План работы учителя – наставника
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы учителя – наставника | 46.79 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
учителя – наставника Ванзатовой Б.Р.
с молодым специалистом Кобылкиной М.С.
на 2016 – 2017 учебный год
Цель работы: | развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста в рамках требований ФГОС; |
Задачи: | оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательного процесса; создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога; развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. |
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: | Кобылкина Маргарита Сергеевна |
Образование: | Среднее специальное |
Какое учебное заведение окончил: | БРПК |
Год окончания учебного заведения: | 2016 |
Специальность по диплому: | Учитель начальных классов |
Педагогический стаж: | - |
Место работы: | МАОУ СОШ № 65 им. Г.С.Асеева г.Улан-Удэ |
Предмет: | русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, физ-ра |
Учебная нагрузка: | 18 часов |
Классы: | 1 «д» |
Классное руководство: | 1 «д» |
Квалификационная категория: | - |
Сведения об учителе – наставнике
Фамилия, имя, отчество: | Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна |
Образование: | высшее |
Какое учебное заведение окончил: | БГПИ |
Год окончания учебного заведения: | 1993 |
Специальность по диплому: | учитель начальных классов |
Педагогический стаж: | 22 года |
Место работы: | МАОУ СОШ № 65 им. Г.С.Асеева г.Улан-Удэ |
Предмет: | русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, физ-ра |
Учебная нагрузка: | 34 часа |
Классы | 2з, 3г |
Квалификационная категория: | - |
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий | Формы и методы | Срок исполнения | Конт-роль | ||
Работа по предмету | Воспитательная работа | Работа с нормативной документацией | |||
1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК «Перспектива». 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 3.Посещение уроков с последующим анализом. | 1.Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса. 2. Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников.
| 1.Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2016-2017 уч. год, документы строгой отчетности), Ведение школьной документации (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)» | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Сентябрь – октябрь ноябрь | Контроль ведения журнала, личных дел учащихся, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. |
1.Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование). 2.Посещение уроков, оказание методической помощи. 3.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. 4.Работа с ученическими тетрадями». | Организация работы с родителями. Тематика родительских собраний. 2. Совместная разработка программы внеурочной деятельности, календарного планирования. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия. | Изучение документации об организации внеурочной деятельности. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | ноябрь | Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима. |
1.«Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». 2.«Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». Совместная разработка макета портфолио ученика 1 класса. 3. Русский язык и литературное чтение в УМК «Перспектива». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия» | 1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» 2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Декабрь | Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. |
1.«Индивидуальный подход в организации учебной деятельности» 2.«Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся» 3.Уроки математики в УМК «Перспектива» Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | 1. Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций» | 1.Составление аналитических справок. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Январь | Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа. Контроль ведения школьной документации. |
1.«Методы активизации познавательной деятельности учащихся» 2. «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» 3. Уроки окружающего мира в УМК «Перспектива». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. | 1.Индивидуальные беседы с родителями | 1. Изучение документов по ФГОС. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Февраль | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
1.Оказание помощи в подготовке и проведении открытого урока. 2. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. 3. «Домашнее задание: как, сколько, когда» | 1. «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями». 2. Трудная пед.ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) | 1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | Март | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио |
1.Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя. 2.Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы 3. Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом. 4.Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | Наставничество, самообразование, посещение уроков. | апрель | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. | ||
1.Подведение итогов работы за год. 2.Подготовка характеристики молодого специалиста. | 1.Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. | 1. Отчет о результатах наставнической работы. | Наставничество | Май | Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы) |
Анализ работы с молодыми специалистами МОУ СОШ №5
в 2013-2014 учебном году
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там.
В целях оказания помощи начинающим учителям в профессиональной адаптации, повышения методического уровня преподавания предмета и стимулирования мотивации творческого саморазвития молодых специалистов в течение 2013-2014 учебного года на базе МОУ СОШ №5 продолжала работать «Школа молодого учителя».
Целью которой было оказание практической помощи в становлении и успешном продвижении молодого учителя к профессии.Учиться быть учителем.
Задачи:
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
- создать комфортные условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей;
ориентировать молодых педагогов на работу в направлении реализации ФГОС.
На начало учебного года количество молодых специалистов составляло 2 учителя: Данилян Денис Иванович- учитель физической культура, Мурадов Владимир Станиславович- учитель информатики.
Работа с молодыми специалистами осуществлялась не только силами администрации школы, но в большей степени опытными учителями – наставниками. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Функционирование «Школы молодого учителя» координировала зам дир по УВР Миранова Г.С.
Целью работы с молодыми учителями в рамках Школы молодого педагога было:
1. Помочь адаптироваться учителю в коллективе.
2. Определить уровень профессиональной подготовки.
3. Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
4. Формировать творческую индивидуальность молодого учителя.
№ | Наставник | должность | Молодой специалист | должность |
1 | Казаров О.Г. | Руководитель МО учителей физ. культуры и ОБЖ | Данилян Д.И. | Учитель физ. культуры |
2 | Галустова С.А. | Учитель информатики | Мурадов В.С. | Учитель информатики |
Работа велась по следующим направлениям деятельности:
- Школьная документация;
- Организация учебно-воспитательного процесса;
- Методическое сопровождение молодого учителя;
- Организация воспитательной работы в классе;
- Социология образования;
- Психологические основы адаптации молодого специалиста.
Индивидуальные планы работы наставников с молодыми специалистами включали в себя следующие вопросы обучения
работу по:
- разработке рабочих программ по предмету;
- разработку поурочных планов;
- планирование внеклассной работы;
- использование молодыми специалистами на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- участие в оформлении кабинета школы и организации работы в них учащихся;
- включение молодых специалистов а в работу школьного МО;
- выбор и разработка с помощью своего руководителя одной методической темы и работы над ней;
- проведение открытых уроков.
Кроме того, в течение учебного года было организовано посещение молодыми учителями практических семинаров, курсовых мероприятий согласно графику отдела образования. Практический семинар на базе нашей школы дал толчок для развития и самообразования молодых педагогов. Молодыми специалистами были посещены открытые уроки учителей высшей и первой категории района в рамках Дней открытых дверей.
Курсовую подготовку по предмету в течение года на базе СКИРО ПК и ПРО прошел Данилян Д.И. в количестве 78 часов.
Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом со слабой методической подготовкой. Имея огромный запас теоретических знаний, полученных в институте, учитель зачастую не знает, как их применять на практике: он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. С этой цель наставники посещали уроки молодых специалистов, проводили совместные анализы и самоанализы посещенных уроков.
В целом, задачи, поставленные перед «Школой молодого учителя» на 2013-2014 учебный год, выполнены. Однако в следующем году следует продолжить работу с молодыми специалистами по следующим вопросам:
1. Владение молодыми специалистами нормативной базой преподавания предметов;
2. Работа молодых учителей над темами самообразования;
3. Работа со школьной документацией.
4. Активизация участия молодых специалистов в различных творческих конкурсах, мероприятиях.
5. Активизация работы Школы молодых педагогов образовательных учреждений.
Зам дир по УВР Миранова Г.С.
Мониторинг работы с молодыми специалистами
Организация мониторинга
Первый год работы
№ | Проблема | Методы | Выход |
1 | Степень готовности учителя-стажера к работе в школе | Собеседование. | Приказ о назначение наставника, составление Учебного плана стажера. |
2 | Знание стажером программы по предмету, умение составлять тематическое планирование. | Собеседование, инд. консультации. | Проверка тематического планирования. |
3 | Постановка задач урока (образовательных, развивающих, воспитательных). | Практическое занятие. | Проверка поурочных планов. |
4 | Работа со школьной документации. | Практическое занятие, изучение ведения документации | Совещание при зам. директора УВР |
5 | Владение общей и частной методикой. | Посещение уроков, наблюдение, беседа. | МО учителей-предметников. |
6 | Знание программного материала и возрастной психологии. | Наблюдение, тест «Оценка знания юношеской психологии». | Справка наставника |
7 | Трудности, возникающие в работе стажера. | Анкета, беседа. | Организация помощи. |
8 | Саморазвитие учителя –стажера. | Выбор темы, составление, плана, изучение литературы. | Доклад по теме саморазвития на школьном МО |
9 | Взаимодействие с педагогическим, ученическим и родительским коллективами | Анкетирование, собеседование, посещение собраний и классных мероприятий. | Справка наставника. |
10 | Анализ и самоанализ урока. | Взаимопосещение уроков стажера и наставника, анализ | Заседание ШМУ. |
Второй год.
№ | Проблема | Методы | Выход |
1 | Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. | Совместная работа наставника и молодого учителя. | Занятие ШМУ |
2 | Результативность работы учителя | Уроки активного контроля | Справка наставника |
3 | Методика проведения родительских собраний. | Взаимопосещение собраний, анализ. | Занятие ШМУ |
4 | Работа с тетрадями, дневниками, личными делами обучающихся. | Проверка документации, собеседование. | Справка наставника |
5 | Составление характеристики ученика. | Практическое занятие. | Составление характеристики. |
6 | Конфликты в работе начинающего учителя. | Тест, беседа с психологом. | Оказание помощи. |
7. | Степень комфортности молодого учителя в педагогическом коллективе. | Тест | Справка психолога |
11 | Саморазвитие молодого учителя. | Работа над методической темой, изучение литературы. | Доклад по теме саморазвития на ШМО. |
12 | Анализ и самоанализ урока. | Взаимопосещение уроков учителя и наставника, анализ | Заседание ШМУ. |
Третий год.
№ | Проблема | Методы | Выход |
1 | Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | Посещение классных часов, внеклассных мероприятий по предмету, анализ | Занятие ШМУ |
2 | Методика активизации познавательной деятельности обучающихся. | Уроки активного контроля | Справка зам директора по УВР |
3 | Стимулирование педагогической активности | Анкетирование, вовлечение молодого специалиста в общественную деятельность | Участие в работе МО, в творческих группах и т. д. |
4 | Развитие творческих способностей учителя и обучающихся. | Анализ участия в олимпиадах, конкурсах. | Справка зам директора по УВР |
5 | Самооценка молодого специалиста. | Тест- опросник. | Заполнение листа самооценки. |
6 | Саморазвитие молодого учителя. | Выбор темы, составление плана, изучение литературы | Доклад по теме саморазвития на школьном МО. |
7 | Анализ и самоанализ урока. | Взаимопосещение уроков учителя и наставника, анализ. | Справка зам. директора по УВР. |
8 | Профессиональная успешность учителя. | Анкетирование, рейтинг в течение трех лет. | Составление характерис |
Анализ работы с молодыми специалистами
ГУ «Первомайская средняя школа»
В школу приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Каким этот учитель будет через год – два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом зависят от организации и помощи начинающему педагогу. С этой целью в школе ведется непрерывная работа с молодыми педагогами. Работа осуществляется через наставничество. Молодые учителя требуют особого нравственно – психологического, морально – этического и профессионального поля деятельности. Содержание работы с ним в рамках методических структур развивается в трех направлениях:
-совершенствование профессионально- значимых личностных качеств;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
- развитие педагогического творчества.
На начальном этапе были определены цель, задачи, формы работы с молодыми специалистами, а также примерная тематика занятий с молодыми учителями.
Основной целью является оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
- содействие повышению квалификации и профессионального роста молодых педагогов;
- оказание практической помощи учителям в их адаптации в образовательных учреждениях, вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
- выявление наиболее серьезных проблем начинающих педагогов в учебном процессе и пути их разрешения;
- использование педагогического опыта молодых специалистов в учебно – воспитательном процессе.
Для совершенствования педагогического мастерства были выбраны формы работы и следующая тематика занятий с молодыми специалистами.
Формы: наставничество, консультации, взаимопосещение уроков, проведение мастер-классов для молодых учителей.
Тематика занятий:
· Учебный план – программа - тематическое планирование - поурочное планирование.
· Задачи урока ( образовательная, развивающая, воспитательная).
· Методические требования к современному уроку.
· Индивидуальное и дифференцированное обучение.
· Воспитательная работа.
· Основы дидактики урока.
· Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
Вся работа проводилась по следующему алгоритму.
1. Теоретический (сентябрь – октябрь).
В рамках этого периода проводились следующие мероприятия: собеседование на тему «Первые шаги молодых педагогов», включающие вопросы, направленные на выявление лидерских качеств каждого специалиста, формирование психологического портрета как индивидуума, так и в микроклимате коллектива, вливание в педагогический коллектив;
Теоретический семинар «Методы, приемы и способы в учебной деятельности, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению предмета»;
Выбор молодыми специалистами темы по самообразованию с помощью учителей – наставников.
2. Практический (ноябрь – декабрь)
В рамках этого периода учителя предметники проводили открытые уроки, демонстрируя молодым специалистам различные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся. В свою очередь молодые специалисты самостоятельно проводили анализ данных уроков по схеме, которая была предварительно им предложена. Одновременно молодыми специалистами посещались открытые уроки учителей – предметников .
3. Проблемный (январь)
На данном этапе был проведен совместный анализ выполнения поставленных задач на начало учебного года, в результате которого выяснилось, что все задачи в целом выполнены. При этом дополнительно были выявлены следующие проблемы:
· компетентность педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
· эффективность работы с учащимися с низким уровнем мотивации.
4. Творческий (февраль – март)
Включает в себя проведение молодыми специалистами открытых уроков и внеклассных мероприятий, разработанных самостоятельно, их самоанализ и анализ уроков и мероприятий молодых специалистов
В 2013 - 2014 учебном году в нашей школе работали четыре молодых специалиста: Смелик Юлия Валерьевна – учитель начальных классов( первый год работы), Резников Денис Николаевич – учитель информатики и физики ( второй год работы), Силко Регина Александровна - учитель русского языка и литературы ( первый год работы), Тілеубаева Перизат Нышанкызы – учитель казахского языка и литературы( первый год работы). С молодыми специалистами над становлением их педагогического мастерства работали учителя – наставники Сикорская Л.Л., Штейнке Л.В., Домалевская Н.В. Организацию и контроль работы с молодыми специалистами осуществляла заместитель директора по учебной работе Пельцер И.А.
Молодые специалисты были охвачены методической работой в полном объеме и на высоком уровне. Все они работали с учителями – наставниками, получали индивидуальные консультации администрации школы, принимали участие в месячниках проводимых школой.
Все методические формирования и учителя – наставники работали согласно планам, которые выполнены полностью. Кроме того , молодые специалисты получали постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана урока, эффективным методам организации учебной деятельности учащихся, способам активизации познавательной деятельности учащихся, организации внеклассной работы и по многим другим текущим вопросам возникающим в процессе учебной работы.
Учителя – наставники, администрация школы, члены методического совета посещали уроки молодых специалистов с целью оказания им методической помощи. В свою очередь молодые учителя посещали уроки своих наставников, а также все открытые уроки, проводимые на протяжении всего учебного года, принимали участия в их анализе.
Работа с молодыми специалистами помогла становлению их педагогического мастерства. Существует проблема с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины труда. Не всегда умеют молодые специалисты осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
В будущем учебном году целесообразно продолжить консультационную работу с молодыми специалистами учителей - наставников, членов методического совета в направлении «Постарайтесь не допускать следующих ошибок….», «Как сделать урок эффективным и эффектным?» и т.д. Необходимо усилить совместную деятельность молодых учителей и психолога в работе с учащимися, требующими к себе особого внимания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также с учащимися с высокой учебной мотивацией, уделить больше внимания отработке эффективных приемов и методов в организации учебной деятельности. Практика организации и помощи молодым специалистам этого года показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Поэтому в следующем учебном году при работе с молодыми специалистами необходимо на первоначальном этапе работы с ним провести анкетирование, которое выявит возможности молодого специалиста и позволит оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемые к современному педагогу.
Вывод:
Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Молодым специалистам оказывалась помощь администрацией и педагогами – наставниками в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышение профессионального мастерства.
Задачи на следующий учебный год:
· работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
· направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы наставника с молодым педагогом
Составлен план работы на учебный год с молодым педагогом, поставлены задачи, перечислены мероприятия . которые предстоят провести в учебном году....
План деятельности наставника по сопровождению адаптации к профессии молодого специалиста
:Цель плана:формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика...
План работы наставника с молодым специалистом
Являясь учителем первой квалификационной категории, я курирую молодых учителей. Перед вами - планы работы с молодым специалистом за последние 3 года....
План педагога наставника
План работы педагога наставника....
План работа наставника
Разработан план работы наставника с молодым специалистом...
План работы наставника с молодым специалистом
План работы наставника с молодым специалистом...
План работы наставника с молодым специалистом.
План работы учителя-наставника с молодым специалистом, воспитателем ГПД....