Проектная деятельность в начальной школе
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
· развитие познавательных умений и навыков учащихся
· умение ориентироваться в информационном пространстве
· умение самостоятельно конструировать свои знания
· умение интегрировать знания из различных областей наук
· умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
· самостоятельную деятельность ученика
· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
· использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Проект – это «пять П»:
Проблема –
Проектирование (планирование) –
Поиск информации –
Продукт –
Презентация.
Цель проектной деятельности
- Активизировать познавательную деятельность учеников
- Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности
- Развивать личность ребенка
- Воспитывать инициативность и самостоятельность
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
1. «Первый раз в 1 класс» создание коллективного классного фотоальбома. Цель проекта: Поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать сообща. Результатом стал фотоальбом жизни нашего класса.
2. «Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв (каждой букве соответствовала картинка с животными). Цель проекта: Закрепление темы звуки и буквы. Составление и подбор слов на соответствующие звуки и буквы. Развитие умения работать сообща. По желанию были организованы группы, которые осуществляли: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто?». Красочно оформляли страницы. Результатом работы стал журнал, который мы демонстрировали на параллели. (После такой деятельности на уроке у детей появилось желание создать свой живой алфавит)
Во 2 классе
- Конкурс проектов Журнал «В мире животных». Проект был приурочен ко дню земли. Цель деятельности: активизировать познавательную деятельность учеников, объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности, способствовать развитию творческих способностей детей.
- Проект «Города России». Книга, приуроченная к серии уроков окружающего мира.
- Проект « Родословная семьи» результат работы – генеалогическое древо. Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.
В 3 классе
- Проект «Комната, в которой я хочу жить» Цель: учиться планированию проектированию и реализация замысла, с возможным применением в реальной жизни.
Ко всему прочему, УМК «Школа России» предполагает ряд проектов в рамках уроков, например, по литературному чтению, окружающему миру
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся
- умение ориентироваться в информационном пространстве
- умение самостоятельно конструировать свои знания
- умение интегрировать знания из различных областей наук
- умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
- самостоятельную деятельность ученика
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Проект – это «пять П»:
Проблема –
Проектирование (планирование) –
Поиск информации –
Продукт –
Презентация.
Цель проектной деятельности
- Активизировать познавательную деятельность учеников
- Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности
- Развивать личность ребенка
- Воспитывать инициативность и самостоятельность
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
- «Первый раз в 1 класс» создание коллективного классного фотоальбома. Цель проекта: Поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать сообща. Результатом стал фотоальбом жизни нашего класса.
- «Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв (каждой букве соответствовала картинка с животными). Цель проекта: Закрепление темы звуки и буквы. Составление и подбор слов на соответствующие звуки и буквы. Развитие умения работать сообща. По желанию были организованы группы, которые осуществляли: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто?». Красочно оформляли страницы. Результатом работы стал журнал, который мы демонстрировали на параллели. (После такой деятельности на уроке у детей появилось желание создать свой живой алфавит)
Во 2 классе
- Конкурс проектов Журнал «В мире животных». Проект был приурочен ко дню земли. Цель деятельности: активизировать познавательную деятельность учеников, объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности, способствовать развитию творческих способностей детей.
- Проект «Города России». Книга, приуроченная к серии уроков окружающего мира.
- Проект « Родословная семьи» результат работы – генеалогическое древо. Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.
В 3 классе
- Проект «Комната, в которой я хочу жить» Цель: учиться планированию проектированию и реализация замысла, с возможным применением в реальной жизни.
Ко всему прочему, УМК «Школа России» предполагает ряд проектов в рамках уроков, например, по литературному чтению, окружающему миру
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Сетевые проекты для начальной школы в 2017-2018 году
"Больше проектов - хороших, прекрасных,
Больше идей - удивительных, разных!
Все на nachalku мы будем стремиться,
Мы ведь хотим всему научиться!"
(Максимова Елена Ильинична, "Велучики, Великие Луки")
Мы говорим "сетевой", подразумеваем - "телекоммуникационный"
Под сетевым проектом договоримся понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.
В каком случае имеет смысл проводить сетевой проект?
- Для реализации проекта используются результаты исследований, полученных в разных регионах, например, "Книга Памяти" в проекте "65 шагов к Победе" или работы, выполненные участниками путешествия "Со скоростью света по Млечному Пути" на этапе "Планета Славы".
- Проектный продукт невозможно или очень трудно создать “в одиночку” “Астрономический атлас в загадках” в проекте “Со скоростью света по Млечному Пути”.
- Широкая вовлеченность участников создает дополнительный фактор достижения целей проекта (“Денискины рассказы”, “Путешествие на Голубой Стреле”).
- Телекоммуникация напрямую способствует изучению предмета (международные проекты по иностранному языку).
- Телекоммуникация способствует формированию качеств человека 21 века.
Методическая основа наших сетевых проектов
При поддержке Программы "Intel. Обучение для будущего" летом 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годов проходила мастерская для активистов "Началки", желающих разработать и провести сетевой учебный проект. В работе мастерских с 2016 года сохраняются основополагающие принципы Программы. В то же время, за годы работы сообщество накопило свой уникальный опыт разработки и проведения сетевых проектов, который положен в основу разрабатываемых материалов.
Сетевые проекты, планируемые в 2017 - 2018 учебном году
Первая четверть | |
| Шире круг окружающий мир, 1 класс автор: Татьяна Сергеевна Соколова |
| внеурочный, 2-3 класс автор: Ольга Ситтиковна Асафьева |
| Волшебство алгоритма (повтор) математика, информационные технологии, 4 класс автор: Ирина Владимировна Прокудина |
Вторая четверть | |
| внеурочный, 2 класс автор: Ольга Ринатовна Никулина |
| Большая медведица и Умка, где вы? окружающий мир, 4 класс автор: Марина Сергеевна Ермакова |
| Академия школьной моды ИЗО, технология, 2-4 класс автор: Оксана Геннадьевна Карандашева |
Третья четверть | |
| Чудеса в решете (повтор) литературное чтение, 1 класс автор: Елена Владимировна Климкович |
| математика, 3-4 класс автор: Светлана Анатольевна Маричева |
| внеурочный, 2-3 класс |
| Музыка сердца внеурочный проект, 4 класс автор: Галина Алексеевна Дятлова |
Четвертая четверть | |
| Хранители жизни окружающий мир, 2-3 класс автор: Юлия Владимировна Бодрова |
| Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу (повтор) литературное чтение, 1 класс автор: Елена Валерьевна Качева |
О количестве команд в проекте
Организаторами проектов принято решение об установлении ограничений на количество команд, участвующих в проекте. В зависимости от характера заданий и продолжительности проекта число команд будет варьироваться от 50 до 100.
Каким образом регулируется количество команд?
В каждом проекте по-разному. Варианты могут быть следующие:
- сокращение сроков регистрации команд;
- отбор только правильно оформленных заявок (например, в проекте "Путешествие в Игромир")
- конкурс для команд-претендентов (например, в проекте "Недаром помнит вся Россия");
- конкурс координаторов (например, в проекте "Музей, как много в этом слове!").
Об участии команд в проектах
Все проводимые на сайте проекты имеют привязку к соответствующим разделам программы или ориентированы на определенный возраст детей. Поэтому мы не принимаем к участию ребят, возраст которых не соотвествует категории проекта.
Каким образом это регулируется?
В личных профилях участников присутствует поле "класс". После подачи заявки организатор проекта проверяет это поле.
В целях предупреждения перегрузки детей каждая команда может участвовать только в одном проекте в четверть. Ответственность за соблюдение этого правила возлагается на координатора команды.
Каким образом это регулируется?
В анкетах регистрации команд присутствует обязательный пункт: "Наша команда впервые в этой четверти принимает участие в проекте".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...