«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_rebyonka_i_uchitelya_v_obrazovatelnom_prostranstve_nachalnoy_shkoly.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы».
Учитель начальных классов: Гусарова С.А
ГБОУ СОШ села Кошки.
ФГОС предлагает нам «портрет выпускника начальной школы:
Главной задачей для нас, учителей, становится не передача знаний, а воспитание успешного в жизни человека. Для этого ребенок должен стать не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса.
Конечным продуктом станет качество подготовки выпускника, качество личностных достижений, их метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы посредством формирования УУД как основы умения учиться.
Сегодня, как и вчера, Учитель является активным участником в становлении личности младшего школьника. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности, воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Учитель для ученика – проводник. Нет сомнения в том, что и сам учитель попадает при этом в новое культурное пространство, во взаимодополнительную систему «Учитель ↔ Ученик».
Особую значимость приобретает организация образовательного пространства школы для детей младшего школьного возраста. Правильно выстроенное пространство дает возможность действовать на объективные обстоятельства жизни детей в школе и на субъективную основу их личности.
Начальная школа – это место, где формируется и отрабатывается социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, формируется гуманистическая направленность. Младший школьник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.
Создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе освоения культурных образцов жизни, школа способна формировать тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы, а также корректировать профессиональную деятельность учителя.
Важно отметить, что кроме школьного пространства выделяется "я - пространство" (пространство личных переживаний, проблем и способов их решения; событийное пространство; пространство взаимоотношений и взаимодействия с детьми, педагогами; пространство предметное), пространство класса. Пространственную структуру класса можно представить в виде автономных зон: учебной, игровой, личностно-ориентированной.
В учебной зоне находятся столы учащихся и педагога, доска.
Игровое пространство выполняет в начальных классах роль амортизатора возрастного кризиса, способствует скорейшей адаптации ребенка к школе. Игровое пространство не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации.
Личностно-ориентированное пространство предназначено для индивидуального обучения, досуга, для более тесного общения на уроке, внеклассных мероприятиях.
Организация образовательного процесса у нас происходит на базе учебного комплекса - "Школа России".
Основополагающие принципы УМК «Школа России»:
• принцип воспитания гражданина России;
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип обучения в деятельности;
• принцип работы на результат;
• принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Выполнение проектов заложено в программе ООП НОО по предметам.
В начальной школе проекты позволяют наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома. Постоянная необходимость учащихся делиться новыми впечатлениями развивает речь и воображение. Аргументация своих идей, правильное построение сообщения, умение работать в группе, всё это помогает детям в различных видах работ, как на уроках, так и во внеурочное время. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. У нее много плюсов.
1.Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля
2.Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация.
3. Плюс проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
4.Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике.
Но есть и минусы.
1.Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
2. Что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Например,
учебные: в 1 классе: «Книжки - малышки», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Самая красивая буква», «Моё любимое домашнее животное», Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас;
Во 2 классе работали над проектами «Пишем письмо», «Рифма», «И в шутку, и всерьёз». Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах; Измерения (что меряют, чем меряют);
В 3 классе – «Рассказ о слове», «Семья слов», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках». Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии;
В программе для 4 класса предусмотрена работа над проектами «Похвальное слово», «Говорите правильно!», «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Пословицы и поговорки» и т.д. Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
творческие: «В гостях у королевы Золотой осени и осенних братьев месяцев», «Первооткрыватели космоса»; «Буква Ё и трудности еЁ», «Охранять природу – значит охранять Родину».
исследовательские: «Семь чудесных мест села Кошки», «Моя родословная», «Бессмертный полк», «Письмо моему прадедушке», «Компьютер – польза или вред?», «Культура моего народа», «Почему листья на деревьях желтеют?», «Причины вымирания кенгуру».
Ученики со своими проектами являются победителями и призерами школьных, муниципальных, окружных и региональных исследовательских конкурсов: «Гражданин Самарской области», «Юный исследователь», «Первые шаги в науке», победителями всероссийских заочных конференций.
Таким образом, младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы
Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, со...
Основные подходы к созданию здоровье-сберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы
Здесь даны основные критерии по созданию здоровье-сберегающей среды для младшего школьника...
Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий в образовательном пространстве начальной школы
Коллектив – исключительно сложная духовная мощность…...
«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»
Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми – вот основные составляющие деятельности ребенка...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы....
Тема: «Возможности использования элементов технологий образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве начальной школы»
Представляю работу робототехники.С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизирован...