Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»
статья на тему
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_motivatsii_slabouspevayushchih.docx | 449.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Выступление на заседании методического объединения
учителей начальных классов
(протокол № 4 от 07.05.2014)
Выступление из опыта работы по теме самообразования
«Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»
с. Панаевск
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Работа со слабоуспевающими учащимися
- Внешние и внутренние причины неуспеваемости
- Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
- Работа с учащимися, не желающими учиться
- Система работы с неуспевающими детьми
- Профилактика неуспеваемости
- План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
- Памятка "Работа с неуспевающими учащимися"
- Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
Приведены причины и характер проявления неуспешности.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Причины и характер проявления неуспеваемости | |
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
| Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
| Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
- 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
- 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
- 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
- Веселый праздник
- Тяжелая работа
- Развитие
- Вкусный ужин
- Смелый поступок
- Болезнь
- Счастье
- Разлука
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Система работы со слабоуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы
Этапы формирования положительного отношения к учению | |||
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока
Оказание помощи слабоуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости (табл. 4).
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль | |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически (табл. 5).
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий | В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками | В течение учебного года |
В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.
Памятка"Работа с неуспевающими учащимися"
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_________________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
_________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником __________________________________
_________________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
_________________________________________________________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
_________________________________________________________________
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.\
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Стимулирование и мотивация учащихся в процессе обучения и внеурочной деятельности
Здесь раскрываются методы и приёмы мотивации, интереса и стимулирования учащихся в учебной и внеучебной деятельности. Активными мотивами являются самостоятельность школьников и познавательная активность, которые сопровождаются определёнными условиями. Это является одной из важнейших задач в обучении, т. к. способствует повышению познавательной активности младших школьников.
1. Мотивация.
Мотивация (от лат. «двигать»)- общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.
Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам: социальные и познавательные. По уровням эти мотивы подразделяются на:
- широкие социальные мотивы (долг, ответственность);
- узкие социальные мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получать вознаграждение за свой труд);
- мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли и позиции в классе);
- широкие познавательные мотивы, которые проявляются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;
- учебно – познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Отношение школьников к учению учителя обычно характеризуют активностью. Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» ученика с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью связана и самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность школьников взаимосвязаны: более активные школьники, как правило более самостоятельныЧтобы активизировать деятельность учащихся на уроке, надо создавать такие ситуации, в которых ученики должны: отстаивать своё мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, задавать вопросы своим товарищам и учителям, рецензировать ответы товарищей, оценивать письменные работы товарищей, помогать отстающим, объяснять более слабым ученикам непонятные места, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи или решаемой проблемы, создавать ситуации самопроверки (работа в парах, работа по 4-5 человек-уроки математики проверка математического диктанта и решение задач, уроки русского языка - проверка словарных слов, постановки ударения, деление по слогам, составление рассказа и т.д. на уроках чтения - пересказ части текста друг другу, рассказывание друг другу о прочитанной книге, о своих чувствах, переживаниях).
На уроках чтения добиваюсь того, чтобы дети учились высказывать свои мнения, отстаивать свою точку зрения, спорить, доказывать, оценивать своих товарищей, находить возможные варианты решаемых проблем.
2. Интерес.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес.
Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:
1) Зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности (т.е., чем больше знаний у ученика имеется по определённому предмету, тем выше его интерес к этому предмету).
2) Зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов в свей работе я использую:
- связь практического применения знаний с жизнью (походы, экскурсии, опыты);
- взаимообучение (в парах, микрогруппах);
- тестирование знаний, умений (тесты, олимпиады, конкурсы);
- соревнование;
- создание ситуации успеха (на уроке и во внеурочной деятельности);
- создание положительного микроклимата в классе;
- доверие к ученику;
- проблемное обучение, использование новых нетрадиционных форм обучения.
- информационные средства обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины; создание презентаций и проектов; составление портфолио ученика; использование медиаучебников в учебном процессе, электронных энциклопедий).
Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
- обогащать содержание личностно-ориентированным интересным материалом;
- утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным;
- организовывать интересное общение детей между собой;
- обогащать мышление чувствами, развивать любознательность;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
- обогащать мышление чувствами;
- развивать любознательность;
- формировать активную самооценку своих возможностей;
- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских инициатив;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
3. Стимулирование.
Стимулировать, в современном понимании значит подталкивать,
побуждать ученика к чему-либо. Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы: (Эти стимулы использую в своей работе).
- Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик? - Главный вопрос для учителя. Не нужно его переделывать, а лишь изменять направленность устремлений, не совпадающих с целями обучения.
- Сравнивайте, приводите примеры.
- Заставлять учеников страстно чего-то пожелать. (Провожу минутки отдыха на расслабление: «закройте глазки и представьте то, чего бы вы хотели больше всего»).
- Пытайтесь понять, т.е. прощать.
- Говорите о том, что интересует детей. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах.
- Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение.
- Поощряйте желание добиться признания. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и записей в дневнике.
- Показывайте (обсуждайте) последствия совершаемых поступков.
- Признавайте достоинства. Вызывайте у ребёнка энтузиазм и развивайте всё, что есть в нём лучшего, с помощью признания его достоинств.
- Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.
- Стимулирование требованием. Говорите иногда «надо». К этому обязательно придавайте личностную направленность.
- Используйте мнимые «запреты». Дети любят поступать вопреки указаниям. Вот здесь используется приём «запрета» на выполнение работы. Чтобы повысить качество работы «тормозите» желание, сдерживайте порыв, добиваясь тщательного выполнения дел.
- Давайте ученику шанс. Дайте ребёнку понять что вы верите в его способности справиться с поставленной задачей, и он будет добиваться успеха
- Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились собой, своими маленькими достижениями.
- Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание.
- Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или общения.
- Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше».)
- Создайте хорошую репутацию своим ученикам. Присваивайте титулы, звания успешно работающим ученикам. Но и не забывать о слабоуспевающих детях - говорите лучшее в их адрес перед всем классом, родителями. Повышение мотивации и стимулирования в учебной и внеучебной деятельности способствует повышению познавательной активности у младших школьников
Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. –М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -400 с. : ил.
Т.И.Загуменова,
учитель начальных классов Кытмановской средней общеобразовательной школы № 2, с. Кытманово Кытмановского района Алтайского края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме. Основной цел...
Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как один из путей повышения мотивации учения"
Обобщение опыта написано для районного конкурса "Учитель года 2011" как один из этапов конкурсной программы. В работе отражена практическая направленность, актуальность в связи со стандартами второго ...
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
«Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
Чтение - это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя....
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»
Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. Начальная школа призвана об...
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»
В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов на тему: «Проблемное обучение как способ повышения мотивации учения на уроках математики»
В данной работе приведены примеры того. как проблемное обучение способствует мотивации обучения школьников на уроках математики. В работе представлена виды проблемного обучения и их применение на урок...