Рабочая программа по технологии 3 класс УМК 21век
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Программа разработана учителями начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_3_klass.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК 21 век
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии (3 класс) составлена на основе авторской программы по технологии ( Технология: программа: 1-4 классы / Е.А Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012г. ), которая создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения по технологии в начальной школе.
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология. Ступеньки к мастерству» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
В связи с этим задачами курса являются:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта
(внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного
освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний,
овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,
использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для
творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной
продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и
отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.).
3.Место «Технологии в учебном плане
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология»
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч. В 3 классе на изучение «Технологии» отводится 34 часа ( 1 час в неделю).
Для реализации программы используется учебно – методический комплект:
-Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2013
-Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2013
-Технология: программа: 1-4 классы /Е.А.Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2012
Формы организации учебного процесса:
При проведении уроков технологии используются:
- беседы,
- интегрированные уроки,
- практикумы,
- работа в группах,
- работа в парах,
- экскурсии.
- исследования;
- выставки.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
5. Планируемые результаты освоения программы.
- начальные технико-технологические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
- начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Создание условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительны и конструктивно-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выполнения оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполнения изделия, задания; проверять модель в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД:
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах)
Коммуникативные УУД:
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполнять различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного)
Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученных и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначения;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников ( в том числе из сети Интернет);
- решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.
Уметь с помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD): активировать диск, выполнять предложенные задания.
6. Содержание учебного курса.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от средневековья до начала ХХ века. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.),их получение, применение.
Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами(крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
Конструирование и моделирование
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD)
7.Учебно – тематический план
Раздел | Кол-во часов | |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 14 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 10 |
3 | Конструирование и моделирование | 5 |
4 | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 5 |
Всего | 34 |
8.Формы и средства контроля достижений учащихся
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.
Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- полнота и правильность ответа,
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
- аккуратность сборки деталей,
- общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение,
- внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на:
- умения принять поставленную задачу,
- умение искать и отбирать необходимую информацию
- умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем,
- умение изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение,
- активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
- умения выполнять свою роль в группе,
- умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
- умение защищать проект.
Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце учебного года обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся.
Важно, чтобы совокупность работ третьеклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № в четв | Тема урока | Планируемые результаты | Дата | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | план | факт | ||||
1 четверть | ||||||||
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Информация и ее преобразование 5 ч | ||||||||
1. | 1. | Вводный инструктаж по ТБ на уроке. Информационные технологии. Какая бывает информация? | Рассматривает, читает учебник. Проводит исследование. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения на компьютере. | С помощью учителя находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |||
2. | 2 | Информационные технологии. Учимся работать на компьютере. | Рассматривает, читает учебник. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения на компьютере. | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе; самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относиться к чужому мнению. | |||
3 | 3 | Информационные технологии. Работа с Интернетом | Рассматривает, читает учебник. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. | Понимает особенности де- коративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности чел овека-мастера. | |||
4 | 4 | Книга-источник знаний. Изобретение бумаги. | Читает и понимает текст «Изобретение бумаги». Осознает, что бумага - это искусственный материал. Рассказывает об этапах изготовления бумажного листа в Древнем Китае. Изготавливает коллективный проект «Мир бумаги». Оформляет коллекцию, композиционно представляет образцы бумаги. Объединяет коллекцию сюжетной композицией. Подписывает и кратко характеризует каждый образец. Защищает проект. Оценивает проекты по заданным условиям и с учетом оригинальности работы. | Понимает необходимость использования пробнопоисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. | |||
5 | 5 | Конструкции современных книг. | Рассказывает этапы развития книги, книгопечатания (из чего изготавливали книги, как наносили тексты). Проводит исследование по заданиям учебника(сравнивает конструкции разных книг, обнаруживает разные виды книг). Отмечает особенности книжного блока и обложки рабочей тетради. Выполняет мелкий ремонт книги по инструкционной карте. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Сотрудничать в малых группах. Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. | |||
Технология обработки сырья, материалов. Человек –строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов 18 ч. | ||||||||
6 | 1 | Из истории технологии. Зеркало времени. | Разрабатывает проект (обдумывает идеи, конкретизирует замысел, готовит необходимую документацию). Выполняет и корректирует проект. Обосновывает значимость изделия. | Называет используемые для рукотворной деятельности материалы. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, анализирует изделия. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
7 | 2 | Из истории технологии. Проект Технология изготовления костюма. | Разрабатывает проект (обдумывает идеи, конкретизирует замысел, готовит необходимую документацию). Выполняет и корректирует проект. Обосновывает значимость изделия. | Называет используемые для рукотворной деятельности материалы. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, анализирует изделия. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
8 | 3 | Из истории технологии. Древние русские постройки. Подготовка к работе над проектом. | Перечисляет конструкторские и технологические задачи, решаемые древним зодчим- строителем. Выполняет коллективный проект из гофрокартона. Обсуждает приемы обработки. Соблюдает правила безопасности во время работы канцелярским ножом. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. | Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | |||
9 | 4 | Человеческое жильё. Работа над коллективным проектом. Крепость из картона и плотной бумаги. | Определяет конструктивные особенности древних построек. Выполняет творческий проект. Находит в учебнике (в Интернете) информацию о колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, Тульском Кремле. Готовит сообщение по теме самостоятельно. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека- мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | |||
10 | 5 | Плоские и объёмные фигуры. | Сравнивает плоскостные и объемные предметы. Определяет возможные способы получения объема. Г руппирует предметы. Понимает смысл терминов «трехмерная проекция» (на уровне представления), «основание», «грань». Изготавливает игрушку (головоломку) на основе спичечных коробков или кубиков. | Понимает необходимость использования пробнопоисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Понимает исторические традиции ремесел. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | |||
11 | 6 | Плоские и объёмные фигуры. | Сравнивает плоскостные и объемные предметы. Определяет возможные способы получения объема. Г руппирует предметы. Понимает смысл терминов «трехмерная проекция» (на уровне представления), «основание», «грань». Изготавливает игрушку (головоломку) на основе спичечных коробков или кубиков. | Понимает необходимость использования пробнопоисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Понимает исторические традиции ремесел. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | |||
12 | 7 | Изготовляем объёмные фигуры | Наблюдает образцы призм и коробку. Делает вывод: способ получения плоскостных изображений объемных фигур называется «развертка». Читает чертеж развертки объемной фигуры. Решает задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполняет расчетноизмерительные и вычислительные задания. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | |||
13 | 8 | Изготовляем объёмные фигуры | Наблюдает образцы призм и коробку. Делает вывод: способ получения плоскостных изображений объемных фигур называется «развертка». Читает чертеж развертки объемной фигуры. Решает задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполняет расчетноизмерительные и вычислительные задания. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | |||
14 | 9 | Доброе мастерство. | Понимает, что такое ремесленное производство. Рассказывает о художественной культуре России. Проводит экскурсию «Ремесла родного края». Воспринимает и оценивает текстовую и визуальную информацию, обсуждает ее. Принимает учебную задачу; понимает смысл предлагаемой информации, действует в соответствии с ней. | Сравнивает конструктивные й декоративные особенности предметов быта и осознает их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
15 | 10 | Разные времена-разная одежда. | Понимает взаимосвязь конструктивных особенностей одежды и ее отделки в древности и в наше время. Читает текст, рассматривает образцы изделий и композиций. Воспринимает новую информацию по изучаемой теме, обсуждает ее. Открывает новое знание. Проводит практическое исследование. | С помощью учителя исследует конструкторско- технологические и деко- ративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
16 | 11 | Разные времена-разная одежда. Русский костюм. | Понимает взаимосвязь конструктивных особенностей одежды и ее отделки в древности и в наше время. Читает текст, рассматривает образцы изделий и композиций. Воспринимает новую информацию по изучаемой теме, обсуждает ее. Открывает новое знание. Проводит практическое исследование. | С помощью учителя исследует конструкторско- технологические и деко- ративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
17 | 12 | Разные времена-разная одежда. Какие бывают ткани. | Сравнивает натуральные, искусственные и синтетические ткани, способы их получения и свойства. Самостоятельно проводит исследования (в группе). Приводит примеры использования тканей в различных сферах жизнедеятельности человека. Собирает коллекцию образцов ткани. | С помощью учителя ищет наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Воспитание и развитие заботливости. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |||
18 | 13 | Разные времена-разная одежда. Застёжки отделка одежды. | Сравнивает застежки. Готовит сообщение по теме из истории застежки. Выполняет коллективную работу (декоративное панно), связанную с освоением приемов пришивания пуговиц. Распределяет работу (вышивание, пришивание пуговицы). | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
19 | 14 | Разные времена - разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. | Планирует практическую работу. Составляет план операций. Определяет этап, на котором могут возникнуть затруднения. Обсуждает пути решения проблемы. Выполняет тренировочное упражнение на пленке. Сшивает детали из фотопленки косой строчкой. Подготавливает и вставляет картинку и оформляет концы ниток закладки. | Называет используемые для рукотворной деятельности материалы. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Предлагает (из числа освоенных) конструкторско- технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций. Уважительно относиться к культуре всех народов. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |||
20 | 15 | Новогодний проект. | Рассматривает и обсуждает образцы изделий. Рассматривает и анализирует графическую инструкцию. Решает задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Выполняет построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждает возможные варианты выполнения работы. Изготавливает звезду по образцу и по инструкции. Решает творческие задачи. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. | Уважительно относиться к культуре всех народов. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
21 | 16 | Новогодний проект. | Рассматривает и обсуждает образцы изделий. Рассматривает и анализирует графическую инструкцию. Решает задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Выполняет построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждает возможные варианты выполнения работы. Изготавливает звезду по образцу и по инструкции. Решает творческие задачи. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. | Уважительно относиться к культуре всех народов. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
22 | 17 | От замысла к результату: семь технологических задач (обобщение) | Перечисляет последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассматривает изделие из разных материалов. Обсуждает и называет общие этапы (технологию) изготовления изделий. Объясняет последовательность выполнения технологических операций. Называет различные профессии. Классифицирует профессии. Оценивает замысел одной из групп и высказывает свое мнение: все ли учли разработчики при описании замысла. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
23 | 18 | От замысла к результату: семь технологических задач (обобщение) | Перечисляет последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассматривает изделие из разных материалов. Обсуждает и называет общие этапы (технологию) изготовления изделий. Объясняет последовательность выполнения технологических операций. Называет различные профессии. Классифицирует профессии. Оценивает замысел одной из групп и высказывает свое мнение: все ли учли разработчики при описании замысла. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
24 | 19 | От замысла к результату: семь технологических задач (обобщение) | Перечисляет последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассматривает изделие из разных материалов. Обсуждает и называет общие этапы (технологию) изготовления изделий. Объясняет последовательность выполнения технологических операций. Называет различные профессии. Классифицирует профессии. Оценивает замысел одной из групп и высказывает свое мнение: все ли учли разработчики при описании замысла. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
25 | 20 | От замысла к результату: семь технологических задач (обобщение) | Перечисляет последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассматривает изделие из разных материалов. Обсуждает и называет общие этапы (технологию) изготовления изделий. Объясняет последовательность выполнения технологических операций. Называет различные профессии. Классифицирует профессии. Оценивает замысел одной из групп и высказывает свое мнение: все ли учли разработчики при описании замысла. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
Преобразование энергии сил природы. 6 ч. | ||||||||
26 | 1 | Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. | Приводит примеры основных стихий (сил) природы и рассказывает об их роли в жизни человека. Рассматривает иллюстрации в учебнике, отвечает на вопросы. Анализирует, в каких технических устройствах работают стихии. Выполняет задания в рабочей тетради. Понимает устройство русской печи. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Воспитание и развитие трудолюбия. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
27 | 2 | Главный металл. | Отвечает на вопросы по тексту в учебнике. Объясняет значение новых понятий. Делает обобщение: «Металл - искусственный материал». Проводит практическое исследование образцов металлов. Описывает физические свойства металла и применяемые способы защиты его от коррозии. Называть профессии людей, добывающих природное сырье и получающих из него металл. | Понимает необходимость использования пробнопоисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |||
28 | 3 | Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. | Исследует мощность воздушного потока, получающегося при выдохе человека. Анализирует предназначение мельницы. Выполняет практическую работу в рабочей тетради. Понимает принцип работы передаточного механизма. Изготавливает действующую модель ветряка. Защищает групповой проект после его завершения. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Воспитание и развитие эмпатии, самостоятельности, ответственности. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
29 | 4 | Вода работает на человека. Водяные двигатели. | Открывает новое знание. Находит сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды. Выполняет практическую работу. Разрабатывает модель. Решает конструкторско- технологическую задачу. Делает эскизы. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | |||
30 | 5 | Паровые двигатели. | Читает и анализирует материал «Из истории парового двигателя». Делает выводы о достоинствах парового двигателя. Выполняет практическую работу по заданиям в тетради. Изготавливает модель. Проводит испытание под контролем учителя. | Сравнивает конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознает их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выполнения операций. | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
31 | 6 | Получение и использование электричества. Электрическая цепь. | Проводить исследование, демонстрирующее явление электризации. Анализировать результаты, делать выводы. Приводить примеры «хранилища энергии», потребляемой фонариком, утюгом, лампочкой | С помощью учителя исследует конструкторско- технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |||
32 | 7 | Итоговая контрольная работа. | ||||||
Из истории изобретений. 2 ч. | ||||||||
33 | 1 | Изобретение русской избы. Изобретение парового двигателя. | Проявляет умение преобразовывать информацию, полученную из разных источников. Сопровождает свое сообщение иллюстративным материалом (рисунками, фотографиями, схемами, макетами, моделями и т.д.) Пользуется компьютерными технологиями. Решает конструкторско-технологические задачи. Оценивает работы одноклассников. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. | Уважительно относиться к результатам труда. | |||
34 | 2 | Изобретение печатной книги. Изобретение колеса. Изобретение часов. Изобретение телескопа и микроскопа. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры. | Проявляет умение преобразовывать информацию, полученную из разных источников. Сопровождает свое сообщение иллюстративным материалом (рисунками, фотографиями, схемами, макетами, моделями и т.д.) Пользуется компьютерными технологиями. Решает конструкторско-технологические задачи. Оценивает работы одноклассников. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. | Уважительно относиться к результатам труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК 21век с учётом ФГОС
Пояснительная записка, общая характеристика предмета, содержание, тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии для 2 класса. УМК "Начальная школа 21века"
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по технологии /Лутцевой/ по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике 3класс школа 21века
Рабочая программа для 3класса по математике Школа 21века...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...