"Развитие орфографической зоркости у младших школьников".
статья по теме

Бондаренко Анжела Валерьевна

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_u_mladshih_shkolnikov.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

(Из опыта работы)

Необходимым условием формирования прочного орфографического навыка у младших школьников является развитие их орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать и классифицировать орфограммы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая её сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остаётся одной из наиболее сложных задач начального обучения. 
Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Упражнения, формирующие орфографическую зоркость:

Письмо с проговариванием.

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: мо – пишу м с гласной о и т. д. Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: пра – пишу п, пишу ра с гласной а. Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются ошибки на пропуск и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества. В период обучения грамоте образец проговаривания сначала я давала сама, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально.

Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его сами. Дети читают слово по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, воспитывается самостоятельность, самоконтроль.

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

Этот тип письма также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. На этом этапе очень важно, чтобы все работали в едином темпе, не отставая и не забегая вперёд. Сначала комментируют сильные ученики, постепенно включаются и все остальные. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование – своего рода предупреждение ошибок.

Письмо под диктовку.

Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру "Эхо". Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Зрительный диктант.

Эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся является зрительный диктант. Его цель – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее "опасные" с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.

Диктант “ Проверяю себя”.

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Главное достоинство диктанта состоит в том, что дети учатся спрашивать и сомневаться, начинают нащупывать свои слабые места,

Письмо по памяти.

Такой вид письма развивает память, внимание, мышление, речь.

Грамматические зарядки.

Какие буквы спорят?

сне … (г\к),  моро… (з\с),  шка… (в\ф);

тр…ва (о, а),  р…ка (е, и),  стр…на (о, а)

Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. 

Используемая литература.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1998.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –

Ленинград, 1990.

Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 2000.

Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников. // Молодой ученый. — 2014. — №18

Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....