Работа с текстом на уроке чтения
презентация к уроку на тему

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

                    Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_chtenii.docx22.61 КБ
Файл rabota_s_tekstom_rmo_2.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.

        Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культуры.

        Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

                    Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

        Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

        Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

            Какова же методика работы с текстом на уроках чтения? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим? 
         Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. 
       
Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. 
         В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению про себя.

Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению: 
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения. 
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию. 
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. 
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы. 
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества. 
6. Стремление к оригинальности. 
7. Проявление самостоятельности в работе. 
8. Умение преодолевать возникшие трудности 
Конечно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода. 
         Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

Покажу технологию работы с басней на уроке литературного чтения в 4 классе. 
Работа с текстом до чтения 
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые (опорные) слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. 
    Дети постепенно осваивают предлагаемую технологию работы с текстом, потому что понимают ее смысл. 
Работа с текстом во время чтения 
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. 

  1. Необходимо соблюдать такую последовательность действий:
    1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 
    2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить. 
    3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. 
    4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. 
    5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях? 
    Работа с текстом после чтения 
    Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). 
    1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». 
    2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. 
    Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента. Учитель еще раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма). 
    3. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Для учащихся 3-4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. 

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках  литературного чтения. А также на уроках внеклассного чтения, при домашнем чтении художественных произведений, на классных часах при знакомстве с детской периодической печатью, на библиотечных уроках вне школы.
Внеклассное чтение в учебнике «Литературное чтение» УМК «Планета знаний» работа с текстом  представлена   в разделах «Картинная галерея» и «Читальный зал».

Домашнее чтение художественных произведений предполагает работу с читательскими дневниками (написать отзыв о прочитанном произведении), чтение дополнительных произведений данного автора с последующим тестированием.

Чтение детской периодики предполагает вызвать интерес у одноклассников к содержанию любимых журналов.

Библиотечные уроки способствуют развитию артистичности, проявлению радостных эмоций в процессе работы.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя, а не гоголевского Петрушку. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве».

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом в начальной школе 1

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро). Дени Дидро — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). 2

Слайд 3

«Национальная программа поддержки и развития чтения в России» (Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы) 3

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «…воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.» 4

Слайд 5

Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения 5

Слайд 6

6

Слайд 7

Чтение - качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. 7

Слайд 8

8

Слайд 9

«…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» ФГОС НОО - метапредметные результаты освоения основной образовательной программы - обязательный компонент 9

Слайд 10

Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению: 1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения. 2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию. 3. Проявление догадливости, сообразительности ; открытие новых для себя знаний , способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. 4. Проявление радостных эмоций в процессе работы. 5. Способность переживать ситуацию успеха , наслаждаться процессом творчества. 6. Стремление к оригинальности . 7. Проявление самостоятельности в работе. 8. Умение преодолевать возникшие трудности 10

Слайд 11

Этапы работы с текстом 11

Слайд 12

12

Слайд 13

Работа с текстом до чтения Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 13

Слайд 14

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. - Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах…) - Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.) 14

Слайд 15

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые (опорные) слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Моя деревня мой дом качусь я в санках друзья-мальчишки б абушка сказки 15

Слайд 16

Работа с текстом во время чтения Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. 1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 16

Слайд 17

Работа с текстом во время чтения 2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями и словарной работой. Вопросы: Что поэт считает своим домом? - Какую картину описывает автор? (Катание с горы.) - От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.) - Что происходит с мальчиком? - Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот..., вот..., вот ...) Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернули санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.) 17

Слайд 18

Работа с текстом во время чтения 3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. Вопросы: - Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.) - Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.) - Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа .) Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно. Весь ты перезябнешь, - Руки не согнешь, - И домой тихонько, Нехотя бредешь. Ветхую шубенку Скинешь с плеч долой; Заберешься на печь К бабушке седой , И сидишь, ни слова... Тихо всё кругом; Только слышишь: воет Вьюга за окном. В уголке согнувшись, Лапти дед плетет; Матушка за прялкой Молча лен прядет. Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится, Длится без конца. Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, изб у. Прялка – приспособление для ручного прядения. 18

Слайд 19

Работа с текстом во время чтения 4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом . Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. (- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить ?) Постепенно на доске может появиться план. План: Катание с горы ↓ Тихий вечер в семье ↓ Бабушкины сказки ↓ Волшебный сон ↓ Наступление утра 19

Слайд 20

Работа с текстом во время чтения 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. - А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..” - Что приснилось мальчику? Прочитайте. - Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста.(Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.) 20

Слайд 21

Работа с текстом после чтения Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). 21

Слайд 22

Работа с текстом после чтения 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». Вопросы: - Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. ( Ученики читают последнее четверостишие.) Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда . - А как надо эти слова понимать? (Весёлого , хорошего было больше в детстве мальчика. – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки .) Да , вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков. Подведение итогов: - Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания. - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность) 22

Слайд 23

Работа с текстом после чтения 2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Вопрос: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? (А может, это иллюстрация ко всему тексту в целом?) Вопрос: точен ли художник в изображении фрагмента? 23

Слайд 24

Работа с текстом после чтения 3. Рассказ учителя о писателе. Вопросы: - Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.) Детство мальчика было радостным и весёлым . - Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своём детстве.) - Каким предстаёт поэт перед нами в этом стихотворении? - Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта ? 24

Слайд 25

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен: И начну у бабки Сказки я просить; И начнёт мне бабка Сказку говорить ... Детские годы, которые "весело текли", закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов. Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: "Купцу лишняя книжность дохода не даст ..." Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный "торговый воз" и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле. Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: "Рябина", "Степь да степь кругом", песня о казни Степана Разина ... Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды. Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет. Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка: И на ум приходят детям Бабушкины сказки: Вот с метлой несется ведьма На ночные пляски; Вот над лесом мчится леший С головой косматой, А по небу, сыпля искры, Змей летит крылатый. И какие-то все в белом Тени в поле ходят ... Детям боязно – и дети Огонёк разводят. Ива́н Заха́рович Су́риков 25

Слайд 26

Работа с текстом после чтения 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Нарисовать картинный план (диафильм) Составление вопросов и тестов по данному тексту Словотворчество Найти дополнительную информацию об авторе 26

Слайд 27

Работа с текстом после чтения 1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения . Работа с иллюстрацией к тексту . Рецензирование детьми созданных рисунков. Составление диафильмов по произведению. Лепка и аппликация. Метод моделирования. Книжки-самоделки. 27

Слайд 28

Работа с текстом после чтения 2 . Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения. Составление вопросов и тестов по данному тексту. Творческое пересказывание . Продолжение произведения (придумывание конца) Творческое сочинение . Словотворчество. Отзыв-рецензия. Работа с читательским дневником. Аннотация . 28

Слайд 29

Работа с текстом после чтения 3. Задания творческого характера игрового действия на уроках литературного чтения. Работа с кроссвордами. Составление викторин. Драматизация. Составление сказочных объявлений и телеграмм. 29

Слайд 30

Работа с текстом после чтения 4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения. . “Древо мудрости !” “Общее стихотворение”. “ Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера) “Небылица за 10 минут ” “Цифровой диктант ”. “ Живые картинки”. 30

Слайд 31

31

Слайд 32

Внеклассное чтение 32

Слайд 33

Домашнее чтение художественных произведений 1. В читательском дневнике написать отзыв о прочитанном произведении 2. Прочитать заданные произведения, подготовиться к тестированию 33

Слайд 34

Чтение детской периодики 34

Слайд 35

Внеурочная деятельность – библиотечные уроки 35

Слайд 36

« А что есть чтение- как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…» М.Цветаева 36

Слайд 37

Спасибо за внимание! 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом на уроках чтения.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:        Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж­дый раз с новым заданием.Цель учител...

Виды работы над текстом на уроке чтения.

    Не секрет, что первоклассники, научившись читать,  тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только - только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.Ос...

виды работ над текстом на уроках чтения

Разнообразные виды работ на уроках литературного чтения с текстом....

Виды работ над текстом на уроках чтения

Виды работ над текстом на уроках чтения...