Метапредметный подход в образовании
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_podhod_v_obrazovanii_skrechko.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика метапредметных результатов
выступление подготовила
учитель начальных классов ОАНО СОШ «Пенаты»: Скречко Л. С.
26.12.2016
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения.
В. В. Давыдов
Важным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего обучения.
Традиционный подход в образовании предполагал передачу знаний, теперь же целью является научить детей добывать знания самостоятельно, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний. Никто не отрицает важность знания, но главное внимание уделяется умению самостоятельно получить и использовать эти знания.
Поэтому в каждом учебном заведении, в соответствии с новыми стандартами, должна быть система по формированию и оценке не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Метапредметные результаты включают в себя развитие умения планировать речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение ставить перед собой цели и определять задачи, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности и др.
Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все учебные предметы, помогающие преодолеть горы знаний.
Метапредметные результаты – это отличные от предметов традиционного цикла образовательные формы, в основе которых лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, схемам, техникам, методам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Развитие УУД в начальной школе – это процесс, проходящий в три основных этапа. Первый этап – выполнение учебного действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. (этап «Представление»). Второй этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи (этап «Способ»). Третий этап – применение способа в контексте учебной деятельности (этап «Овладение УУД»). Согласно требованиям ФГОС НОО, к концу четвертого класса необходимо сформировать на третьем уровне целый ряд метапредметных умений у детей. Для этого в течение всего периода обучения ребенка в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от освоения способа через образец до встраивания осознанного способа в контекст конкретной учебной деятельности.
Этапы урока | Традиционный | Метапредметный |
| Тему сообщает учитель | Тему формулируют учащиеся |
задач урока | Сообщает учитель | Формулируют учащиеся, определив границы знания и незнания |
деятельности учащихся | Сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели | Сами планируют способы достижения цели |
4.Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя выполняют различные задания. Применяется фронтальный метод организации деятельности | Учащиеся сами действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует |
контроля | Контроль осуществляет учитель | Обучающиеся сами осуществляют контроль. Взаимный контроль, самоконтроль. Учитель консультирует. |
6.Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя) |
7. Оценивание обучающихся | Учитель оценивает учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов товарищей) |
8 Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся что они запомнили | Рефлексия (сами проводят рефлексию, под руководством учителя) |
9. Домашнее задание | Объявляет и комментирует задание одно для всех | Обучающиеся выбирают задания из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей: 1. Базовое 2. Повышенный уровень 3. Творческое |
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Рассмотрим отличие традиционного урока от метапредметного
-Материал урока в учебнике рекомендуется переорганизовать в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер. Ребенок не только решает определенную задачу, но и логически объясняют ход решения, контролирует и проверяет себя, (производит самооценку).
-Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
-Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
-Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
-Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Особенности метапредметного занятия:
1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Примеры метапредметных категорий (метатемы):
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Порядок и хаос.
9. Знание и незнание.
У школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслит или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии — формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории — различные таблицы с данными; на геометрии — чертежи фигур и сами фигуры; на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Мы считаем, что именно в этих бездонных проблемах-воронках — тот импульс философско-методологического развития, который учащиеся могут получить на всю жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д
Начинать работу следует с первого класса. В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности УУД. Есть методические пособия, которые помогут учителю в работе. В УМК «Школьный старт» входят рабочая тетрадь для первоклассников (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.); методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В.,Теплицкая А.Г.) УМК «Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий и т.д.
Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так и на уровне всего образовательного учреждения. Предметом анализа являются данные мониторинга метапредметных УУД каждого ребенка, группы детей с одинаковыми результатами, класса в целом.
Диагностическая работа в четвертом классе проводится с целью определения у выпускников начальной школы уровня сформированности метапредметных результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий, как необходимого условия для продолжения обучения в основной школе.
Содержание диагностической работы определяется Кодификатором метапредметных результатов обучения, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241) и с учетом материалов раздела «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» Примерной образовательной программы начального и основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная и основная школа [сост. Е.С. Савинов], М., Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения). Содержание диагностической работы удовлетворяет требованиям к сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Мониторинг метапредметных УУД учащихся – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач предстоящей работы. Сравнение результатов мониторинга, полученных в 1, 2 и 3 классах, позволяет педагогу увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика. Это значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы. Данные мониторинга помогут педагогу еще раз оценить возможности своего УМК и выбранной методики обучения в решении задач развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия – образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.
Литература:
Диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога Автор: Битянова М.Р., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/03/20/diagnostika-metapredmetnyh-rezultatov
http://zankov.ru/news/new/article=2407/
http://pandia.ru/text/78/250/22539.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме "Метапредметный подход к созданию нового содержания образования"
Мастер - класс по теме "Метапредметный подход к созданию нового содержания образования" . Представлена статья, задания группам и буклет....
Материалы курсов "Метапредметный подход в образовании"
Программа формирования универсальных учебных действий Раздел «Личностные универсальные учебные действия» У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положитель...
Презентация: Метапредметный подход в образовании
Презентация: Метапредметный подход в образовании...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»
Форма проведения методщического совета: проблемная деловая играЦель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирова...
Методический семинар «Реализация метапредметного подхода на уроках технологии в условиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Презентация к конкурсу "Ученик года"...
Метапредметный подход в образовании
Метапредметный подход в образовании...
Метапредметный подход в образовании
Выступление на методическом объединении...