Развитие у учащихся познавательных потребностей в общеобразовательной организации
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Актуальность проблемы развития познавательной деятельности обучающихся обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в

основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую

разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.В процессе исследования изучены особенности развития познавательного интереса,

познавательной деятельности, познавательных потребностей, мотивационной сферы у

младших школьников. Выявлены методы активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста (ролевая и дидактические игры, дискуссии, проектная деятельность, решение ситуационных задач).

Проведенное исследование позволит обеспечить:

- применение оптимальных педагогических технологий в учебно-воспитательном

процессе,

-развитие мотивационной сферы обучающихся и информационно-образовательной

среды на уроках русского языка посредством применения активных методов обучения:

ролевые и дидактические игры, дискуссия, проектная деятельность, решение ситуационных задач.

  Результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в различных общеобразовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Глазунова М.В., учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 224, г. Москва

Развитие у учащихся познавательных потребностей

в общеобразовательной организации

   В число приоритетных задач развития нашей страны входит необходимость проведения научных исследований, обеспечивающих выработку педагогических и методических подходов в области применения инновационных технологий в образовательном процессе.

Сегодня в системе образования центром внимания является ученик, его личность,

неповторимый внутренний мир. Поэтому основной целью современного учителя можно

считать - выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые

оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

При анализе публикаций по проблеме исследования установлено, что познавательные потребности применительно к младшему школьному возрасту: это такие потребности,

которые представляют собой необходимость в сознательном, активном, творческом познании окружающего мира, обладает интегративным свойством, влияющим на формирование личности младшего школьника, становится субъектом учебной деятельности на этапе начального общего образования.

Специфическими особенностями познавательных потребностей младших школьников являются следующие: стремление к познанию нового, проявление интеллектуальной,

эмоциональной, социальной готовности к познавательной деятельности, регулярного умственного труда; выполнение ролевой позиции школьников; активному проявлению в

учебной деятельности качеств личности, особенно важными являются стремление к прилежанию, познавательному интересу, дисциплинированности, ответственности, познавательной активности, уверенности, которые определяют обучающихся как субъектов познания.

   Актуальность проблемы развития познавательной деятельности обучающихся обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в

основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую

разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности.

Проблемы формирования потребностей обучающихся изучали: Д. Аткинсон, Б.

Брентано, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.С. Могун, В.Н. Мясищев, К. Платонов и другие исследователи.

Определено влияние успешности учебного процесса и связанных с ним новообразований личности школьника на формирование его познавательных потребностей. Все эти

вопросы представлены в работах Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.К.

Марковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной. Практические изыскания в данной области

освещены в работах Л.И. Божовича, Л.П. Кичатинова, Л.С. Славиной.

   Однако, проанализировав различную научно-методическую, педагогическую и психологическую литературу  выявлено, что методы, обеспечивающие активизацию

познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка недостаточно используются в педагогической практике учителей начальной школы.

  У младших школьников познавательное развитие рассматривается как сложный

комплексный феномен, который предполагает развитие восприятия и мышления, а также

памяти, внимания и воображения. Данные процессы позволяют ориентировать школьника

в окружающем мире, в себе самом, определяют его предметную деятельность.

В период младшего школьного возраста происходит формирование познавательных

потребностей, в связи с тем, что младшие школьники приобретают возможности инициативной преобразующей активности. Основные познавательные потребности представляют собой некоторую форму деятельности, которая обеспечивает стремление школьника к обнаружению нового (исследовательская, поисковая активность).

   В данный возрастной период основными вопросами являются: «Почему?», «Зачем?»,

«Как?». Учащиеся младшего возраста стремятся к поиску ответов на интересующие вопросы самостоятельно, используя свой маленький опыт для объяснения непонятных явлений.

  Познавательный интерес, внимательное и самостоятельное изучение информации,

желание познать все интересующее - характерные особенности младших школьников.

Обучающиеся часто проявляют инициативу, наблюдают, стремятся познать явления живого и неживого мира.

  Во многом степень познавательной активности зависит от самих учащихся. На это

влияет их воспитанность, сознательность, любознательность и волевые усилия. Перед педагогами всегда была актуальна проблема активизации познавательной деятельности

учащихся.

  Решение данной проблемы способствует развитию умения к логическому мышлению, поиску истины, однако для осуществления познавательных действий, необходимо,

чтобы учитель создавал специальные учебные ситуации, вынуждающие обучающегося к

познавательному поиску.

  При анализе педагогического опыта, установлено, что учащиеся с удовольствием

принимают такие предложения и на протяжении урока увлеченно работают над ситуационными учебными задачами, решая данную проблему.

  Познавательная потребность может формироваться в учебном процессе посредством

предметной содержательной деятельности и складывающихся отношений между школьниками в ходе реализации учебных действий. В данном аспекте активизации учебных действий способствует применение новизны учебной информации, элементов проблемности в обучении, необходимо привлекать интересные предметные данные, показывать значимость нового знания, умения, навыка, организовывать самостоятельную познавательную работу творческого характера, организовывать взаимообучение, взаимоконтроль учащихся и т.д.

  При активном восприятии и осмыслении учебного материала большое значение

приобретает педагогический опыт учителя в том, чтобы придать изучаемому материалу

увлекательный характер, сделать его личностно значимым и интересным.

Основная задача учителя в процессе организации эффективной образовательной деятельности является включение в изучаемый материал занимательных элементов, новых и неизвестных фактов, что будет способствовать развитию предметного интереса и формированию познавательной потребности у учащихся.

  При изучении факторов формирования познавательной деятельности одним из важных является понимание школьниками необходимости в изучении той или иной учебной

информации. В процессе развития познавательного интереса к предметному учебному материалу большое значение имеет методические подходы к преподаванию данной предметной области.

  Познавательные потребности характеризуются предметной содержательной частью,

способами ее удовлетворения. По мнению многих исследователей (Давыдов В.В., Божович Л.И.) познавательная потребность зависит от новых эмоций и впечатлений.

В условиях, когда у учащегося не актуализирована и не востребована познавательная потребность, которая обеспечивает подготовку к образовательной деятельности,

наблюдается снижение возможностей в переходе к более активным формам поведения.

Структура познавательной потребности включает в себя следующие компоненты:

активность, потребность в активизации умственной деятельности и непосредственное

удовольствие от результативного умственного труда. Предложенная структура позволяет

определить, что познавательная потребность, представляет собой потребность в познании,

потребность в достижении, потребность в успехе.

  Исследователями (Юркевич В.С., Эльконин Д.Б.) выделены основные особенности

познавательных потребностей. Во-первых, потребность в новом виде информации, которая может отражать знания, явления, свойства изучаемого, во-вторых, потребность – это то, что невозможно полностью удовлетворить, тесно сопряжена с положительным эмоциональным состоянием школьника. При анализе характера отношения школьников к обучению, обнаружено, что наиболее важными моментами, раскрывающими психологическую сущность данного отношения, является совокупность мотивов, определяющих содержательную часть учебной мотивации младшего школьника.

В условиях современной школы большое внимание уделяется процессу формирования у школьников позитивного отношения к образовательной деятельности, например,

применение разнообразных методов проблемного и развивающего обучения; стремятся

успешно сочетать разные методы обучения, формы индивидуального, коллективного и

группового взаимодействия. Учитывая такое разнообразие педагогических усилий, стоит

отметить, что интересы к учению в начальной школе находятся в неизменном виде, не

наблюдается рост в сознательном, активном, внутреннем познавательном интересе, который нужен для эффективного и результативного процесса учения.

  В процессе исследования изучены особенности развития познавательного интереса,

познавательной деятельности, познавательных потребностей, мотивационной сферы у

младших школьников. Выявлены методы активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста (ролевая и дидактические игры, дискуссии, проектная деятельность, решение ситуационных задач).

Проведенное исследование позволит обеспечить:

- применение оптимальных педагогических технологий в учебно-воспитательном

процессе,

-развитие мотивационной сферы обучающихся и информационно-образовательной

среды на уроках русского языка посредством применения активных методов обучения:

ролевые и дидактические игры, дискуссия, проектная деятельность, решение ситуационных задач.

  Результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в различных общеобразовательных организациях.

Список литературы

1. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование / Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволкина //

Справочник заместителя директора школы. – 2010. – № 3. – С. 49-61.

2. Парубченко, Л.Б. Орфография и пунктуация / Л. Б. Порубченко - Барнаул: Издво Алт. гос. ун-та, 2013. - 328 с.

3. Сундарева, Е.А. Организация знакомства с типами речи в учебниках русского

языка для начальной школы / Е.А. Сундарева, М.А. Васильева // Современные проблемы

науки и образования. – 2016. – № 2. //URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24442 (дата обращения: 20.01.2017).

4. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе / Е. Шимутина // Народное

образование. - 2009. - № 2. - С. 172-179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у учащихся познавательной компетентности.

В начальных  классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отлич...

Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»

Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...

Приказ об итогах проведения городского конкурса чтецов среди учащихся 2-4 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021-2022 учебном году.

Приказ об итогах проведения городского конкурса чтецов среди учащихся 2-4 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2021-2022 учебном году....