"Влияние системы оценивания на учебно-познавательную деятельность учащихся"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Мухина Ирина Геннадьевна

Сообщение на РМО учителей начальных классов по теме "Влияние системы оценивания на учебно-познавательную деятельность учащихся" и приложение в виде презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_rmo_2015.doc62.5 КБ
Файл rmo_2015.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов

Круглый стол «Мои методические находки»

Сообщение по теме

«Влияние системы оценивания

на учебно-познавательную деятельность учащихся»

Подготовила:

 учитель начальных классов

МБОУ оош № 19 г.Ногинска

Мухина И.Г.

Ногинск

2015 год                                   

     Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, т.к. оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Цель оценки - стимулировать познание.

     Современный оценочный компонент позволяет систематически получать обратную информацию о ходе совершения действия на основе сравнения результатов деятельности с выполняемой задачей. Ребёнок, контролируя свою работу, должен научиться её анализировать (рефлексировать) и адекватно оценивать. При этом необходима не только оценка качества работы, но и оценка своих действий.

     Эмоциональные переживания (чувство удовлетворения, радость победы над трудностями, счастье познания нового) в дальнейшем перерастут в потребность в творчестве, познании. Они и будут способствовать формированию положительной устойчивой учебно-познавательной мотивации.

     Назовем несколько способов оценивания:

  • Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой).
  • Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).
  • Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель (через дробь).
  • Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в «кредит».

     Оценивая работу детей, важна не отметка, а содержательная оценка - объяснение, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа, процесс деятельности. Содержательно оценивая учебную деятельность, её результаты и процесс, учитель задаёт определённые ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Как показывает школьная практика, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если вложили в неё много сил, независимо от конечного результата.

      В соответствии с ФГОС одним из планируемых результатов обучения является формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, т.е. формирование такого компонента учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности.        

     

     Как я работаю над формированием этого умения?

     Сначала разъясняю ребятам, как пользоваться критериями оценивания, обсуждаем  их коллективно. Накопив определённый опыт, дети сами предлагают несколько критериев, по которым следует оценивать свою работу или работу других учеников. Критерии зависят от темы урока, её цели и задач. Например:

  • задание выполнено верно, но с помощью других ребят;
  • выполнено верно и самостоятельно;
  • выполнено правильно и быстро;
  • выполнено аккуратно;
  • выполнено точно по заданному условию;
  • была проведена проверка, были найдены ошибки и др.

     Критерии выбираются в зависимости от задания. Важно выполнить задание по условию и суметь себя проконтролировать. Тогда критерии будут следующими:

  • выполнено точно по условию задания;
  • были самостоятельно найдены ошибки.

     

     На уроках технологии использую памятку «Оценка выполненной работы», по которой коллективно или в группах оцениваем выполненное изделие.

     На уроках литературного чтения при проверке домашнего задания сначала договариваемся с ребятами, по каким критериям нужно оценивать ответ, на что важно обратить внимание. Затем оцениваем ответ. При этом стараюсь добиваться аргументированного ответа.

     На первых этапах оценки ребят были субъективны (завышали оценку тем, кому симпатизируют, и наоборот). Но со временем многие уже стали понимать, что важно оценить именно ответ и доказать свое мнение, а не показать оценкой  свое отношение к однокласснику.  

     На уроках математики часто работаем с тестами в проверочных тетрадях. Это пособие способствует повышению интереса к изучению математики и формированию у учащихся умения проводить самоконтроль и самооценку полученных результатов, выявлять недостатки в усвоении учебного материала.

     Как организую работу с предметными тестами? Сначала знакомлю детей с нормами оценки результатов.

  • Например, в тесте 7 заданий базового уровня. В конце теста приводятся рисунки трех различных смайликов, которые помогают ученику зафиксировать, как он сам оценивает свой результат и какие выводы делает из этого.
  • Оценка «средне»  - правильное выполнение 4-х заданий, надо повторить те вопросы, по которым ты допустил ошибки.
  • Оценка «плохо» - правильное выполнение только 3-х заданий, надо поработать над вопросами этой темы.

     После выполнения теста каждый ученик еще раз проверяет свою работу и отмечает нужный смайлик (обводит, подчеркивает, отмечает галочкой и т.д.). Первоначально некоторые пропускали этот этап и сразу отмечали смайлик «хорошо», но сейчас  стали относиться к этому более ответственно.

     Затем организую проверку по заранее заготовленному шаблону на доске или называю ответы. После уточненной проверки ребята раскрашивают нужный смайлик.    

     После сравниваем результаты. И замечательно, если смайлик отмеченный и раскрашенный ребенком, совпадают. Т.к. чем больше совпадений, тем более глубокими являются математические знания и более развитыми становятся учебные действия по самоконтролю и самооценке.

     Такая форма работы развивает интерес ребенка к результатам своей деятельности, к овладению новыми знаниями и способами действий, стремлению к более успешным результатам учебной деятельности.

     

     Аналогичную работу провожу и на уроках окружающего мира в рабочих тетрадях после изучения нескольких тем курса.

     К работе одноклассников ребята относятся более критически, чем к собственной. В связи с этим стараюсь научить оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

     Например, на уроках математики, русского языка, окружающего мира провожу небольшие письменные работы (арифметический, словарный, графический диктанты). После выполнения диктанта ребята обмениваются своими работами и выполняют проверку и оценивание работы одноклассника по определенным критериям.     Сейчас многие ребята уже стали понимать, что важно оценить именно знания одноклассника, а не показать оценкой  свое отношение к нему.  

     Важно, чтобы как можно раньше была заложена основа будущей рефлексивной оценки - знания ученика о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение подготовила учитель начальных классов МБОУ оош № 19 Мухина И.Г. Влияние системы оценивания на учебно-познавательную деятельность учащихся

Слайд 2

Способы оценивания: Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (шкала качества и количества). Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель (через дробь). Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в «кредит».

Слайд 3

Планируемые результаты обучения (ФГОС) формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, т.е. формирование такого компонента учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности.

Слайд 4

Примерные критерии оценивания: задание выполнено верно, но с помощью других ребят; выполнено верно и самостоятельно ; выполнено правильно и быстро; выполнено аккуратно; выполнено точно по заданному условию; была проведена проверка, были найдены ошибки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно – познавательной деятельности."

Нужно помнить, что первичные причины, приводящие, в конечном счёте, к хронической неуспешности, могут быть различными...

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ очень актуальный материал....

«Развитие учебно-познавательных действий у учащихся через систему развивающих заданий при изучении словарных слов».

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным для учащихся - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы и, конечно, деятель...

Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»

Сообщение на тему «Система оценивания деятельности и художественно-творческих достижений учащихся на уроках изобразительного искусства»...

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебно- тренировочных занятиях.

В современном мире мотивация людей на любую деятельность является первостепенным фактором успешности. Ни для кого не секрет, что без положительной мотивации, без позитивного настроения, без желания, н...