно выступили) инсценирование песни «Разговор о счастьем» ( т. к. нам по жеребьевке выпал фильм «Иван Васильевич меняет профессию»), и танец под эту песню, и исценирование крылатых фраз из этого замечательного кинофильма , прочно запомнившихся всем россиянам, с увлечением шили вместе с родителями костюмы и готовили реквизит к выступлению, очень внимательно пересматривали фильм и сами вносили коррективы в своё выступление.Слайд 18
Проектными стали такие классные часы, как «Права человека глазами ребёнка», «Что в имени тебе моем» «Как дарить подарки?», и др.
В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Учащиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются самостоятельно и под руководством учителя.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.
Наши родители участвовали в проектах «Моя семья», «Семейный фотоальбом», « Мой город», и конечно без них не были бы столь успешными многие другие проекты .
Формы продуктов проектной деятельности
Итогом работы над проектом является изготовление продукта. Выбор форм продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта, так как от ее решения зависит защита проекта.
Возможным выходом проектной деятельности является:
- выставка;
- газета;
- игра;
- карта;
- коллекция ( гербарий);
- макет;
- модель;
- праздник- сказка.
Вот список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
- энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая,
поощряя и направляя их в сторону достижения цели); - специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких —не во всех - областях);
- консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- координатор всего группового процесса;
- эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Практика работы показывает что проект «не вмещается» в урок продолжительностью 40 минут. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 – 7 уроков.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее эффективно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
Слайд 19 (Проектная деятельность формирует:...)
Вывод: Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.
В процессе проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю анализу проделанной работы. В 3 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку давал весь класс, высказывая свое мнение, оценивал учитель.
В 4 классе изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
Слайд 20 “Не надо учить строить корабли, надо будить тоску по морю”! Я искренне благодарю Вас за внимание. Успехов всем и творчества!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, д ай попробовать – и я пойму. Конфуций
Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования и его представления в рамках устной или письменной презентации ».
В основе метода проектов лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей; умение критически мыслить.
Проект – это “пять П ”: П роблема П роектирование П оиск информации П резентация П родукт
Выделение проблемы Постановка цели и задач исследования Определение методов исследования, источников информации Обсуждение Анализ полученных результатов
Памятка учащимся начальной школы по работе над учебным проектом Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. Предлагаем памятку, которая поможет в работе над проектом 1.Разберёмся в значении некоторых слов: Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся п о решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых. Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтвер - ждённая опытом. Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел, и что получилось в результате совместного решения проблемы В ходе презентации необходимо чётко и ясно представить полученный результат. Виды презентаций : Устное сообщение (сопровождаемое показом альбома, тематического стен- да , эскизов ) Театрализованное представление Слайд-шоу и т.д.
Шаги работы над проектом: 1 . Выбор темы. Возможно, на помощь придут следующие вопросы: * Что мне интересно больше всего? *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? 2. Сформулируй тему своего исследования. 3. Подумай над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит объяснить, зачем ты его проводишь . Задачи уточняют цель , описывают основные шаги в работе. 4. Формулировка гипотезы. 5 . Осуществление проектной деятельности. Активная самостоятельная работа. Консультации учителя. Оформле - ние полученных результатов. Репетиция предстоящей презентации.
6. Презентация результатов . Выступление в классе, на школьной конференции. В презентацию входит озвучивание проблемы, темы, цели, задач, гипотезы. Демонстрация полученного результата в виде созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Заканчивается презентация собственными выводами, которые соотносятся с ранее выдвигаемой гипотезой. 7. Самооценка своей работы. Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы? Что получилось хорошо? В чём испытывал трудности?
Исследовательский проект
Проект «Живая азбука»
Творческий проект Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию . Это могут быть инсценировки литературных сказок, театрализации, произведения прикладного искусства и др.
Творческий проект
Информационный проект – это тип проектов ,изначально направленный на сбор информации о каком- то объекте, явлении, событии , человеке. Результатом работы может стать доклад, статья, реферат.
Проект «Словари»
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или самих заказчиков. Продукт такого проекта может быть использован в жизни класса, школы.
Проект «Дружный класс»
Проект «Учимся взаимодействовать»
Проект «Школа кулинаров»
Проект «Моя родословная»
Игровой проект
Посвящение в рыцари
«Права человека глазами ребёнка»
Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении способствует интеллектуальному росту школьников расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал
“Не надо учить строить корабли, надо будить тоску по морю”! Я искренне благодарю вас за внимание! Успехов всем и творчества!
источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://pedsovet.su/ СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК Интернет-ресурсы: Портфель http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-28/12216/2377705.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"
В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...
Статья для городского семинара " Проектная деятельность"
Статья написана для городского семинара по проектной деятельности. В ней я рассказавыю об особенностях работы над коллективным проектом....
Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время» (работа в группах)
Ведущее место среди инновационных средств работы с учениками на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людь...
Городской семинар.Выступление. Учебно-исследовательская и проектная деятельность - путь к формированию универсальных метапредметных умений.
Практические рекомендации в решении поставленной задачи....
Выступление на городском семинаре на тему:"Организация проектной деятельности в младших классах"
Метод проекта- одна из личностно- ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в инфор...
Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.
После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...
Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».
Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....
- Мне нравится (1)