Развитие у учащихся познавательных потребностей в общеобразовательной организации
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Актуальность проблемы развития познавательной деятельности обучающихся обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в
основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую
разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.В процессе исследования изучены особенности развития познавательного интереса,
познавательной деятельности, познавательных потребностей, мотивационной сферы у
младших школьников. Выявлены методы активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста (ролевая и дидактические игры, дискуссии, проектная деятельность, решение ситуационных задач).
Проведенное исследование позволит обеспечить:
- применение оптимальных педагогических технологий в учебно-воспитательном
процессе,
-развитие мотивационной сферы обучающихся и информационно-образовательной
среды на уроках русского языка посредством применения активных методов обучения:
ролевые и дидактические игры, дискуссия, проектная деятельность, решение ситуационных задач.
Результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в различных общеобразовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Глазунова М.В., учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 224, г. Москва
Развитие у учащихся познавательных потребностей
в общеобразовательной организации
В число приоритетных задач развития нашей страны входит необходимость проведения научных исследований, обеспечивающих выработку педагогических и методических подходов в области применения инновационных технологий в образовательном процессе.
Сегодня в системе образования центром внимания является ученик, его личность,
неповторимый внутренний мир. Поэтому основной целью современного учителя можно
считать - выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые
оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
При анализе публикаций по проблеме исследования установлено, что познавательные потребности применительно к младшему школьному возрасту: это такие потребности,
которые представляют собой необходимость в сознательном, активном, творческом познании окружающего мира, обладает интегративным свойством, влияющим на формирование личности младшего школьника, становится субъектом учебной деятельности на этапе начального общего образования.
Специфическими особенностями познавательных потребностей младших школьников являются следующие: стремление к познанию нового, проявление интеллектуальной,
эмоциональной, социальной готовности к познавательной деятельности, регулярного умственного труда; выполнение ролевой позиции школьников; активному проявлению в
учебной деятельности качеств личности, особенно важными являются стремление к прилежанию, познавательному интересу, дисциплинированности, ответственности, познавательной активности, уверенности, которые определяют обучающихся как субъектов познания.
Актуальность проблемы развития познавательной деятельности обучающихся обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в
основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую
разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.
Проблемы формирования потребностей обучающихся изучали: Д. Аткинсон, Б.
Брентано, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.С. Могун, В.Н. Мясищев, К. Платонов и другие исследователи.
Определено влияние успешности учебного процесса и связанных с ним новообразований личности школьника на формирование его познавательных потребностей. Все эти
вопросы представлены в работах Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.К.
Марковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной. Практические изыскания в данной области
освещены в работах Л.И. Божовича, Л.П. Кичатинова, Л.С. Славиной.
Однако, проанализировав различную научно-методическую, педагогическую и психологическую литературу выявлено, что методы, обеспечивающие активизацию
познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка недостаточно используются в педагогической практике учителей начальной школы.
У младших школьников познавательное развитие рассматривается как сложный
комплексный феномен, который предполагает развитие восприятия и мышления, а также
памяти, внимания и воображения. Данные процессы позволяют ориентировать школьника
в окружающем мире, в себе самом, определяют его предметную деятельность.
В период младшего школьного возраста происходит формирование познавательных
потребностей, в связи с тем, что младшие школьники приобретают возможности инициативной преобразующей активности. Основные познавательные потребности представляют собой некоторую форму деятельности, которая обеспечивает стремление школьника к обнаружению нового (исследовательская, поисковая активность).
В данный возрастной период основными вопросами являются: «Почему?», «Зачем?»,
«Как?». Учащиеся младшего возраста стремятся к поиску ответов на интересующие вопросы самостоятельно, используя свой маленький опыт для объяснения непонятных явлений.
Познавательный интерес, внимательное и самостоятельное изучение информации,
желание познать все интересующее - характерные особенности младших школьников.
Обучающиеся часто проявляют инициативу, наблюдают, стремятся познать явления живого и неживого мира.
Во многом степень познавательной активности зависит от самих учащихся. На это
влияет их воспитанность, сознательность, любознательность и волевые усилия. Перед педагогами всегда была актуальна проблема активизации познавательной деятельности
учащихся.
Решение данной проблемы способствует развитию умения к логическому мышлению, поиску истины, однако для осуществления познавательных действий, необходимо,
чтобы учитель создавал специальные учебные ситуации, вынуждающие обучающегося к
познавательному поиску.
При анализе педагогического опыта, установлено, что учащиеся с удовольствием
принимают такие предложения и на протяжении урока увлеченно работают над ситуационными учебными задачами, решая данную проблему.
Познавательная потребность может формироваться в учебном процессе посредством
предметной содержательной деятельности и складывающихся отношений между школьниками в ходе реализации учебных действий. В данном аспекте активизации учебных действий способствует применение новизны учебной информации, элементов проблемности в обучении, необходимо привлекать интересные предметные данные, показывать значимость нового знания, умения, навыка, организовывать самостоятельную познавательную работу творческого характера, организовывать взаимообучение, взаимоконтроль учащихся и т.д.
При активном восприятии и осмыслении учебного материала большое значение
приобретает педагогический опыт учителя в том, чтобы придать изучаемому материалу
увлекательный характер, сделать его личностно значимым и интересным.
Основная задача учителя в процессе организации эффективной образовательной деятельности является включение в изучаемый материал занимательных элементов, новых и неизвестных фактов, что будет способствовать развитию предметного интереса и формированию познавательной потребности у учащихся.
При изучении факторов формирования познавательной деятельности одним из важных является понимание школьниками необходимости в изучении той или иной учебной
информации. В процессе развития познавательного интереса к предметному учебному материалу большое значение имеет методические подходы к преподаванию данной предметной области.
Познавательные потребности характеризуются предметной содержательной частью,
способами ее удовлетворения. По мнению многих исследователей (Давыдов В.В., Божович Л.И.) познавательная потребность зависит от новых эмоций и впечатлений.
В условиях, когда у учащегося не актуализирована и не востребована познавательная потребность, которая обеспечивает подготовку к образовательной деятельности,
наблюдается снижение возможностей в переходе к более активным формам поведения.
Структура познавательной потребности включает в себя следующие компоненты:
активность, потребность в активизации умственной деятельности и непосредственное
удовольствие от результативного умственного труда. Предложенная структура позволяет
определить, что познавательная потребность, представляет собой потребность в познании,
потребность в достижении, потребность в успехе.
Исследователями (Юркевич В.С., Эльконин Д.Б.) выделены основные особенности
познавательных потребностей. Во-первых, потребность в новом виде информации, которая может отражать знания, явления, свойства изучаемого, во-вторых, потребность – это то, что невозможно полностью удовлетворить, тесно сопряжена с положительным эмоциональным состоянием школьника. При анализе характера отношения школьников к обучению, обнаружено, что наиболее важными моментами, раскрывающими психологическую сущность данного отношения, является совокупность мотивов, определяющих содержательную часть учебной мотивации младшего школьника.
В условиях современной школы большое внимание уделяется процессу формирования у школьников позитивного отношения к образовательной деятельности, например,
применение разнообразных методов проблемного и развивающего обучения; стремятся
успешно сочетать разные методы обучения, формы индивидуального, коллективного и
группового взаимодействия. Учитывая такое разнообразие педагогических усилий, стоит
отметить, что интересы к учению в начальной школе находятся в неизменном виде, не
наблюдается рост в сознательном, активном, внутреннем познавательном интересе, который нужен для эффективного и результативного процесса учения.
В процессе исследования изучены особенности развития познавательного интереса,
познавательной деятельности, познавательных потребностей, мотивационной сферы у
младших школьников. Выявлены методы активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста (ролевая и дидактические игры, дискуссии, проектная деятельность, решение ситуационных задач).
Проведенное исследование позволит обеспечить:
- применение оптимальных педагогических технологий в учебно-воспитательном
процессе,
-развитие мотивационной сферы обучающихся и информационно-образовательной
среды на уроках русского языка посредством применения активных методов обучения:
ролевые и дидактические игры, дискуссия, проектная деятельность, решение ситуационных задач.
Результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в различных общеобразовательных организациях.
Список литературы
1. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование / Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволкина //
Справочник заместителя директора школы. – 2010. – № 3. – С. 49-61.
2. Парубченко, Л.Б. Орфография и пунктуация / Л. Б. Порубченко - Барнаул: Издво Алт. гос. ун-та, 2013. - 328 с.
3. Сундарева, Е.А. Организация знакомства с типами речи в учебниках русского
языка для начальной школы / Е.А. Сундарева, М.А. Васильева // Современные проблемы
науки и образования. – 2016. – № 2. //URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24442 (дата обращения: 20.01.2017).
4. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе / Е. Шимутина // Народное
образование. - 2009. - № 2. - С. 172-179
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у учащихся познавательной компетентности.
В начальных классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отлич...
Содержание и форма научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации разными средствами в достижении результатов образования
Содержание и форма работы....
Содержание и форма научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации разными средствами в достижении результатов образования
Планируемые результаты.Научно-методическое сопровождение....
Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»
Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...
Приказ О проведении городского конкурса чтецов среди учащихся 2-4 классов общеобразовательных организаций города Когалыма
в 2018-2019 уч.году...
Приказ О проведении городского конкурса чтецов среди учащихся 2-4 классов общеобразовательных организаций города Когалыма
№9 10.01.2019...
Приказ об итогах проведения городского конкурса чтецов среди учащихся 2-4 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021-2022 учебном году.
Приказ об итогах проведения городского конкурса чтецов среди учащихся 2-4 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021-2022 учебном году....