Обобщение опыта по теме "Коллективные методы проектной деятельности."
материал

Шаламова Инна Геннадьевна

  Выступление на заседании окружного методического объединения учтелей начальных класов.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

 

     Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Шаламова Инна Геннадьевна

                       муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           средняя общеобразовательная школа № 58 г. Хабаровска

Заседание окружного методического объединения учителей начальных классов северного округа.

Обобщение опыта по теме:

«Коллективные методы проектной  деятельности».

Учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 58:

Шаламова Инна Геннадьевна

(2 категория,12 разряд)

-2011г.-

      Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

     Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

     Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

     Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

    Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта) .Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

   Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1.        Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2.        Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

3.        Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

   Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

   Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

    Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

     Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

     Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).      

      В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

 На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

 Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

     В нашей школе проходил семинар для учителей северного округа.

     Ученики 3  класс разрабатывал свой проект.  Ребята создавали проект- презентацию «Через тернии к звездам». На его создание ушло 10 дней:

 1 день. Учитель сообщает тему проекта «Космонавтика, 50 лет со дня первого полета человека в космос». Предлагается создать проект  для детей. Учащиеся предложили  разделит  главную тему на подтемы, организовать группы   и составить мини проекты в группах. Получилось 4 группы . Первые три  группы получили индивидуальное задание – подобрать и принести материал о космонавтике и продумать оформление своего будущего сообщения. Четвертая группа будет работать над составлением викторины, разработкой моделей призов-жетонов.

2,3,4,5 день.  Сбор информации по темам.

6 день. Учащиеся в своих группах обсуждают найденную информацию, корректируют. Далее принимают решение, итоги своей работы представить в виде презентаций, каждый ученик занимается оформлением своего сообщения,оформляя слайд презентации. Затем все слайды объединить и оформить в одном стиле. Каждая группа приняла решение о том ,что будет выполнять определенную работу по оформлению проекта-презентации. Учитель должен учитывать желания детей и их возможности. Получились такие темы:

1. «Ю. Гагарин- первый человек в космосе.»
2. «Освоение космического пространства после 1961 г.»
3. « Современная космонавтика. «Космонавтика, 50 лет со дня первого полета человека в космос».
4 . Викторина по теме «Космонавтика, 50 лет со дня первого полета человека в космос».

7,8 день. Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.

9,10 день. Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект -презентацию, утверждение проекта в классе. Учитель подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика. На следующий день  проходит презентация проектов для учителей и гостей семинара учащихся начальной школы.

 12 апреля 2011г. проект предоставлен для просмотра учащихся начальных классов школы.

В задачи работы входит не только создание проекта по определенной теме, но и продумать презентацию своего проекта, суметь заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему проекту к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение опыта по теме "Реализация метода проектной деятельности в начальных классах"

                    Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям....

Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Обобщение опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников"

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:•      обеспечить учащемуся возможность сам...

Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов»

В данной работе описана реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов». Отличительные особенности Программы ММИ (г. Томск, для начальной школы) :*программа ...