ПК 4.4 Исследовательская деятельность
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Статья составленна из материалов курсовой работы.
Название: "РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 38.5 КБ |
Программа: "Наглядная геометрия" | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
( по материалам курсового исследования)
Гулакова Ирина Александровна
Научный руководитель – Андреева Т.С., преподаватель кафедры – математики и информатики
высшей квалификационной работы
Приоритетной целью начального образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря – формирование умения учиться. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». [5]
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Как следствие – у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы. Широкие возможности в решении этой проблемы даёт системная организация внеурочной деятельности по математике. Мы считаем, что каждый ребёнок талантлив по своему, способен к самосовершенствованию и активному участию во внеурочной деятельности, которая в большей степени раскрывает способности каждого школьника. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При организации и проведении внеурочной деятельности учитель должен изучить интересы, потребности, учитывать возрастные и психологические особенности детей. Эта работа не только углубляет знания, но и способствует расширению кругозора школьника, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к учебе.
Применение учителем специальных упражнений, методов и приёмов, современных образовательных технологий, направленных на формирование познавательных УУД, развивает у младшего школьника осознание «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».
Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей младших школьников, их подготовки к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям к образовательным результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.
Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости провидения внеурочных занятий.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование развитию у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в организации внеурочной деятельности по математике.
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи:
- изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть виды универсальных учебных действий;
- раскрыть место внеурочной деятельности в структуре педагогической работы начальной школы;
- определить роль внеурочной деятельности по математике в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
В процессе исследования нами были использованы методы взаимно обогащающие друг друга. А именно:
- Анализ текста:
- Обобщение;
- Систематизация;
- Обработка и интерпретация полученной информации;
- Классификация.
Так же рассматривали понятие универсальных учебных действий у младших школьников. Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик». [4] Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся [4]. УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра зования нацелен не на знаниевый компонент, а на развитие личности школьника. С точки зрения развивающего обучения именно так и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ученика, развитие всех сторон его личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной), духовно-нравственной сферы и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность (П.Я. Гальперин). В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. [2] В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. [3] Нами рассмотрены особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе. И выявили ряд результатов и эффектов внеурочной деятельности учащихся. Например: Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. [1, c.8] Так же описали: Классификацию результатов внеурочной деятельности учащихся и типы образовательных программ внеурочной деятельности. И в конце, мы разобрали развитие познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике у младших школьников. С помощью возрастных особенностей развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и расписали их. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. |
В нашей исследовательской работе мы достигли цели и дали теоретическое обоснование развития универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по математике.
Так же нами были изучены методическая и психолого-педагогическая литература. Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по математике. Способствуют успешному обучению в начальной школе, и для этого должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Проведенное нами исследование не могло охватить все вопросы, которые являются актуальными в этой сфере. Они требуют дальнейшего исследования, изучения проблемы , разработки новых технологий и закрепления методов на практике. Так же существует проблема индивидуального подхода к учащимся в воспитании у них познавательной активности.
Наше курсовая исследовательская работа в 2016-2017 учебном году продолжена в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Разработка кружка по геометрии в начальной школе во внеурочное время по математике для развития познавательных УУД.
Список литературы
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов ; под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. - М. : Издательский центр: Просвещение, 2011. – 111 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М. : Просвещение, 2011.- 223 с.- (Стандарты второго поколения). (2008 г.) второе издание.
4. Федотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования/ А.В. Федотова // Система развивающего обучения. - URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ (дата обращения 24.11.15)
5. Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода. - URL:
http://fullref.ru/job_ef23ce455c3bb1b648ae9309fd347471.html (дата обращения 24.11.15)
Предварительный просмотр:
Образовательное Учреждение города Челябинска
Муниципальная Бюджетная Образовательная Организация
Средне Образовательная Школа № 53
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ№53
________________ ______________________
дата: г. дата: г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия»
Направление: Общеинтеллектуальное
Возрастная группа: 2 класс
Срок реализации: учебный год
Составитель:
Студентка 46 группы
Гулакова Ирина Александровна
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Учебно-тематическое планирование | 7 |
3. Содержание курса | 10 |
4. Мониторинговая карта | 13 |
5. Материально техническое обеспечение | 15 |
6.Список использованной литературы | 16 |
7.Приложение | 17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включает в себя межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Учебный материал курса кружка предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.
1.Цели и задачи программы кружка:
- развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
- развитие познавательных универсальных учебных действий;
- формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
- проводить простейшие построения, способы измерения;
- воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
Задачи:
• Образовательная: используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу:
- создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала;
- способствовать формированию у детей умения решать задачи;
- развивать пространственное и логическое мышление учащихся.
• Воспитательная: воспитывать умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс кружка предусматривает такие виды деятельности как, работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
- устное изложение,
- беседа,
- рассказ,
- лекция,
- конкурсы,
- викторины,
- конструирование.
3. Сроки реализации программы:
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 2 класса (начальная школа).
Программа рассчитана на 34 часа за год при недельной нагрузке 45 минут 1 раз в неделю.
4. Ожидаемый результат:
В ходе занятий младшие школьники будут овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса кружка:
Должны знать:
- как использовать начальные математические знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- как овладеть основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
- как приобщить начальный опыт применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
Должны уметь:
- вычислять периметр геометрических фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар.
Личностные результаты:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
- Мотивация любой деятельности.
- Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.
- Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.
- Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
- Проявление интереса к успехам товарищей.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Предполагаемые результаты развития УУД
Результат | УУД |
1.Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных работ (коллективных и индивидуальных). | Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. |
2.Получение специальных знаний. | Познавательные Предпосылка и условие успешности обучения. |
3.Сформированность специальных умений и навыков. | Регулятивные Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. |
4.Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Личностные Положительная динамика детского отношения к процессу познания. |
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные, индивидуальные и самостоятельные работы, консультация.
Методы контроля: консультация, викторина, конкурсы, презентация.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Программа «Наглядная геометрия» включает две относительно самостоятельных подпрограммы:
Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники. (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.
Общая характеристика содержания подпрограмм
Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.
Этот раздел выступает в качестве начального этапа обучения в новом учебном году.
В ходе работы учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками :
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники.
Этот раздел выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этого раздела выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В ходе работы учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками :
- ставить вопросы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде написания теста.
Учебно-тематический план 2 класс | |||||
№ н/н | Тема занятий | Количество часов | В том числе
| Формы | |
теория | практика | ||||
Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки. | 4 | 3 | 1 | ||
1 | Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | 1 | 1 | Лекция. Беседа. | |
2 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | 1 | Беседа. | |
3 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | 1 | Практическая работа. | |
4 | Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | 1 | 1 | Работа с графической информацией. | |
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники. | 30 | 11 | 19 | ||
5 | Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | 1 | 1 | Беседа, дискуссия. | |
6 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | 1 | Работа с графикой. | |
7 | Острый, прямой и тупой углы. | 1 | 1 | Кроссворд, беседа. | |
8 | Острый угол. Имя острого угла. Урок-проект. | 1 | 1 | Выполнение проекта. | |
9 | Тупой угол. Имя тупого угла | 1 | 1 | Беседа. Викторина. Черчение. | |
10 | Построение луча из вершины угла | 1 | 1 | Практическая работа, тренировка. | |
11 | Построение прямого и острого углов через две точки. | 1 | 1 | Практическая работа, тренировка. | |
12 | Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | 1 | 1 | Моделирование. | |
13 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | 1 | Лекция. | |
14 | Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | 1 | 1 | Сбор информации.Беседа. | |
15 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | 1 | Беседа. Моделирование. | |
16 | Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы. | 1 | 1 | Практическая работа. | |
17 | Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект. | 1 | 1 | Выполнение проекта. | |
18 | Периметр многоугольника. | 1 | 1 | Лекция. | |
19 | Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник. | 1 | 1 | Демонстрация,наблюдение, обсуждение . | |
20 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | 1 | 1 | Беседа. | |
21 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | 1 | Практическая работа. | |
22 | Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино. | 1 | 1 | Самостоятельная работа. Беседа. | |
23 | Многогранники. Грани. | 1 | 1 | Беседа. Моделирование. | |
24 | Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | 1 | 1 | «Что? Где? Когда?». | |
25 | Плоские фигуры и объемные тела. | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа. Наблюдение. | |
26 | Повторение изученного материала. | 1 | 1 | Практическая работа. | |
27 | Куб. Развертка куба. Урок-проект. | 1 | 1 | Выполнение проекта. | |
28 | Каркасная модель куба. | 1 | 1 | Моделирование. | |
29 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | 1 | 1 | Беседа. | |
30 | Куб. видимые невидимые грани. | 1 | 1 | Представление, моделирование рисунка. | |
31 | Куб. построение куба на нелинованной бумаге. | 1 | 1 | Практическая работа. | |
32 | Решение топологических задач. | 1 | 1 | Самостоятельная работа. | |
33 | Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект. | 1 | 1 | Выполнение проекта. | |
34 | Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела». | 1 | 1 | Контрольная работа, тест. | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
Содержание занятий во втором классе
Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.
Тема: Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.
Проверить представления детей о внешней и внутренней, плоской и кривой поверхностях.
Тема: Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
Проверить знание о прямой и кривой линиях и их пересечении, а также умение соотносить положение предмета в пространстве с его изображением.
Тема: Ломаная линия. Длина ломаной.
Проверить имеющиеся у школьников представления о ломаной линии и умении строить ломаную по данным вершинам.
Тема: Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.
Проверить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии и луче.
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники.
Тема: Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.
Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.
Тема: Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
Сравниваем и строим углы.
Тема: Острый, прямой и тупой углы.
Продолжаем формирование у младших школьников умения и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.
Тема: Острый угол. Имя острого угла.
Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру.
Тема: Тупой угол. Имя тупого угла
Знакомим с видами углов, учим их чертить, различать; совершенствуем вычислительные навыки, развиваем внимание, память, мышление.
Тема: Построение луча из вершины угла
Изучить алгоритм построения луча из вершины угла. Закрепить умение на практике.
Тема: Построение прямого и острого углов через две точки.
Познакомить учащихся с понятием «прямой угол» и «острый угол», и научить применять полученные знания на практике .
Тема: Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.
Строим углы с помощью угольника.
Тема: Измерение углов. Транспортир.
Тренировать умение к измерению углов с помощью транспортира, определению видов углов, сложению углов многоугольников.
Тема: Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.
Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.
Тема: Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.
Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.
Тема: Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.
Повторение понятий: Лучи, линии, углы. Выполнение практических заданий.
Тема: Многоугольники с прямыми углами.
Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.
Тема: Периметр многоугольника.
Познакомить учащихся, со следующими знаниями, узнать: из чего складывается периметр многоугольника, как его вычислять. Вначале вспомним общее определение многоугольника, затем решим задачу, имеющую практическое применение. Также научимся правильно обозначать производимые вычисления.
Тема: Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.
Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.
Тема: Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.
Уточнить представления учащихся о прямоугольнике и о квадрате как разновидности прямоугольника.
Тема: Взаимное расположение предметов в пространстве.
Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.
Тема: Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.
Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.
Тема: Многогранники. Грани.
Изучение нового материала. Знакомство с понятиями. Закрепление полученных знаний на практике.
Тема: Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.
Уточнить знания учащихся о видимых и невидимых (штриховых) линиях на изображении геометрических фигур. Познакомить второклассников с многогранниками и их изображениями на плоскости.
Тема: Плоские фигуры и объемные тела.
Развитие умений учащихся строить фигуры по заданным параметрам и составлять их комбинации по описанию.
Тема: Повторение изученного материала.
Закрепить полученный материал: теоретически и практически. Выполнение самостоятельной работы.
Тема: Куб. Развертка куба.
Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.
Тема: Каркасная модель куба.
Учить соотносить изображение куба с его разверткой и с поворотами модели куба в пространстве.
Тема: Знакомство со свойствами игрального кубика.
Продолжить обучение второклассников соотнесению модели куба с его разверткой и распознаванию кубов, полученных в результате преобразований данного куба.
Тема: Куб. видимые невидимые грани.
Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.
Тема: Куб. построение куба на нелинованной бумаге.
Сформировать практические умения применять полученные знания о свойствах линз на практике, для того чтобы находить изображения графическим методом, и развивать приобретенные навыки.
Тема: Решение топологических задач.
Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.
Тема: Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.
Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.
Тема: Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».
Написание контрольного теста и выполнение практической работы по всем изученным темам.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные :
умения не создавать конфликтов и исходить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные :
| Прогнозируемый воспитательный результат :
Прогнозируемый воспитательный эффект:
|
| Январь Февраль Март Апрель |
Материально-техническая база
Для учителя | Для учащихся |
Компьютер , мультимедиа, проектор, раздаточный материал. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; - настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс», 2013 г. Тетрадь, линейка, карандаш, ластик, цветная бумага, картон, ножницы, клей. |
Список использованной литературы
Для учителя | Для учащихся | |
1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. | Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс», 2013 г. | |
2. Шадрина И. В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. – 2010. | - | |
3. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2009. | - | |
4. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране геометрии.- М.: Педагогика-Пресс, 2008. | - | |
5. http://festival.1september.ru | - | |
- | ||
- | ||
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. | - | |
9. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004 | - | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...