Программа кружка "Росинка" 2-й год обучения. Составитель Захарина Нина Леонидовна
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа кружка "Росинка" 2 класс соответствует требованиям ФГОС НОО по составлению программ дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rosinka.docx | 86.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Ковернинского муниципального района Нижегородской области
«Скоробогатовская средняя школа»
Принято на педсовете УТВЕРЖДАЮ
приказом по школе от
О.В.Кострова, директор школы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Росинка»
Возраст детей::8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Захарина Нина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
д. Сухоноска
2016 год
Пояснительная записка
1. Дополнительная общеобразовательная программа «Росинка» разработана на основе авторской региональной программы интегрированного курса для начальной школы В.Ф.Одеговой «Нижегородская сторона» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В настоящее время особую важность приобрела проблема формирования ценностных ориентиров личности. А где же искать эти ценностные ориентиры, как не в изучении истории, традиций, культуры и природы своего родного края. Русский писатель В. Распутин писал: «Малая Родина, родной край дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте берут начало здесь, и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями». «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края
2. Направленность программы: туристко-краеведческая
3. Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения младших школьников включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.
4. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Росинка» определяется запросом со стороны детей и их родителей на услуги по данному направлению в условиях реализации ФГОС.
5.Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росинка» объединила научные разработки педагогов и современные методики в выстроенную систему знаний о том, что краеведение - это совокупность знаний о родном крае, изучение его природы, истории, культуры, экономики, быта и т.д. Интерес к школьному краеведению в последние годы заметно повысился. Повысилось понимание его большого образовательного и воспитательного значения, обусловленного несколькими факторами:
-растущим влиянием знания истории большой и малой Родины на патриотическое воспитание школьников;
- стремлением к постепенному познанию всего многообразия природы, экономики и
культуры нашей огромной страны через познание их региональных особенностей
-поисками новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике,
на наших традиционных нравственных ценностях.
В период расслоения общества, когда нравственные ориентиры нивелированы, эта проблема чрезвычайно актуальна. Приобщение учащихся к нравственным ценностям – дело первостепенной важности в формировании личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Результативность воспитания нравственных начал и гордости за свою большую и малую Родину тем выше, чем раньше начинается процесс формирования этих качеств у человека.
6. Цель программы– формирование патриотического сознания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края и его центра - города Нижнего Новгорода.
7. Задачи:
Обучающие:
-развивать познавательный интерес к своей малой родине через различные формы деятельности;
-формировать у обучающихся комплексные знания о родном крае;
-обучать способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
-формировать культуру общения и поведения в социуме;
-воспитывать чувство гордости за добрые дела своих земляков.
Развивающие:
-развивать мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
-прививать эстетические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского края;
-развивать интерес к краеведению.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в данном курсе реализуются идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно – деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Задача школьного курса в начальном звене – создать образное представление о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью, а также создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам
8. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Росинка» - 6-10 лет.
9. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа составлена на 4 года обучения. 1 год обучения - 33 часа;
2 год обучения - 34 часа; 3 год обучения - 34 часа; 4 год обучения - 34 часа.
Набор детей осуществляется по заявлению родителей.
10. Формы и режим занятий.
Форма организации занятия – групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятия – 45 минут. 1 класс – 35 минут.
Формы занятий: беседы, путешествия, круглый стол, дискуссия, урок-сказка, коллективно-творческие работы, исследования и др.
11. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные результаты:
учащиеся должны знать:
- наиболее выдающиеся достопримечательности города Нижнего Новгорода;
- названия наиболее известных площадей и улиц;
- названия рек Нижегородского края;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев города;
- историко-культурные достопримечательности;
- некоторые виды народных промыслов в Нижегородском крае.
уметь:
- выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- выполнять эскизы изготовления предметов декоративно – прикладного искусства родного края;
- самостоятельно работать с заданиями к краеведческим материалам;
- уметь различать изученные жанры фольклора;
- выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;
Личностными результатами изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Росинка» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения;
- эмпатия: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;
- работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;
- соблюдение правил поведения в музеях и театрах;
Метапредметными результатами изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Росинка» - является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;
- умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности.
Познавательные УУД:
- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;
- знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области.
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи;
- высказывание и обосновывайте своей точки зрения;
- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-умение задавать вопросы.
Способами определения результативности успешности овладения учащимися содержания программы являются следующие методы:
педагогический мониторинг (наблюдение, контрольные задания, тесты, анкетирование, творческие работы и презентации).
мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающихся, оформление фотоотчётов).
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начало учебного года | Определение уровня развития детей, их способностей | Беседа, опрос |
В течение учебного года | Определение степени усвоения материала и готовности детей к восприятию нового материала | Педагогическое наблюдение. опрос |
По окончании изучения темы | Определение степени усвоения материала | Выставка, презентация, опрос |
В конце учебного года | Определение уровня развития детей | Выставка, творческая работа, анкетирование |
Формы проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Росинка» - творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера, отчетные выставки, тестирование, защита творческих работ, презентации.
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 6 | 6 | - | Опрос |
2 | Моя семья | 3 | 2 | 1 | Опрос |
3 | Природный комплекс Нижнего Новгорода | 4 | 4 | - | Творческая работа |
4 | История в лицах | 2 | 2 | - | Опрос |
5 | Устное народное творчество Нижегородского края. Народные традиции. | 8 | 4 | 1 | Конкурс |
6 | Город, в котором мы живём. | 10 | 10 | 1 | Творческая коллективная работа |
Итого: | 33 | 28 | 6 |
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Найдешь ли краше и мудрее | 10 | 7 | 3 | Педагогическое наблюдение, опрос |
2 | Были и небылицы | 9 | 7 | 2 | Творческая работа |
3 | В Оке и Волге отражаясь. | 12 | 9 | 3 | Тестирование Презентация творческих работ |
4 | Народные традиции нижегородцев | 3 | 1 | 2 | Презентация творческих работ |
Итого: | 34 | 24 | 10 |
Учебный план третьего года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | « Найдешь ли краше и мудрее» | 10 | 8 | 2 | Творческая работа проект |
2 | « Были и небывальщина» | 9 | 6 | 3 | Опрос, педагогическое наблюдение |
3 | « В Оке и Волге отражаясь» | 12 | 9 | 3 | тестирование |
4 | «Нижегородские левши» | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
5 | «Народные традиции нижегородцев» | 3 | 1 | 2 | Презентация творческих работ |
6 | Итого: | 34 | 26 | 8 |
Учебный план четвертого года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Найдешь ли краше и мудрее. | 5 | 5 | - | Опрос |
2 | Были и небывальщина | 3 | 2 | 1 | Опрос |
3 | Нижегородские левши | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
4 | Были и небывальщина | 5 | 3 | 2 | Опрос |
5 | В Оке и Волге отражаясь... | 7 | 4 | 3 | Конкурс |
6 | Нижегородские левши. | 3 | 2 | 1 | Творческая коллективная работа |
7 | В Оке и Волге отражаясь | 9 | 7 | 2 | |
Итого | 34 | 24 | 10 |
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел. Введение. (7ч)
История основания Нижнего Новгорода. Основатель Нижнего Новгорода. Предание об основании Нижнего Новгорода. Символы Нижнего Новгорода. Нижний Новгород - Центр Нижегородской области и Поволжья.Нижегородский кремль. Путешествия по Нижегородскому кремлю: Башни Нижегородского кремля. Аллея Славы. Вечный огонь. Михайло Архангельский собор. Обелиск в честь К.Минина и Дм. Пожарского. Нижний Новгород - богатый торговый город. Нижегородская ярмарка сегодня. Музеи Нижнего Новгорода. Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода. Практические задания: создание фотогалереи "История города в фотографиях".
Раздел. Моя семья (3ч)
Тема 1. Моя семья. Мои предки
Имена, отчества, фамилии родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Понятия: потомок, предок, бабушка, прабабушка, сын, папа, внук, родословное дерево.
Практическая работа: составление родословного дерева.
Тема 2. Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей). Знакомство с понятиями, связанными с данными профессиями.
Тема 3. История и традиции родной школы.
Первые школы, особенности образования в прошлом веке. Традиции современной школы: День Знаний, встреча выпускников.
Экскурсия по школе.
Раздел. Природный комплекс Нижнего Новгорода.(5ч)
Тема 1. Древнейшее прошлое животного и растительного мира Нижегородского края. Карта палеонтологических находок. Древние млекопитающие.
Тема 2. Разнообразие растительного мира нашего края.
Леса, луга, пашни, полезные и опасные растения.
Тема 3. Животный мир нашего края.
Уникальность животного мира. Виды животных.
Тема 4. Реки и озера Нижегородского края.
Река Волга и Ока и их притоки.
Раздел. История в лицах. (2ч)
Тема 1. Писатели, прославившие город.
Писатель М. Горький.
Тема 2. Почетные граждане города.
Нижегородцы, удостоенные званий и наград.
Знакомство с понятиями: гражданин, почетный гражданин.
Раздел. Устное народное творчество Нижегородского края. Народные традиции.(8ч)
Тема 1. Легенда о зарождении Хохломы. Презентация.
Тема 2. Хохломское чудо (практическая деятельность)
Тема 3. Семеновская матрешка – символ России. Презентация.
Тема 4. Семеновская красавица ( художественно творческая деятельность).
Тема 5. Зарождение промысла в Полхов – Майдане. Презентация.
Тема 6. Полхов – Майданская роспись (художественно – творческая деятельность)
Тема 7. Городец – Малый Китеж. Презентация.
Тема 8. Городецкая жар – птица (художественно – творческая деятельность).
Раздел. Город, в котором мы живем (12ч)
Тема 1. Предприятия города.
Автомобильный завод.
Тема 2. Культурные учреждения города.
Детская библиотека. Театр.
Тема 3. Площади города Нижнего Новгорода: история и современность. Презентация.
Тема 4. Знакомство с улицей Большой Покровской. Экскурсия.
Тема 5 . Знакомство с улицей Алексеевской и Мытным Двором. Презентация.
Тема 6. Знакомство с Нижегородским Кремлем в ходе экскурсии.
Тема 7 – 10 . Знакомств с башнями Нижегородского Кремля, работа со справочными изданиями.
Тема 11. Итоговое занятие. Игра «Исторический калейдоскоп»
Второй год обучения
Тема: «Найдешь ли краше и мудрее» (10 часов)
Путешествие по карте области. Небольшие по объему произведения нижегородских авторов о родной природе.
Тема: «Были и небывальщина» (9 часов)
Произведения нижегородских авторов о героическом прошлом земляков. Чтение произведений устного народного прошлого – сказок, легенд, бытовых сказов. Знакомство со сказками Нижегородской области различных видов - волшебными, бытовыми, сказками о животных.
Тема: «В Оке и Волге отражаясь» (12 часов)
Циклы произведений различных жанров о городе Н.Новгороде, о родной деревне.
Н.Новгород сегодня. Архитектура, культура, транспорт. Торговля.
Знакомство с произведениями, рассказывающими о секретах хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи.
Практическая деятельность учащихся: упражнения в копировании элементов росписи народных промыслов.
Тема: «Народные традиции нижегородцев»(3 часа)
Знакомство с народными играми, хороводами, песнями и традициями родного края.
Третий год обучения
1.«Найдешь ли краше и мудрее» (10 часов)
Теоретические занятия предполагают изучение произведений, содержащих информацию о нижегородском крае, о его административно-промышленном и географическом богатстве и разнообразии, о наших славных земляках, их гениальности и изобретательности, об их мудрости, выраженной в малых фольклорных жанрах.
Зарисовки о лекарственных растениях нашего края. Взаимодействие природы и человека в стихах нижегородских поэтов и писателей.
Научно-познавательные рассказы и зарисовки о лекарственных растениях нашего края.
2. «Были и небывальщина» (9 часов)
Теоретические занятияпредполагают знакомство с произведениями нижегородских авторов о героическом прошлом, крупнообъемные произведения устного народного творчества- былины, легенды, сказки.
3. «В Оке и Волге отражаясь» (12 часов) Знакомство учащихся с произвелениямиразличных жанров о городе Нижнем Новгороде и Нижегородской области, отдельных исторических эпизодах, достопримечательностях, людях.
4. «Нижегородские левши» (2 часа) Содержание раздела раскрывает перед детьми дверь в мир красоты, созданной нашими земляками - рукодельными мастерами. Учащимся предоставляется возможность самим попробовать свои силы, проявить свое творчество в создании хохломской, городецкой, полх-майданской росписи, в изготовлении игрушек, элементов народного костюма, различных макетов и т. п.
5. «Народные традиции нижегородцев» (1 час) - знакомство младших школьников с народными играми, хороводами, светскими и религиозными обрядами и праздниками.
Четвертый год обучения
Найдешь ли краше и мудрее… Описание красоты и богатства родного края в произведениях различных жанров. Известные нижегородцы. Символы всемирной славы.
Были и небывальщина Произведения нижегородских авторов о героическом прошлом. Чтение крупнообъемных произведений устного народного творчества - былин, сказов, легенд, сказок.
Пословицы, сказки, легенды, былины об Илье Муромце, жития святых Серафима Саровского, Александра Невского
В Оке и Волге отражаясь... Циклы произведений различных жанров о городе Нижнем Новгороде. Летопись Нижнего Новгорода
Главные исторические события земли нижегородской: Владимиро-Суздальское княжество Нижегородское ополчение и др. славные земляки и гости Нижнего. Героизм. Древнейшие города и посады Нижегородского Поволжья
Нижегородские левши . Вышивка, кружево, ткачество
Народные традиции нижегородцев
Знакомство с праздниками народов родного края.
Литературоведческие знания. Жанры
Былины, пьесы, житие, оды, воспоминания, мемуары, хроника
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы занятий: беседы, путешествия, круглый стол, дискуссия, урок-сказка, гостиная для родителей, коллективно-творческие работы, исследования и др.
Приемы и методы
Словесные: художественное чтение, эвристическая беседа, речевые упражнения, вчитывание, вычитывание, вслушивание, словарная работа, построение вариантов ответов на один и тот же вопрос.
Наглядные: художественно-иллюстративный материал, мультимедийный материал, средства музыкальной выразительности натуральными объектами природы и человеческой деятельности, моделями, схемами, экскурсиями (в природу, в музеи, по родному городу, селу), наблюдения.
Практические: моделирование (создание иллюстраций, аппликации…), конструирование моделей обложек книг, дидактическая игра, практические работы с текстом, предложением, словом, словотворчество, детское прикладное творчество: рисование, лепка, создание альбомов, книжек-самоделок и др.
Демонстрационный материал в виде мультимедийных презентаций,
Книжки-раскраски из серии «Искусство детям» с элементами нижегородских росписей авт. Г.Величкиной и Т.Шпикаловой;
Альбом самоделок «Нижегородская народная игрушка» авт.В.Одегова.
Наблюдения в природе, музее;
Список литературы
1. Заповедные места Нижегородской области. / Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Н.И., Селивановская Т.П., Смирнова А.Д. - Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд.-во, 1991
2. Путеводитель по Нижнему Новгороду: справочник. – Н.Новгород: Парсек НН, 2008.
3.Светлые ключи: молодая нижегородская поэзия. – Н.Новгород: Книги, 2008.
4. Тимонин М.А. На коромысле радуги-дуги: кн. стихов / А.Л. Ященко. –Н.Новгород: Литера, 2008.10. Шубняков А.А. Своя тропинка: стихотворения / А.А. Шубняков
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№ | тема | содержание | форма | срок прохождения программы | скорректированные сроки прохождения программы | ||
Введение | |||||||
1 | Легенда об основании Нижнего Новгорода. | История основания Нижнего Новгорода. Основатель Нижнего Новгорода. Предание об основании Нижнего Новгорода. Символы Нижнего Новгорода. Нижний Новгород - Центр Нижегородской области и Поволжья. Нижегородский кремль. Обелиск в честь К.Минина и Дм. Пожарского. Нижний Новгород - богатый торговый город. Нижегородская ярмарка сегодня. Музеи Нижнего Новгорода. Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода. альбом "История города в фотографиях". | беседа | ||||
2 | Нижний Новгород - крупный торгово – ремесленный город. | БеседаПрезентация "Символика Нижнего Новгорода" | |||||
3 | Враги нижегородцев. | беседа | |||||
4 | Нижегородцы сражаются с воинами Золотой Орды. | беседа | |||||
5 | Нижегородское ополчение. | беседа | |||||
6 | Мирная жизнь земли Нижегородской. | беседа | |||||
Моя семья. | |||||||
7 | Моя семья. Мои предки. | Имена, отчества, фамилии родителей, бабушек и дедушек учащихся. Понятия: потомок, предок, бабушка, прабабушка, сын, папа, внук, родословное дерево. Знакомство с профессиями родителей Знакомство с понятиями, связанными с данными профессиями. Традиции современной школы Родословный цветок | рассказ детей | ||||
8 | Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей) | рассказ детей | |||||
9 | История и традиции родной школы. | Экскурсия в музей | |||||
Природный комплекс Нижнего Новгорода. | |||||||
10 | Древнейшее прошлое животного и растительного мира Нижегородского края. | Древние млекопитающие. Леса, луга, пашни, полезные и опасные растения. Уникальность животного мира. Виды животных. Река Волга и Ока и их притоки. Животные и растения Красной книги Нижегородской области | рассказ | ||||
11 | Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения. | презентация | |||||
12 | Животный мир Нижегородского края. | презентация | |||||
13 | Реки и озера Нижегородского края. | презентация | |||||
История в лицах. | |||||||
14 | Писатели, прославившие город. | Писатель М. Горький. Знакомство с понятиями: гражданин, почетный гражданин. | беседа | ||||
15 | Почетные граждане города. | беседа | |||||
Устное народное творчество Нижегородского края. Народные традиции. | |||||||
16 | Легенда о зарождении Хохломы. | Зарождение промыслов знакомство с народными промыслами Нижегородской области, с особенностями изделий Выставка работ учащихся | беседа | ||||
17 | «Хохломское чудо» (художественно творческая деятельность) | практическое занятие | |||||
18 | «Семеновская матрешка – символ России» | презентация. | |||||
19 | «Семеновская красавица» (художественно творческая деятельность) | практическое занятие | |||||
20 | Зарождение помысла ВПолхов – Майдане. | презентация. | |||||
21 | «Полхов - Майданская роспись» (художественно творческая деятельность) | практическое занятие | |||||
21 | Городец – Малый Китеж. | видеофильм | |||||
22 | Городецкая Жар – птица (художественно творческая деятельность) | практическое занятие | |||||
Город, в котором мы живем. | |||||||
23 | Предприятия города. | Предприятия города. Автомобильный завод. Культурные учреждения города. Детская библиотека. Театр. Площади города Нижнего Новгорода: история и современность. Презентация. Знакомство с улицей Большой Покровской. Экскурсия. Знакомство с улицей Алексеевской и Мытным Двором. Презентация. Знакомство с Нижегородским Кремлем в ходе экскурсии. Знакомство с башнями Нижегородского Кремля. | беседа | ||||
24 | Культурные учреждения города. | беседа | |||||
25 | Площади города Нижнего Новгорода: история и современность. | Презентация. | |||||
26 | Знакомство с улицей Большой Покровской. | Презентация. | |||||
27 | Знакомство с улицей Алексеевской и Мытным Двором. | беседа | |||||
28 | Знакомство с Нижегородским кремлем. | беседа | |||||
29 | Дмитриевская, кладовая и Никольская башни. | беседа | |||||
30 | Коромыслова, Тайницкая, Северная башни. | беседа | |||||
31 | Часовая и Ивановская башни. | беседа | |||||
32 | Белая, георгиевская и пороховая башни. | беседа | |||||
33-34 | Итоговое занятие | Игра «Исторический калейдоскоп» |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование второго года обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Найдешь ли краше и мудрее (10 часов) | ||||||||
1 | сентябрь | 5 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Богатства Нижегородской стороны: люди и их славные дела | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Педагогическое наблюдение, опрос |
2. | сентябрь | 12 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Мы и наши соседи | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
3 | сентябрь | 19 | 13.45-14.30 | коллективно-творческая работа | 1 | Картины родной природы. Весна красна. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
4 | сентябрь | 26 | 13.45-14.30 | беседы, круглый стол, | 1 | Картины родной природы. Вспоминаем лето. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
5 | октябрь | 3 | 13.45-14.30 | беседа с презентацией | 1 | Секрет золотой хохломы. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
6 | октябрь | 10 | 13.45-14.30 | урок-сказка | 1 | Картины родной природы. Богатства золотой осени. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
7 | октябрь | 17 | 13.45-14.30 | дискуссия | 1 | Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
8 | октябрь | 24 | 13.45-14.30 | творческие работы | 1 | Городецкие сюжеты. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
9 | ноябрь | 7 | 13.45-14.30 | исследования | 1 | Картины родной природы. Зимние пейзажи | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
10 | ноябрь | 14 | 13.45-14.30 | доклады с презентациями | 1 | Это опасно | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
Были и небылицы (9 часов) | ||||||||
11 | ноябрь | 21 | 13.45-14.30 | урок-сказка | 1 | Как аукнется – так и откликнется | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Творческая работа |
12 | ноябрь | 28 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Всяк своего счастья кузнец | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
13 | декабрь | 5 | 13.45-14.30 | практическая работа | 1 | Друг познается в беде. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
14 | декабрь | 12 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | На языке- мед, а на уме -лед | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
15 | декабрь | 19 | 13.45-14.30 | круглый стол | 1 | Чужой хлеб всегда вкусен. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
16 | декабрь | 26 | 13.45-14.30 | 1 | Авторские сказки С.Афоньшина. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | ||
17 | январь | 9 | 13.45-14.30 | 1 | Итоговый урок. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | ||
18-19 | январь | 16-23 | 13.45-14.30 | дискуссия | 2 | Словесное творчество. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
В Оке и Волге отражаясь (12 часов) | ||||||||
20 | январь | 30 | 13.45-14.30 | создание презентации | 1 | Наш город Н.Новгород. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Тестирование Презентация творческих работ |
21 | февраль | 6 | 13.45-14.30 | беседа с презентацией | 1 | Н.Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
22 | февраль | 13 | 13.45-14.30 | исследование -путешествие | 1 | Символы Н.Новгорода. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
23 | февраль | 20 | 13.45-14.30 | викторина | 1 | Нижегородский кремль. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
24 | февраль | 27 | 13.45-14.30 | дидактическая игра | 1 | Создание дидактической игры на основе текстов о кремле. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
25 | март | 6 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Н.Новгород.- Богатый торговый город | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
26 | март | 13 | 13.45-14.30 | доклады с презентациями | 1 | Религия и храмы. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
27 | март | 20 | 13.45-14.30 | урок- путешествие | 1 | Музеи. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
28 | март | 27 | 13.45-14.30 | ролевая игра | 1 | Театральный Нижний. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
29 | апрель | 3 | 13.45-14.30 | доклады | 1 | Центральные площади, улицы и набережные Нижнего | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
30 | апрель | 10 | 13.45-14.30 | беседа с элементами игры | 1 | Нижегородский транспорт. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
31 | апрель | 17 | 1 | Нижегородские левши. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
Народные традиции нижегородцев (3 часа) | ||||||||
32 | апрель | 24 | 13.45-14.30 | рисование | 1 | Художественные росписи: хохломская, городецкая, полхов-майданская | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Презентация творческих работ |
33 | май | 15 | 13.45-14.30 | сюжетная игра | 1 | Словесное творчество | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
34 | май | 22 | 13.45-14.30 | урок- -путешествие | 1 | Прекрасное рядом. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Найдешь ли краше и мудрее (10 часов) | ||||||||
1 | сентябрь | 9 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Нижегородье - жемчужина России. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | Творческая работа проект |
2. | сентябрь | 16 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Истоки душевной красоты нижегородцев. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
3 | сентябрь | 23 | 13.45-14.30 | коллективно-творческая работа | 1 | Природу-мать умей уважать. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
4 | сентябрь | 30 | 13.45-14.30 | беседы, круглый стол, | 1 | Неподражаемый юмор нижегородцев. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
5 | октябрь | 7 | 13.45-14.30 | беседа с презентацией | 1 | Природу-мать учись воспевать. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
6 | октябрь | 14 | 13.45-14.30 | урок-сказка | 1 | Наша сила и слава - в памяти о прошлом. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
7 | октябрь | 21 | 13.45-14.30 | творческие работы | 1 | Это полезно. | МОУ | |
«Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||||||||
8 | октябрь | 28 | 13.45-14.30 | творческие работы | 1 | Это полезно. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
9 | ноябрь | 4 | 13.45-14.30 | исследования | 1 | Создание иллюстраций | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
10 | ноябрь | 11 | 13.45-14.30 | доклады с презентациями | 1 | Составление рецептов | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№36 | |
Были и небывальщина (9 часов) | ||||||||
11 | ноябрь | 18 | 13.45-14.30 | урок-сказка | 1 | Народные песни Нижегородчины | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | Опрос, педагогическое наблюдение |
12 | ноябрь | 25 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Человек-это звучит гордо! | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
13 | декабрь | 2 | 13.45-14.30 | 1 | Человек-это звучит гордо! | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
14 | декабрь | 9 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Ума за деньги не купишь | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
15 | декабрь | 16 | 13.45-14.30 | 1 | Ума за деньги не купишь | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
16 | декабрь | 23 | 13.45-14.30 | круглый стол | 1 | О глупом и коварном волке | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
17 | январь | 6 | 13.45-14.30 | дискуссия | 1 | Жадность до добра не доводит | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
18 | январь | 13 | 13.45-14.30 | 1 | Итоговый урок | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
19 | январь | 20 | 13.45-14.30 | сюжетная игра | 1 | Словестное творчество | ||
В Оке и Волге отражаясь (12 часов) | ||||||||
20 | январь | 27 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Легенды о Н.Новгороде | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | Тестирование |
21 | февраль | 3 | 13.45-14.30 | беседа с презентацией | 1 | Появление славян у Дятловых гор. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
22 | февраль | 10 | 13.45-14.30 | беседа с презентацией | 1 | Основатель Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
23 | февраль | 17 | 13.45-14.30 | викторина | 1 | Основатель Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
24 | февраль | 24 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Восславление основателя Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
25 | март | 3 | 13.45-14.30 | беседа | 1 | Решение об основании Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
3526 | март | 10 | 13.45-14.30 | беседа с презентацией | 1 | Решение об основании Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
27 | март | 17 | 13.45-14.30 | урок- путешествие | 1 | Основание Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
28 | март | 31 | 13.45-14.30 | 1 | Основание Н.Новгорода | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
29 | апрель | 7 | 13.45-14.30 | доклады | 1 | Как строился Н.Новгород | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
30 | апрель | 14 | 13.45-14.30 | 1 | Как строился Н.Новгород | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
31 | апрель | 21 | 13.45-14.30 | 1 | Обобщающий урок | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
Народные традиции нижегородцев (3 часа) Нижегородские традиции (1 час) | ||||||||
32 | апрель | 28 | 13.45-14.30 | рисование | 1 | Нижегородские левши | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | Презентация творческих работ |
33 | май | 12 | 13.45-14.30 | 1 | Нижегородские левши | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | ||
34 | май | 26 | 13.45-14.30 | урок- -игра | 1 | Нижегородские традиции | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№35 | |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование четвертого года обучения
№ | Тема | Содержание | Форма | Сроки прохождения программы | Сроки коррекции |
1 | Найдешь ли краше и мудрее. (5 ч.) | 1.Гнездо мое- Нижегородье 2.Матерь человечья 3.Ветви дерева России 4.Взглядом пьешь и от счастья поешь. 5.Чтобы совесть была чиста | Анализируют стихи ( технологические приемы «Вчитывание и вычитывание», «Партитура чувств») Упражняются в выразительном чтении | ||
2 | Были и небывальщина (3 ч.) | 1.Озеро-святыня. Предания о Светлояре. 2.Озеро-святыня.Легенды о граде Китеже. 3.Озеро-святыня.Стихи о Светлояре. | Анализируют художественные образы и осуществляют стилистический анализ произведения. ( технологич. Приемы «Система вопросов», «Создание диафильма», «Медленное чтение с остановками на трудных словах» Проводят лексический анализ.( технологич. Приемы «Составление плана» Определяют типы речи текста. | ||
3 | Нижегородские левши.(2 ч.) | 1.Нижегородские левши. 2.Нижегородские левши. | Рассматривают карту Нижегородской области Разгадывают кроссворд Работают в парах и группах Смотрят презентацию | ||
4 | Были и небывальщина ( 5ч.) | 1.Былины об Илье Муромце 2.Былины об Илье Муромце 3.Былины об Илье Муромце 4.Нижегородские загадки 5.Осчастье,дружбе и порядочности. | Анализируют художественные образы и осуществляют стилистический анализ произведения ( технологич. Приемы «Система вопросов», «Создание диафильма», «Медленное чтение с остановками на трудных словах» Проводят лексический анализ.( технологич. Приемы «Составление плана» Определяют типы речи текста. | ||
5 | В Оке и Волге отражаясь... ( 7 ч.) | 8.Обобщающий урок. 1.О, Нижний Новгород, ты град героев! 2.Великое имя России. 3.Покровитель и молитвенник земли русской. 4.Нижегородское ополчение. 5. Нижегородское ополчение. 6.Гордый сокол России. 7.Будущего главные создатели. | Анализируют художественные образы и осуществляют стилистический анализ произведения. ( технологич. Приемы «Система вопросов», «Создание диафильма», Упражняются в выразительном чтении Смотрят презентации | ||
6 | Нижегородские левши. ( 3ч.) | 1.Нижегородские левши. 2.Нижегородские левши. 3.Нижегородские левши. | Работают в парах и группах Смотрят презентацию | ||
7 | В Оке и Волге отражаясь.. ( 9 ч. ) | 1.Родина-мать зовет. 2.Идет война народная: на переднем крае. 3. Идет война народная: на переднем крае. 4.Идет война народная:подвиги женщин на фронте и в тылу. 5. Идет война народная:дети военной поры 6.Через года,через века – помните! 7.Урок-встреча.Итоги поисковой деятельности. 8.Обобщающий урок-игра по курсу «Нижегородская сторона» 9.Экскурсия по родному краю. | Упражняются в выразительном чтении Анализируют художественные образы и осуществляют стилистический анализ произведения. ( технологич. Приемы «Система вопросов», «Создание диафильма», «Медленное чтение с остановками на трудных словах» Проводят лексический анализ.( технологич. Прием «Составление плана» | ||
итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы Захарина Нина Леонидовна
Программа воспитательной работы во 2 классе включает в себя планирование воспитательной работы по четвертям, характеристику класса, анализ работы за прошлый год, планирование работы с родителями...
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Олимпиадные задания по математике 4 класс могут использоваться на школьном этапе олимпиады школьников...
Олимпиадные задания по математике 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Предлагаемые олимпиадные задания по математике для учащихся 4 класса могут использоваться на школьном этапе олимпиад по любому УМК....
Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ....
Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....
План работы ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.
План работы ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи, приоритетные направления работы, план работы заседаний ШМО учителей начальных классов....
План ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.
План ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи работы на год, планирование заседаний ШМО, план работы на год....
Комментарии
Валентина Ивановна
Очень трудно найти программу кружка. Ваша разработка мне показалась очень удачной. Спасибо.