Формирование метапредметных результатов в начальной школе –повышения качества образования
статья на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных результатов в начальной школе –повышения качества образования

(из опыта работы учителя начальных начальных классов МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области »)

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция - «умение учиться», которое - предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Слайд 2    Что такое метапредмет?

Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;

Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительно-деятельностный тип интеграции учебного материала;

Метапредмет – это новая образовательная форма.

Слайд 3    Метапредметы (по Ю.В. Громыко)

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

Слайд 4    Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)

Метапредметные  результаты   включают освоенные  обучающимися                              универсальные    учебные действия    (познавательные, регулятивные,                                                               коммуникативные) обеспечивающие овладение, ключевыми компетенциями)                                                                                 составляющими основу, умения учиться.  

Слайд 5    Новый результат.  ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ                                                                                                                                                                                              Слайд 6  Особенности метапредметного занятия

  1. Это интегрированное занятие.
  2. Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
  5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Слайд 7. Основное содержание оценки метапредметных результатов   строится  вокруг  умения  учиться – совокупности  способов  действий, обеспечивающих  способность обучающихся  к  самостоятельному усвоению  новых  знаний  и  умений.

Слайд 8. Формирование метапредметных  компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определённых технологий обучения: развивающего мышления; развитие критического мышления через письмо и чтение; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);

технологический компонент личностно-развивающего урока;

метод проектов;  исследовательская деятельность.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

   Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы, рисунки.

Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки: - индивидуальные, групповые, фронтальные; - устный и письменный опрос. 

Методы контроля: наблюдение, проектирование,тестирование.

Инструментарий контроля: лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, мониторинг.    

Слайд 9    Для формирования регулятивных УУД   подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например  с выводом в рамке. В учебниках математики с 1 класса даются задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата вычислений; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений, планированию решения задачи и прогнозировать результат, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности (наблюдение над свойствами чисел, операций арифметических действий, зависимостей между величинами).

Структура изложения содержания учебного материала в учебниках (парная и коллективная деятельность, «интеллектуальный марафон», «дифференцированные задания», «творческие задания», «информационный поиск», тренинговые и проверочные задания)  позволяет строить урок с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и  организовывать учебную деятельность так, что  дети получают возможность учиться:

— принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с ней;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.

Слайд 10 Формированию регулятивных универсальных учебных действий служит и система заданий. Уже при обучении по «Букварю» даются задания на самопроверку  результата, оценку результата,  коррекцию (Найди и исправь ошибку), взаимоконтроль;

  • поиск информации в предложенных источниках;
  • задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений;
  • контрольный опрос на определенную проблему;
  • Проектная деятельность.

Слайд 11 Для формирования коммуникативных УУД  предлагаются задания:

         составь задание партнеру;

  • представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
  • составь рассказ от имени героя;
  • составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
  • отзыв на работу товарища;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...»;
  • «опиши устно...»;
  • «объясни...» и т. д.


Слайд 12 Содержание учебников УМК «Гармония» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала (развороты истории и конкурсные задачи по математике, картинная галерея в литературном чтении, исторические справки о происхождении слов русского языка, опыты и элементы исследования в окружающем мире) развиваются познавательные интересы, любознательность.

Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.

Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам  нацелены на формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения.

Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.

Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.

Для формирования познавательных УУД  подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание:

  • сравни;
  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

 Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
 Итоговая работа
   по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»  
В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»,  т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Цель предлагаемой контрольной работы – оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом. 

Слайд 13. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Личностные

Жизненное самоопределение

Нравственно-этическая ориентация

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)

Познавательные

общеучебные

Моделирование (перевод устной речи в письменную)

Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Широкий спектр источников информации

Коммуникативные

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Слайд 14 Например каждый урок технологии дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства.

Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческому самовыражению.

Важнейшей уроков является связь с другими предметами, такими как

математика, окружающий мир, история, литература. Практически на каждом уроке детям приходится работать со схемой, чертежом, геометрическими фигурами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке математики. Так, в 1 – 2 классах  ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на уроке технологии применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику. Во 2м классе дети знакомятся с игрой «Пифагор», где нужно самостоятельно разметить квадрат и выполнить из его частей плоскостное моделирование. Выявляя свойства получившихся геометрических фигур (равные стороны, прямые углы), необходимо

правильно сложить фигурку, что не так уж легко.

Во 2  классе  особое место занимает тема «Симметричное вырезание». Учащиеся узнают, что такое  ось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатся правильно складывать бумагу. Далее эти знания применяются при составлении орнамента. Кроме того, необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить периметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.

При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги), происхождению необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка). Мы обращаемся к истории возникновения матрешки, глиняной игрушки, мозаики. То есть технология тесно переплетается с историей.

Знания ребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков, фигурок животных и т. д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященные разным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы о растениях и животных.

Уроки технологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т. к. ему приходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, макраме, барельеф, горельеф, орнамент...).

Большой интерес вызывают уроки, на которых происходит знакомство с разными профессиями. Тема «Веселый парикмахер» помогла не только выявить особенности этой профессии и запомнить слова, которыми пользуется парикмахер (стрижка, завивка, окраска, мелирование, укладка), узнать сведения из истории модных причесок, но и самим

попробовать сделать «прическу», а главное — понять, что это нелегкий труд.

Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.

Приятно услышать в конце урока: «Я сделал сам! У меня получилось!» Видеть, как горят глаза детей, как появляется желание сделать дома подобную работу и подарить ее близким людям, как пробуждается в сердцах малышей фантазия и дух творчества.

Слайд 15 На столах лежит фрагмент урока технологии во 2- ом классе, где прописаны метапредметные ууд

Тема: Симметричное вырезание.

Слайд 16. Участие учащихся начальной школы в метапредметных кружках: Умники и умницы, Юный исследователь, В мире животных, Крохотки, Информатика в играх и задачах и т.д.

Слайд 17Достижение метапредметных результатов фиксируется в форме таблицы.

Слайд 18 Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том,

что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

Объекты формирования метапредметных результатов в начальной школе

Формирование самооценки младшего школьника...

«Формирование метапредметных результатов в начальной школе»

Дается кратткое описание того, что такое метапредметность и для чего она нужна?.. ФГОС НОО требует от нас ,чтоб в начальных классах уже мы должны сформировать у детей метапредметные результаты....

Педсовет по теме: «Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС»

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем раз...

«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»

Выступление по теме:«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»...

Метапредметные результаты обучения - важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС

Сегодня уделяется большое значение формированию метапредметных результатов....