Разработка упражнений на внимание и умение слушать для 1 класса
методическая разработка (1 класс) на тему
Разработка упражнений на внимание и умение слушать для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Мы проводили в первых классах диагностическую работу, которая выявила несколько проблем у первоклассников. Одна из этих проблем и основная это умения слышать и слушать текст с голоса учителя; отбирать нужную информацию для выполнения задания. Если ребёнок не будет уметь слышать, то он не научиться отбирать нужную информацию для выполнения задания.
Мы разработали различные задания и упражнения для овладения детьми навыком «слушать и слышать». Их можно применять как на уроках , так и во внеурочной деятельности.
«Снежный ком»
Это упражнение знакомо многим. Но наверняка не всем. Поэтому немного о нем расскажу.
Вариантов упражнения множество. Давайте, для примера, будем в отпуск собираться и складывать вещи в чемодан.
Я говорю: «У меня в чемодане купальник»
Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»
Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»
Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлепки»
И так далее. Слов становится все больше, как снега в снежном коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить. Очень полезная забава.
Причем тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп», при этом начинаем со слов: «У меня в кастрюле…». Или «открываем зоопарк». Тут все только вашей фантазией ограничивается.
«Ловец слов»
Вам потребуется:
- Заранее подготовленная история.
Давайте сразу к примеру.
В тексте, который размещен ниже нужно «поймать» (услышать и запомнить) все слова, которые обозначают мебель.
Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки справились. А потом принялись за письменный стол.
Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.
Порядок действий:
- Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова, которые обозначают мебель.
- Читаете текст.
- Выясняете, что услышал и запомнил ребенок.
Достаточно трех-пяти слов. Тексты могут быть разными. Если это текст про лес, то ищем названия животных, если про школу, то имена школьников, если про обед, то названия блюд и т.п.
«Планета роботов»
Вам потребуется:
- Лист бумаги.
- Карандаш.
- Заранее подготовленный текст.
Текст может быть вот таким.
Наш космический корабль благополучно добрался до планеты роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три местных жителя — робота. Один из них был очень высоким, у него было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску. Вместо рук и ног — пружины.
Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством, а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.
Третий робот был самым красивым. У него было небольшое овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у трактора. А руки напоминали два полукруга.
Порядок действий:
- Попросите своего юного школьника внимательно прослушать текст.
- Прочитайте текст.
- Дайте ребенку лист бумаги и карандаш.
- Попросите нарисовать второго робота.
- Еще раз прочитайте текст и проверьте правильность выполнения задания.
Это упражнение можно усложнить, если попросить нарисовать не одного робота, а двух. Можно добавить в описание цвета. То есть глаза будут не просто квадратными, а еще и красными, а туловище прямоугольным и синим.
«Сочиняем сказку»
Ребята в паре сочиняют сказку. Рассказывают другим детям. А потом задаются вопросы по содержанию сказки, понравилась им сказка и почему.
“Мой любимый фрукт”
(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:
- Какой любимый фрукт у Сережи?
- Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.
Игра “Пожалуйста”.
Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:
- Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
- Поверните голову влево;
- Пожалуйста, опустите правую руку;
- Хлопните в ладоши как я;
- Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;
- Поднимите вверх две руки как я;
- Пожалуйста, присядьте;
- Встаньте;
- Пожалуйста, встаньте;
- Сядьте за парты;
- Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.
Победителям дарим аплодисменты.
СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4, 3, 2 СЛОВ
Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – учащиеся запоминают его, а затем сокращают предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание, например:
Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.
Завершается работа ответом на вопрос: что изменялось, когда предложение сокращалось?
Далее это упражнение проводится как игра. В условие игры входит правило: сокращать предложение можно последовательно или на то количество слов, которое определяют участники игры.
ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменяется. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл, например:
Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в школу.
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.
На основе этого упражнения проводится игра «Такое одинаковое и разное предложение».
Учащиеся составляют предложения и предлагают его варианты. Выигрывает тот, кто сможет составить больше вариантов и продемонстрирует умение выразительно произносить фразу.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить. Предполагается, что возможно множество вариантов ответов или всего один случай, например:
Девочка шла по …
Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по лесу и напевала.
Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.
Девочка шла по узкой горной тропинке.
Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения слушать и слышать
Одним из направлений образования определяют коммуникативную направленность процесса обучения, предполагающего овладение совокуп...
Презентация к занятию по риторике № 12 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 12 Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)...
публикация на тему "Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие"
Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие - доклад на РМОРяд коммуникативных и речевх компетенций ребенка на момент поступления в школу. Проведение диагно...
Упражнения для формирования читательских умений для 1 класса
Упражнения для формировния читательских умений могут использовать как элемент урока учителя начальных классов, родители первоклассников и дошкольников....