Выступление. Из опыта работы.
материал на тему

Ольга Владимировна Боровикова

Выступление "Формирование читальской грамотности", из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pechati_rab._s_tekst.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровни

Опорные слова, для составления заданий по прочитанному тексту.

Первый

(средний, базовый)

Найди…

Прочитай…

Выпиши…

Подчеркни…

Продолжи предложение…

Второй

(средний, базовый)

Восстанови порядок действий…

Докажи, найди (конкретно ответ в тексте…)

Пронумеруй…

Выбери правильный ответ…

Обоснуй (формулирование прямых выводов)…

* Третий

Выбери…(не обходимо обобщать ответ)…

Всё что связано в заданиях со схемой, таблицей (процесс обобщения), создавая вопросы мы сплошной текст переводим в не сплошной текст (таблицы, схемы, модели и т.д.). Всё это интерпретация, обобщение.

Название

Форма

Из чего рождается

Град

комочек

…….

Нарисуй как ….рождается снежинка …

Составь схему … рождения снежинки …

Определи последовательность  …. рождения снежинки …

(На данном уровне используются:  схема, рисунок, модель, картинка, иллюстрации и  т.д.).

**Четвертый

 Докажи …. как ты думаешь?

Придумай и продолжи …. (От имени снежинки:  «Как Я  превратилась  в капельку воды». «Что прошептала мне снежинка?». Мини-сочинения. )

Уровни

Опорные слова, для составления заданий по прочитанному тексту.

Первый

(средний, базовый)

Найди…

Прочитай…

Выпиши…

Подчеркни…

Продолжи предложение…

Второй

(средний, базовый)

Восстанови порядок действий…

Докажи, найди (конкретно ответ в тексте…)

Пронумеруй…

Выбери правильный ответ…

Обоснуй (формулирование прямых выводов)…

* Третий

Выбери…(не обходимо обобщать ответ)…

Всё что связано в заданиях со схемой, таблицей (процесс обобщения), создавая вопросы мы сплошной текст переводим в не сплошной текст (таблицы, схемы, модели и т.д.). Всё это интерпретация, обобщение.

Название

Форма

Из чего рождается

Град

комочек

…….

Нарисуй как ….рождается снежинка …

Составь схему … рождения снежинки …

Определи последовательность  …. рождения снежинки …

(На данном уровне используются:  схема, рисунок, модель, картинка, иллюстрации и  т.д.).

**Четвертый

 Докажи …. как ты думаешь?

Придумай и продолжи …. (От имени снежинки:  «Как Я  превратилась  в капельку воды». «Что прошептала мне снежинка?». Мини-сочинения. )

Вопросы к тексту: «Что такое снег»

  1.  Найди в тексте и подчерки одно предложение которое объясняет «Что такое град?».
  2.  Какую геометрическую фигуру напоминает нам снежинка? Выбери ответ и подпиши название фигуры.

А)                                     Б)                                         В)

__________________       _____________________            ____________________

  1.  Восстанови последовательность пунктов плана текста.

       __   Град – непрозрачный комочек льда.

       __   Замёрзшая капелька воды – это снежинка.

       __   Рождение снега.

       __   Снежинка – вода в твёрдом состоянии.

       __   Шесть лучиков снежинки.

  1. Что общего у града и снежинки? Выбери правильный ответ.

             А) вода в твёрдом состоянии;

             Б) вода в жидком состоянии;

             В) кристаллики льда.

  1.  В каком состоянии бывает вода? Найди ответ в тексте. Выпиши.

__________________________________________________________

Вопросы к тексту: «Что такое снег»

  1.  Найди в тексте и подчерки одно предложение которое объясняет «Что такое град?».
  2.  Какую геометрическую фигуру напоминает нам снежинка? Выбери ответ и подпиши название фигуры.

А)                                     Б)                                         В)

      __________________       _____________________            ____________________

  1.  Восстанови последовательность пунктов плана текста.

       __   Град – непрозрачный комочек льда.

       __   Замёрзшая капелька воды – это снежинка.

       __   Рождение снега.

       __   Снежинка – вода в твёрдом состоянии.

       __   Шесть лучиков снежинки.

  1. Что общего у града и снежинки? Выбери правильный ответ.

             А) вода в твёрдом состоянии;

             Б) вода в жидком состоянии;

             В) кристаллики льда.

  1.  В каком состоянии бывает вода? Найди ответ в тексте. Выпиши.

__________________________________________________________

Приём «Тонкие и толстые вопросы».    Дети учатся  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?  Согласны ли Вы…?

Приём «Тонкие и толстые вопросы».    Дети учатся  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?  Согласны ли Вы…?

Приём «Тонкие и толстые вопросы».    Дети учатся  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?  Согласны ли Вы…?

Приём «Тонкие и толстые вопросы».    Дети учатся  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?  Согласны ли Вы…?

Приём «Тонкие и толстые вопросы».    Дети учатся  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?  Согласны ли Вы…?

Анкета для читателя.

Хороший ли я читатель?

Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте - рассуждении - на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ____ 5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. _______

6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______

Анкета для читателя.

Хороший ли я читатель?

Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте - рассуждении - на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ____ 5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. _______

6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

…Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.

… Подул резкий ветер. Листья посыпались  с деревьев с лёгким шумом. Закружатся в воздухе  мягкие снежинки. Ударят морозы. Реки замёрзнут. Весело будет кататься ребятишкам по гладкому льду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме «Трудовое обучение и воспитание» - с презентацией.

    На уроках трудового обучения  формирую умения, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся....

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс пробл...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Выступление. Из опыта работы.

Выступление "Формирование читальской грамотности", из опыта работы....