«Метод проектной деятельности в свете новых требований ФГОС II поколения на уроках краеведения»( конечный продукт - презентация)
проект (технология) на тему
В свете новых требований ФГОС-а II поколения проектная деятельность является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах. Презентация скачать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектной деятельности | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ
Д. Большое Грызлово
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Метод проектной деятельности в свете новых требований ФГОС II поколения на уроках краеведения»
Тип деятельности: Внеурочная деятельность
Учитель истории: Стоян Н.В.
декабрь, 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
А) Основные принципы построения проектной деятельности.
Б) Основные компоненты проектной деятельности.
В) Основные этапы проектной деятельности:
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
ПРИЛОЖЕНИЕ: «Этапы практической работы»
В свете новых требований ФГОС-а II поколения проектная деятельность является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах.
В УМК «Школа России» («Наша новая школа») проектная деятельность предполагает использования в образовательном процессе технологий деятельностного, компетентностного и личностно- ориентированного подхода.
Метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
Проектная деятельность имеет практическую направленность и реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности. Благодаря этому методу достигаются предметные и метепредметные результаты в свете новых требований ФГОС-а II поколения.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
А) Основные принципы построения проектной деятельности.
- Принцип гуманизма (уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей).
- Принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение).
- Принцип успешности.
- Принцип стимулирования
Главный принцип: самостоятельность и самоопределение. Взрослые помогают только в случае острой необходимости. Только так можно добиться достижение личностных, предметных и метапредметных целей.
Б) Основные компоненты проектной деятельности.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
1 компонент - работа над темой - познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в создание тематической картотеки или энциклопедии, на основе собранного материала в виде газетных вырезок, интернет сообщений, рассказов взрослых.
2 компонент - работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).
Основные виды творческих работ - рисунки, коллажи, макеты, стенгазеты, презентации и так далее.
В) Основные этапы проектной деятельности:
1. Планирование.
2. Выбор темы.
3. Сбор сведений.
4. Выбор проектов.
5. Реализация проектов.
6. Презентация.
7. Итоговое занятие
1. Планирование. Получение общего представления о будущем направлении проектной работы, определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.
2. Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы : географический аспект, исторический аспект, культурный (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.)
3. Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе - направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет (книга, фильм); организация
( музей, библиотека, предприятие, церковь и другие); мероприятие (экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений рамещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.
4. Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их с множеством проектов, которые можно выполнить по данной теме.
Изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.
5. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
6. Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе ,показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
К изготавливаемым изделиям можно отнести:
- презентации;
- тематические выставки рисунков, поделок;
- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
- видеожурналы и видеофильмы.
7. Итоговое занятие. Все участники приносят свои наработки. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над проектом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп. Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.
По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам лучше понять свои наработки и ошибки, чтобы в будущем совершенствовать свои навыки.
Г) Планируемые результаты.
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать; - структурировать материал;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Название проекта: «Увлеченные небом»
Содержание: Проект «Увлеченные небом», который рассказывает о местной достопримечательности – частном аэродроме ФИНАМ (д. Большое Грызлово). Направление: «Гражданско-патриотическое»
Тип деятельности: Внеурочная деятельность
Форма реализации – проектная деятельность
Педагогические цели по реализации проекта:
а) Обоснование темы: Волей судеб, деревня Большое Грызлово оказалось рядом с аэродромом малой авиации ФИНАМ Серпуховского края, что вызывало и вызывает множество вопросов у жителей деревни. Вопросы, которые могут возникнуть у учащихся: как возник этот аэродром, чем он занимается? Почему пользуется все более возрастающей популярностью среди людей, которые приезжают с разных уголков Родины? Что происходит над небом Грызлова? Как относится к одному из самых динамичных центров малой авиации России? Отсутствие информации рождает досужие помыслы, сплетни, страхи, а то и откровенную неприязнь.
Поэтому кружок краеведов Большегрызловской деревни, решил провести самостоятельную работу по изучения деятельности аэродрома, который в этом году получил право проводить чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах ЯК-52.
Силами членов экологического кружка нашей школы уже был собран материал о влияние аэроклуба на внешнюю среду. Были выявлены нарушения по охране окружающей среды. Но это тема отдельного разговора.
б) Задачи проектной деятельности:
- Изучить историю возникновения аэродрома деревни Большое Грызлово.
- Узнать причины рождения аэроклуба ФИНАМ, а также его названия.
- Определить основные направления деятельности работы.
- Узнать о людях проживающих и работающих на территории бывшего аэродрома.
- Вникнуть в проблемы, с которыми сталкивается аэроклуб.
- Узнать о достижениях и победах одержанных ФИНАМ на различных конкурсах и чемпионатах.
- Оценить деятельности аэроклубов малой авиации.
- Определить перспективы развития и причины роста популярности .
в) Этапы проектной деятельности:
I. Познавательная деятельность
II. Предпроектная деятельность
III. Проектная деятельность
I.Этап. Познавательная деятельность. «Аэродром и его назначение».
Ввод основных понятий: авиация, аэродром, ангар, пилот, взлетная полоса, самолет ЯК-52, вертолет, малая авиация, аэроклуб ФИНАМ.
II. Этап. Предпроектная деятельность: «История возникновения, структура и деятельность аэроклуба ФИНАМ» (углубление темы)
Составление мини-рассказов, составление стенгазет или презентаций по выбранным направлениям; проведение викторины.
III.Этап. Проектная деятельность. Проект :«Увлеченные небом».
А) Создание разновариантных индивидуальных проектов по различным темам.
Вариант А.
а) «Наша гордость» - о достижениях аэроклуба ФИНАМ
б) «Мечта, что стала явью» - о трудностях путей восхождения в области авиаспорта пилотов-летчиков
в) « Героями не рождаются» или «Урок мужества» - о гражданских подвигах совершенных пилотами в мирное время,
г) «Там, где живут облака» - о различных марках самолетов, входящих в инфраструктуру аэроклуба, их характеристиках и возможностях
д) «Покорительницы неба» - о женщинах пилотах, их биографиях, восхождении и достижениях
е) «Между небом и землей» - о жизни парашютистов: как стать парашютистом, какими навыками надо овладеть, какие качества характера иметь.
Вариант Б
а) визитная карточка «ЧелАвиа»
б) визитная карточка «ГлавПрыг»
в) визитная карточка «Главполет»
г) визитная карточка «Первый полет»
д) визитная карточка «Авиа-няня»
е) визитная карточка «Макс»
Выбор вариантов неограничен, так же как и вход-выход или создание собственного проекта под другим названием. Источником информации может быть картотека или в тематическая энциклопедия созданная в первом полугодии.
В итоге, учащиеся получат продукт индивидуальный проект в форме рисунков, коллажей, подделок, веб-презентаций, сообщений.
Б) Создание коллективного проекта: «УВЛЕЧЕННЫЕ НЕБОМ» в виде презентации.
См. приложение: «Этапы практической работы»
См. Презентацию
Главными принципами реализации проекта являются самостоятельность и самоопределение. Взрослые помогают в случае острой необходимости. Только так можно добиться достижение личностных, предметных и метапредметных целей в соответствии с требованиями ФГОС-ов II поколения .
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Предложение:
- В связи с необходимостью перехода на новые стандарты, предлагаю продолжить изучение этой темы на заседаниях педсоветах, как одну из возможностей реализации новых стандартов ФГОС., на которых учителя делились бы теоретическими и практическими наработками.
- Создать копилку: «Проектная деятельность», в связи с новыми стандартами, пионерами этого дела оказались 1-4 классы. Надо сохранить достигнутое и продолжить начатое.
- Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. –
- Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
- Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с.
- Организация социально значимой деятельности в учреждения дополнительного образования: социально – образовательные проекты.
- Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. –Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин //
- Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ: «Этапы практической работы»
Этапы | Сроки | Форма работы | Цель | Сбор информации | Продукт |
1. Этап Познава-тельная деятельность | 1 четв. | Cсообщение учителя, рассказы родителей, беседы, показ слайдов, видеороликов, встреча с работниками клуба. | Вызвать интерес к теме , вызвать уважение к летчикам, восхищение работой аэродрома | Узнать у родителей, соседей, знакомых историю возникновения аэродрома. Сбор газетных вырезок и информации из Интернет-ресурсов, | Детские рисунки, рассказы по заданным вопросам, оформление стенгазеты «Между небом и землей» |
II. Этап Предпро-ектная деятельность | 2 четв. | Обмен знаниями по теме, высказывания пожеланий, обсуждение идей, перечисление возможных тем проекта, формулирование тем для проекта, | Определение интересов по различным направлениям (о пилотах, инструкторах, проводимых соревнованиях, о достижениях аэроклуба ФИНАМ | Продолжить сбор информации, в том числе с помощью экскурсии. | Викторина «Что? Где? Когда?» Стенгазета-отчет о проделанной работе. Картотека или тематической энциклопедии. |
III. Этап Проект-ная деятельность | 3 четв. | Планирование работы над проектом: Выбор темы, Определение интересов для создания индивидуальной работы в виде веб-презентации или письменных сообщений по различным направлениям | Определение временных рамок,; обсуждение вариантов оформления отчетности; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта. | консультирование со стороны учителя. | Создание индивидуального проекта в форме рисунков, коллажей, подделок, веб-презентаций, сообщений. |
III. Этап Проект-ная деятельность | 4 чет. | а) формирование групп по интересам, формулирование тем для работы подгрупп, б) ознакомление с рекомендациями по составлению презентаций, в) оформление результатов | Подготовка к реализации главной цели: коллективного проекта | Предоставление учителем ссылок на сайты, тематических форумов, электронных библиотек и т.п., | Создание коллективного проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях требований ФГОС второго поколения
В 2012 году в целях совершенствования инновационной деятельности в образовательных учреждениях нашей школе присвоен статус эксперементальной площадки. Наше учебное учреждение работает по теме "Инструм...
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...
Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения
Не секрет, что любой педагог заинтересован в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...
Геймификация как способ развития личности ребенка в свете новых требований ФГОС НОО
Если задаться целью и провести исследование на тему «Что нравится современному школьнику», то нетрудно предположить, что это может быть все что угодно, но не учеба. Возникает про...