|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атамановская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Методические рекомендации)
Составитель: учитель начальных классов высшая квалификационная категория Котова Наталья Константиновна
«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Гоголь Н. В. С введением федерального государственного образовательного стандарта многое изменилось. В научно-практический обиход ныне активно внедряется понятие проектной деятельности. Особенно заметно эта проблема обозначена в так называемой образовательной области «технология». Уроки технологии являются благодатной почвой для развития у младших школьников интеллектуально-творческих способностей, и география, технология, т.к. приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном преподавании в начальной школе |
инициативы и самостоятельности. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что интеллект ребенка «находится на кончиках пальцев», т.е. связан с моторикой руки. Но многие школы решились передать уроки технологии в 1-4 классах в руки профессионалов – учителей технологии. И напрасно. В нашей школе уроки труда преподают учителя начальных классов. Ведь именно учителя начальных классов лучше знают своих детей, знают их интересы, увлечения, возможности и способности и именно они, учитывая это, создают необходимые условия для раскрытия в детях их талантов. Метод проектной деятельности в своей практике я применяю уже не первый раз. Следует отметить, что использование метода проектов формирует у младших школьников активную заинтересованность в работе, учит деловому сотрудничеству в группе, умению отстаивать свое мнение, принимать самостоятельное решение. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план (от лат. PROJECTUS – брошенный вперед) – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде 2
2
|
|
|
|
| предмета, услуги, творческого акта или действия. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьников задуманного результата. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектная деятельность носит поисковый характер. Поиск решения и составляет суть проектной деятельности. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов. Ученик | Учитель | Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
3 |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации | Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы | Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов | Активен | Создает условия для активности школьника | Субъект обучения | Партнер ученика | Несет ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Проектные задачи ставит учитель, как это принято в учебном процессе, а обучающиеся предлагают различные варианты решения, из которых выбирают наиболее оптимальный, лучший. Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
4
|
| - Павлова М., Дж.Питт. Проектный подход в обучении технологии (из опыта английской школы)./ Ж-л «Школа и производство» №2, 2003. – с.11-14
- Романов Е.А.. Яковлева И.И. Творческие проекты в начальной школе./ Ж-л «Школа и производство» №7, 2002. – с.60-61
- Цыварева М.А. Проект – форма текущего и итогового контроля самостоятельной работы студентов./ Ж-л «Начальная школа» №12, 2006. – с.111-118
37 |
Список литературы: - Архипов В.В. Проекты по технологии в начальной школе./ Ж-л «Школа и производство» №2, 2004. – с.62-63
- Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста./ Ж-л «Начальная школа» №3, 2007.-с.42-45
- Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии./ Ж-л «Начальная школа» №6, 2005. – с.44-47
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников./ Ж-л «Начальная школа» №9, 2005. – с.55-59
- Коваленко М.И. Справочник учителя 1-11 классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 184 с. – (Здравствуй, школа!)
- Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда./ Ж-л «Начальная школа» №12, 2002. – с.35-39
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников./ Ж-л «Начальная школа» №1, 2006. – с.17-27
- Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к творчеству: 4 класс: Органайзер для учителя. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 176 с.
- Михайлова Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда./ Ж-л «Начальная школа» №4, 2005. – с.68-71
36 |
| Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Выделяют несколько видов проектов: - Исследовательские
- Творческие
- Ролево – игровые
- Информационные
- Практико – ориентированные.
Следует отметить, что четвероклассники выполняют главным образом комплексные коллективные проекты – практические и информационные. При выполнении коллективных и индивидуальных проектов следует предложить учащимся руководствоваться памяткой «Как работать над проектом»
Разработка замысла проекта и плана работы |
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПРОЕКТ? (Выясняем назначение и пользу проекта для себя или для других) ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ |
5 |
ЧТО БУДЕМ (БУДУ) ДЕЛАТЬ? (ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ) - Изделие или информационное сообщение?
- Определяем конструкцию изделия или форму подачи информации.
- Отбираем подходящие материалы.
- Делаем зарисовки, схемы, эскизы, чертежи будущего изделия или макет информационного сообщения.
- Выбираем оптимальный, лучший и наиболее простой в изготовлении вариант замысла проекта.
| КАК БУДЕМ ВОПЛОЩАТЬ ЗАМЫСЕЛ? - Выстраиваем технологические шаги изготовления изделия, последовательность выполнения работы (составляем план)
- Определяем возможные конструкторско-технологические проблемы.
- Намечаем способы решения возможных проблем.
- Подбираем необходимые инструменты и приспособления.
|
6 |
|
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …(воды)
Я мягкая, послушная, Но когда захочу Даже камень источу. (вода)
35
|
Вся одежда из монеток. (рыба)
И не сказав «спасибо», Куда-то уплыла Невежливая… (рыба)
- Вильнет хвостом туда-сюда,
И нет ее, и нет следа. (рыба)
Нет клюва, а клюет . (рыба)
Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (вода)
Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли,
34 |
|
Выполняем проект в соответствии с замыслом (выпускаем продукт). - Изготавливаем изделие или готовим информационное сообщение.
- При необходимости корректируем замысел, вносим дополнения, исправления в конструкцию, форму, технологию изготовления проекта.
|
Защищаем проект (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) | ЧТО ДЕЛАЛИ И КАК. - Что решили делать и для чего.
- Как создавали замысел проекта.
- Какие проблемы и как решали.
- Что получилось в результате.
|
Таким образом, ПРОЕКТ – это «пять П»: - Проблема.
7 |
2.Проектирование (планирование). 3.Поиск информации. 4.Продукт. 5.Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь конкретный продукт. На уроках трудового обучения ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива. Любя природу, заботясь о ней, можно научить школьников создавать из вторичных материалов полезные и красивые изделия. Например, из фантиков можно легко сделать оригинальные картины, художественные композиции. Учитывая это, мною был подготовлен и проведен мастер-класс с учителями начальных классов Новокузнецкого района. Все участники мастер-класса работали в группах с технологическими картами следующего содержания:
8 |
| - Я по земле не хожу, вверх не гляжу.
Гнезда не завожу, а детей вывожу. (рыба)
С перьями, а не птица. (рыба)
- Есть язык, да не говорит,
Есть крылья, да не летает. (рыба)
Глаза есть – не мигаю. (рыба)
Ног нет, а гуляю, По земле не хожу, На небо не гляжу, Звезд не считаю Людей избегаю. (рыба)
На гору полезет. (вода)
- Кто сильнее всех на свете? (вода)
- Что в руках не удержишь? (вода)
- Что в решето не унесешь? (вода)
- Что в гору не вкатишь? (вода)
- Весной спит, а летом не шумит. (вода)
33 |
Так что же с ней стряслось, с рек Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете: какой пустяк. Пустяк. Добро б ручей иссяк, А то вон из-за пустяка Пропала целая река!
Пословицы, поговорки, приметы.
- Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Нем как рыба.
- Как рыба в воде.
- Скользкий как угорь.
- Где щуки нет, там ерш – хозяин.
- Рыбы выпрыгивают из воды – перед дождем.
Загадки.
- Под мостиком виляет хвостиком. (рыба)
- Без рук без ног умывается. (рыба)
- У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке. (рыба)
- По земле не ходит, на свет не глядит, а на обед все ее зовут. (рыба)
32 |
|
Последовательность работ | Графическое изображение | Материалы и инструменты | Взять древесные опилки (мелкие, средние и крупные) |
| Древесные опилки | Предварительное окрашивание опилок (гуашевые краски развести водой в стаканчике, добавить опилки, тщательно перемешать палочкой и оставить на 15-20 минут) |
| Небольшие блюдца (листы бумаги), стаканчики (баночки из-под гуаши) для каждого цвета, гуашевые краски, палочка для перемешивания красок. | Окрашенные опилки выложить на миску и дать просохнуть. |
| Блюдца |
9 |
Разложить опилки по цветам в коробочки. |
| Коробочки | Нарисовать эскиз изделия. |
| Картон, простой карандаш | Покрыть эскиз клеем отдельными частями. |
| Клей ПВА, кисточка для клея, тряпочка | Посыпать изделие цветными опилками. |
| Цветные опилки | Оформить изделие. |
|
|
Проект – это всегда решение какой-либо жизненной задачи. И здесь очень важно быть внимательным и чутким к творческим поискам и усилиям каждого вашего ученика. Замечайте сомнения и неуверенность и помогайте их преодолевать, вселяйте веру детей в свои силы. Не отвергайте с ходу ни одного, даже спорного, предложения, ни одной, пусть даже фантастической, идеи. Не пропустите талант. Поддерживайте даже малейшие его проявления. Помните, что талант – это присущая (и до поры скрытая) способность каждого человека оригинально, по-своему решать известные задачи, которыми переполнен окружающий нас мир.
10 |
|
Над ней – пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! Течет река... Течет река... Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне... Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому, попробуй, передать! Приятней плыть в живой волне Ребятам или ребятне? Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул! Нет, нет, никто не утонул, Нет, нет, как раз наоборот, На мель садится пароход Средь бела дня, какой скандал! Наверно, лоцман маху дал! Да нет, далеко до буйка. Тут глубока была река, Была. Вот именно — была. Была, да видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаем... Река становится ручьем! Уже и лодки на мели... Пловцы вдруг посуху пошли. А рыбы? В горе и тоске Бедняжки бьются на песке.
31
35 |
Ходят важные лещи Шириной с тарелку.
В.Мусатов «Вы слыхали о воде?» Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, и море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных еж Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода — Наша спутница всегда. Без меня вам не умыться. Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.
Б.Заходер «Течет река» Течет река издалека… Течет река… Течет река… Как хорошо, что река И широка, и глубока!
30 |
| Изготовление поделки «Аквариум». 4 класс ( урок – проект) Цель: совершенствовать умение выполнять комплексный коллективный проект (творческие и информационные). Задачи: - Дать общее представление об аквариуме и жителях аквариума;
- Повторить и обобщить знания о проектной деятельности и этапах выполнения проекта;
- Развивать творческие способности; воспитывать доброе отношение к окружающему миру;
- Изготовить поделку «Аквариум».
Оборудование: мультимедиум, магнитофон, аудиозапись Ю.Антонова «Море», видеозапись «Жемчужины Карибского моря», технологические карты, глобус.
Ход урока: - Организационный момент:
(Дети входят в класс с сопровождением тихой, спокойной музыки и садятся за парты по группам) Ученик читает стихотворение:
11 |
Л.Савчук «Наша планета – Земля…» Наша планета – Земля… Очень щедра и богата. Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята. Солнышко рано встает, Лучиком день зажигает. Весело птица поет, песнею день начинает. Как хороши, приглядись, Клены, березы и елки!..
- Одним из богатств нашей планеты является, конечно же, мировой океан, т. к. вода, как вы знаете, занимает большую часть всего земного шара. (Показать глобус)
Просмотр видеозаписи «Жемчужины Карибского моря» (одновременно звучит песня Ю.Антонова «Море») - Что вы почувствовали, глядя на прелести моря? - И многие люди хотят, чтобы такой чудесный подводный мир был у каждого рядом и поэтому многие заводят у себя дома аквариумы. - Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить об аквариуме. На протяжении 2 месяцев мы с вами знакомились с литературой и пополнили свою чашу знаний сведениями о том, как надо ухаживать за аквариумом, какую растительность и каких рыб можно содержать в аквариуме.
12 |
| А самый сильный — значит слон. — Но разве слон в воде живет? А кот? Воды боится он! А мне не нравится на суше. В реке на дне мой теплый дом. Я самый-самый-самый лучший Я самый-самый-самый Сом!
В.Мусатов «Рыболов» — Рыболов, рыболов. Покажите свой улов! —Я поймал леща больного, И налима — вот такого Двух горбатых, полоса Окуней и двух линей. Щуку, карпа, судака... А в ведерке два малька
*** Щука в речке спит на дне. Стайка рыб плывет над не Как бы. рыбки, не попасть Вам зубастой щуке в пасть!
*** Под кувшинками в тиши. Где не очень мелко.
29 |
На крючке червяк –нажива, В черпачке карась-пожива.
В.Кривошеев «Повезло опять Егорке!» Повезло опять Егорке! У реки сидят не зря: пять карасиков в ведерке и четыре пескаря. Но смотрите — у ведерка появился хитрый кот ... Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет?
И.Токмакова «Где спит рыбка?» Ночью темень, ночью тишь, Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе. След собачий — к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин — к дырочке в полу. Жаль, что в речке на воде Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И.Токмакова «Самый - самый» — Ты кто такой? — Я самый-самый! Усатый. Сильный! И упрямый! — Усатый? Ты, наверное, кот. 28 |
| - Сегодня мы подведем итог проделанной работы и поделимся своими впечатлениями, знаниями и своим небольшим опытом с остальными. - Я хочу вам представить творческие группы: 1 группа – исследователи; 2 группа – литераторы; 3 группа – художники; 4 группа – технологи.
- Ребята, чтобы наша работа была плодотворной мы должны почувствовать поддержку, внимание и взаимопомощь товарища. - Знакомство и раскрытие темы урока – проекта
Учитель: Многому детей я учу: Вот и рыбок с ними развожу. Ученик: А мы прочитали кучу книг, Чтобы лучше знать про них. Ученик 1: Мы узнали, что аквариум – это живая модель природы. Его называют еще моделью водоема (озера, реки, моря). В словаре Ожегова С.И. дано следующее определение: аквариум – это сосуд со стеклянными стенками или целиком стеклянный, который служит для содержания и разведения животных и растений. Ученик 2: Аквариумы бывают круглой формы и существуют еще каркасные прямоугольные аквариумы. Каркас изготавливают из металлического уголка, в который вставляют стекла. Изготовленный аквариум высушивают в течение 48 часов, заливают водой, еще
13 |
через 48 часов выливают ее и, наконец, заливают водой, в которую через несколько суток можно помещать растения и рыб. Ученик 3: Мы вам хотим напомнить, что при содержании аквариума часто используют дополнительное оборудование: осветители, компрессоры, обогреватели, фильтры и многое другое.
Большинство аквариумных рыб и растений живет при температуре 24-28 градусов. Поддерживать такую температуру в комнатных условиях не удается, поэтому рекомендуют использовать обогреватели.
14
|
| И того в горшок. Ухи наварю, Всех ребят накормлю.
А.А.Фет «Рыбка» Тепло на солнышке. Весна Берет свои права; В реке местами глубь ясна, На дне видна трава. Чиста холодная струя, Слежу за поплавком, - Шалунья рыбы, вижу я, Играет с червяком, Голубоватая спина, Сама как серебро, Глаза – бурмитских два зерна, Багряное перо. Идет, не дрогнет под водой, Пора – червяк во рту Увы, блестящей полосой Юркнула в темноту. Но вот опять лукавый глаз Сверкнул невдалеке. Постой, Авось на этот раз Повиснет на крючке.
В.Гусев «Мальчик Женя - рыболов». Мальчик Женя – рыболов. А у Жени – рыбы лов. Рыболовство – это страсть. То, чем ловят рыбу, - снасть.
27 |
Водолазку И прямо в озеро — Бултых1 И что там дедушкины Сказки! Я даже временно притих... Такой аквариум вдруг Вижу! И, словно птичка, На плечо Мне Опустился окунь рыжий И в ухо дышит горячо. Я рассказал про это Деду» Я ничего не утаил. Так, говоришь, они — В воде там — Красивей будут, Чем мои? И пусть я чуть Преувеличил: Отныне дедушка В саду Разводит бабочек и птичек, А рыбки плавают — в пруду. Русская народная песенка. Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попала немало: Семь окуней, пятьдесят карасей, Один ершок –
26 |
|
Ученик 4: Для фильтрации воды и обогащения воды воздухом используют фильтры. Выбор фильтров тоже очень многообразен. Ученик 1: Также из прочитанного мы узнали, что для ловли и пересадки рыб из аквариума используют сачки. Форма сачка зависит от типа аквариума. Для прямоугольных аквариумов лучше использовать сачки прямоугольной формы, для круглых – круглые. Главное условие такое: в сачке не должно быть углов, куда может забиться рыбка. Любой сачок состоит из мешка, каркаса и ручки. Ученик 2: Из прочитанного узнали, что при замене воды в аквариуме нужно пользовать только шлангочкой. Учитель: Ребятам каждый день, Рыб кормить совсем не лень Сами воду им меняют Фильтры вовремя включают, За процессом размноженья
15 |
Все следят без исключенья. Уход ребятам радость доставляет, И интерес не угасает. Ученик 1: Мы хотим вам сообщить, что не рекомендуется располагать аквариум возле окна, т. к. там чаще наблюдаются перепады температур .
Ученик 2: Большинство рыб не любят шума, поэтому аквариум лучше ставить подальше от двери, телевизора и других источников шума. Ученик 3: Также мы вам хотим напомнить о том, что рыб в аквариум не следует запускать сразу, это требует определенной подготовки. Ученик 4: Новый купленный аквариум нужно промыть с содой и продезенфицировать раствором соляной кислоты. Затем наполнить его водой и осмотреть, нет ли где течи. Ученик 1: Затем закладываем грунт. Это может быть галька, гравий. Их нужно хорошо промыть. Мыть нужно до тех пор, пока вода не станет прозрачной. После этого грунт рекомендуется прокалить (прожарить) на противне. Заложить окрашенный пенопласт. Ученик 2:
16 А колобок отвечает: «Не ешь меня. Я тебе песенку спою. - Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел Я от рыбы-меч ушел, Я от ската ушел И от тебя уйду!» А акула ему отвечает: - Я не расслышала твоей песенки. Сядь мне на носик и пропой еще разочек. Колобок подплыл к акуле, а акула его съела.
Рассказ «День рождения.» Жили-были данио и гуппи. Они всегда проводили время вместе и им было очень весело. Однажды они познакомились с гурами и телескопом. Собрались они вместе в гости к гуппиному папе. У гуппи папа был очень богатый и добрый. Когда гуппи привела своих друзей, то папа был очень рад и счастлив. Они все вместе накрыли на стол и разожгли камин, чтобы было тепло. Потом гуппи пошла провожать своих друзей.на следующий день папа позвал гуппи и сказал ей: «У тебя завтра будет день рождения. Ты можешь пригласить своих друзей». Гуппи так и поступила. Настал день ее рождения. Пришли долгожданные гости. Они так весело отпраздновали день рождения, что им не хотелось даже расходиться по домам. Все были в восторге от праздника.
Сказка «Рыбка и икринка» Жила-была рыбка. Она жила себе спокойно в аквариуме. Плавала то в одну сторону, то в другую.
24 |
| Но вдруг появился кот и выловил всех рыбок из аквариума. А ей удалось спрятаться в камушки. Скучно ей стало одной жить в аквариуме. На ее счастье она на дне аквариума нашла икринку. Вырастили рыбка из икринки меченосца. Он вырос храбрый, сильный и с острым мечом. Видит он идет кот. Меченосец спрятался в водоросли. Когда кот в очередной раз заснул лапу в аквариум, то меченосец как выплывет из своего укрытия. Кот испугался его и с тех пор больше не сует свою лапу в аквариум.
Г. Горбовский . Красивые рыбки Уж я-то знаю: Не для кошек И не для собственной еды Разводит дедушка Рыбешек... Разводит их — для красоты! Он сеял рыбок, Как рассаду, Не поливал (росли в воде). И только взглядом, Только взглядом К их прикасался красоте. А я завидовал недолго. - Пойдем! — сказал мне Старший брат. — Вот эту вещь на третьей полке Берем, — сказал он, — напрокат! Надел я маску,
25
Воду с грунтом отстаивают не менее 2 дней, затем высаживают растения, с которыми аквариум должен постоять еще 1-2 недели. Приклеивает на дно аквариума водоросли. - Мы группа литераторов. Мы подбирали стихотворения о рыбах, загадки, сочиняли сказки. - И мне бы хотелось прочесть стихотворение А.А.Фета «Рыбка». Тепло на солнышке. Весна Берет свои права; В реке местами глубь ясна, На дне видна трава. Чиста холодная струя, Слежу за поплавком, - Шалунья рыбка, вижу я, Играет с червяком. Голубоватая спина, Сама как серебро, Глаза – бурмитских два зерна, Багряное перо. Идет, не дрогнет под водой, Пора! Червяк во рту – Увы, блестящей полосой Юркнула в темноту. Но вот опять лукавый глаз Сверкнул, невдалеке Постой! Авось, на этот раз Повиснет на крючке.
- А я желаю зачитать сказку «Мир в бочке»
17 |
«Любил Максим ходить на рыбалку. Возвращался всегда с уловом, а кот Васька поджидал у калитки. Но однажды мальчик не отдал рыбок коту, а выпустил их в бочку с дождевой водой. Добавил туда воды и растений из пруда и стал наблюдать. Зазеленела вода в бочке. Сверху много личинок и комаров крутится, по стенкам улитки ползают. Зачерпнул Максим воды и удивился, сколько в ней всякой всячины! Рассмотрел каплю под микроскопом и вот что увидел: маленькие зеленые шарики. Что же это такое? Максим не знал, что это такое и обратился за помощью к папе. Папа ему сказал, что это водоросли. «Ничего себе?»- подумал максим. Откуда они появились? Все лето Максим наблюдал за тем, что происходит в бочке, подкармливал рыбок дождевыми червями. С наступлением холодов он выпустил их в пруд и поехал в город с мечтой об аквариуме.»
- Мы группа художников. Мы организовали выставку рисунков «Мой аквариум»(показывают выставку рисунков). - Молодцы! Итак, мы с вами заложили в аквариум грунт и поместили водоросли. А чего еще не хватает в нашем аквариуме? (рыб) - А какие рыбы могут жить в аквариуме? (жемчужный гурами, меченосец, гуппи и т.д.) - Мы разработали паспорта аквариумных рыб (показать папку)
- В аквариум желательно запускать рыб с одинаковыми условиями содержания. Чем больше разных видов рыб
18 разных красивых водорослей. Рыбки очень часто ссорились, а король этого царства очень не любил ссоры. А у этого короля был помощник. Однажды рыбки поссорились и помощник короля увидел это и рассказал королю. Король наругал их и наказал им, чтобы впредь они больше не ссорились. С тех пор в этом подводном царстве царит мир и спокойствие.
Сказка «Кот Васька». Жил-был дед. Как-то раз отдал ему купец аквариум с рыбками. Принес он их к себе домой и поставил на стол. Он никак не мог на них налюбоваться. У деда был любимый кот. Звали его Васька. Как-то раз вышел дед на улицу. А кот Васька остался в доме и наблюдал за рыбками. Его не покидали мысли о том: - Что это такое? Васька запрыгнул на стол и начал «рыбачить» в аквариуме. А в это время зашел в дом дед. Кот испугался и быстро спрыгнул со стола на пол. Дед начал кормить рыбок, а кот заинтересовался, что это дед там делает. Потом дед опять вышел на улицу, а Васька опять запрыгнул на стол и засунул лапу в аквариум. Он вытащил рыбку на стол и съел ее. Через некоторое время дед зашел в дом и увидел, что одной рыбки не хватает. Дед сразу понял, что ее съел кот. Кот был наказан и с тех пор он больше не стал пакостить.
Сказка «Два брата». Жили-были два брата: рыбка Костя и Тима. Перед смерть завещал отец Косте, чтобы он похоронил его в золотом царстве. Говорит Костя: «Братец, пойдем со мной и похороним отца». И отправились они в золотое
22 |
| царство. Там они встретили двух цариц- красавиц, что не в сказке сказать, ни пером описать. - Куда путь держите? – спросили царевны. - Да вот батюшку хотим похоронить – ответили братья. - Если акулу победите, то батюшку похороните и заберете нас с собой- ответили на это царевны. Приплыли братья к высокому замку. Смотрят, выплывает оттуда злая акула. Вступили они с ней в смертельный бой. Братья одолели акулу и схоронили батюшку в золотом царстве. Двух цариц взяли себе в жены и сыграли пышную свадьбу.
Сказка «Рыба-колобок». Жили-были рыбки: дедка и бабка. Сделали они себе колобка из коралл. Уплыл колобок от них. Плыл, плыл колобок, а на встречу ему попалась рыба-меч: -Колобок, колобок, я тебя уколю. А колобок отвечает: «Не надо. Я тебе песенку спою. - Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел И от тебя уйду!» И поплыл колобок дальше. И вдруг навстречу ему попался скат -Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок отвечает: «Не надо. Я тебе песенку спою. - Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел Я от рыбы-меч ушел И от тебя уйду!» И поплыл колобок дальше. И вдруг навстречу ему встретилась акула -Колобок, колобок, я тебя съем. 23 содержится в аквариуме, тем труднее для них создать необходимые условия существования. 4. Практическая работа: - А теперь давайте изготовим для нашего волшебного аквариума рыб в технике оригами. Но в аквариуме могут жить не только рыбы, но и крабы. Поэтому одна группа будет делать рыб, а другая – крабов. Нам на помощь придет группа технологов, которая разработала технологические карты по изготовлению данных изделий. - Давайте запустим своих рыбок в наш волшебный аквариум. Молодцы! - Ребята, а вы знаете, что глядя на рыбок наше душевное состояние обретает покой и гармонию, поэтому аквариум это не только красота, но и неотъемлемая часть нашего душевного спокойствия. 5 Подведение итога урока: - Сегодня мы подвели итог нашей длительной работы. Мы вспомнили необходимые условия содержания рыб в аквариуме и как ухаживать за аквариумом. - Ребята, скажите, а где мы в жизни с вами сможем применить эти знания? Для чего мы выполняли всю эту работу? Где в жизни нам это может пригодиться? - Я думаю, что наше занятие не пройдет бесследно. Это вам пригодится в жизни. ПОСМОТРИТЕ, КАК ЖЕ ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР! Дети исполняют песню «Как прекрасен этот мир» (муз. Тухманова Д., Сл. Харитонова В.) Одновременно идет мультимедийное 19 |
сопровождение фотографий (слайды 5-25)
20
|
|
Пробы пера.
Сказка «Мир в бочке» Любил Максим ходить на рыбалку. Возвращался всегда с уловом, а кот Васька поджидал у калитки. Но однажды мальчик не отдал рыбок коту, а выпустил их в бочку с дождевой водой. Добавил туда воды и растений из пруда и стал наблюдать. Зазеленела вода в бочке. Сверху много личинок и комаров крутится, по стенкам улитки ползают. Зачерпнул Максим воды и удивился, сколько в ней всякой всячины! Рассмотрел каплю под микроскопом и вот что увидел: маленькие зеленые шарики. Что же это такое? Максим не знал, что это такое и обратился за помощью к папе. Папа ему сказал, что это водоросли. «Ничего себе?»- подумал Максим. Откуда они появились? Все лето Максим наблюдал за тем, что происходит в бочке, подкармливал рыбок дождевыми червями. С наступлением холодов он выпустил их в пруд и поехал в город с мечтой об аквариуме.
Сказка «Жизнь в аквариуме» Жили-были рыбки в аквариуме и было у них подводное царство. Жили в этом царстве разные рыбки: веселые и грустные. Этих рыбок было очень много: 3 гуппи, 2 меченосца, 2 телескопа, 4 гурами, 2 рерио, 4 петушка. В аквариуме было очень красиво и было много, много
21 |