организация проектной деятельности в начальной школе
методическая разработка на тему

Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителя по формированию УУД на уроках и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в начальной школе.

В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим  актуальным становится введение в учебный процесс методов:  проекта, исследовательской деятельности, портфолио.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться  в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Проект – в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд».Проект – исследовательская, совместно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата.

Для чего нужны проекты?

Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителя по формированию УУД на уроках и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

1. Обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны , независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания.

2.Организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

3. Главное в работе над проектами – научить школьника создавать и реализовывать свои замыслы.

Актуальность темы

-  учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования;

-раскрывает личностные качества;

-повышает самооценку, интерес к учебной деятельности;

-помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях;

-повышает адаптивные возможности и творчество.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

- исследовательские, информационные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: предметные и свободные;

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Этапы работы над проектом - это — это «пять П»: 

  • Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. 
  • Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

                                          Учебный проект

Проблема проекта                  «Почему?»                          Актуальность проблемы -  

                                          (это важно для меня лично)              мотивация

Цель проекта                             «Зачем?»                              Целеполагание

                                                (мы делаем проект)

Задачи проекта                            «Что?»                                Постановка задач

                                            (для этого мы делаем)            

Методы и способы                     «Как?»                                 Выбор способов и

                                            (мы это можем делать)              методов, планирование

    Результат                            «Что получилось?»                Ожидаемый результат

                                            (как решение проблемы)

Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся, чтобы определить темы будущих проектов. Они должны быть интересны детям, т.к. темы выбираются самим учеником. В этом процессе помогает работа психолога, где выявляется одаренность ребенка в определенном направлении его способностей. Проводятся диагностики и анкетирование как учеников, так и родителей. А именно:

1.По выходу 4кл методика одаренности по 80 вопросам на основе методики Хаана и Каффа (отвечают родители и учитель);

2.Исследования способностей и уровня одаренности (анкетирование родителей).

3.Анкета для ученика из 5 вопросов по определению уровня интеллектуального, волевого, нравственного развития. (Методика А.А.Горчинской).

4.Мониторинг сформированности УУД со 2 по 4классы.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д

В 1 и во 2 классах мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.

У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Во 2 классе были первые пробы учащихся в проектной деятельности. В течение года были реализованы следующие проекты: «Берегите воду!» (творческий проект), «Моя семья» (творческий проект).                                                  

Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся:

проект «Моя семья» - 12чел

проект «Берегите воду!» - 8чел

Не смотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями

- работали с дополнительной литературой

- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

В 3 классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты: «Словарные слова» (долгосрочный проект), «Охота за мусором», изготовление журналови др.

Вывод: Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2013-2014 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.

В 2014-2015 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В процессе проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю анализу проделанной работы. В 3 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку давал весь класс, высказывая свое мнение, оценивал учитель, оценка давалась по 10-бальной шкале.

В итоге заполнялась следующая таблица:

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА

Класс: 3

Ф.И.О. участников проекта _________________________________________

Тема проекта: Словарные слова. Тема ________________________________

Достигнутый результат

Оформление

Представление проекта

Ответы на вопросы

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

Итог

Самооценка

Учитель

Учащиеся класса

Итог:

Шкала оценки: 10 баллов

В 4 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя следующую анкету:

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

учащегося 4 класса ________________________________

1. Тема проекта ________________________________________________

2. Участники проекта ___________________________________________

3. Распределение ролей:__________________________________________

4. Что я использовал в работе?

информация____________________________________________________

инструменты___________________________________________________

5. Чему я научился? _____________________________________________

6. Что было наиболее интересным? _______________________________

7. Что было самым сложным? _________________________________

8. К кому обращался за помощью? ________________________________

ВЫВОДЫ:

Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

Так как, возраст учащихся еще мал, жизненный опыт беден, поэтому особенно на первых порах им трудно сформулировать возникшие вопросы и проблемы, поэтому большинство предложений пока исходили от меня, но я старалась  сделать это как можно более ненавязчиво. Организуя и координируя работу учеников, я предоставила учащимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение было максимально тактичным. Результаты проекта стали полезными и приятными как для учеников, так и для меня.

 Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

При выборе проекта важно учитывать индивидуальные возможности и потребности учащихся и зону их ближайшего развития.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная  деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

                             "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"                                                                                                                  Дж. Герберт

Из опыта моей работы я изучала темы проектов по предметам, параллельно учебным темам составляла список тем по внеурочной деятельности. Так например: «Облагораживание школьного двора», «Живи, родник!», «Помоги зимующим птицам», «Я- актёр»-театральные сценки, «Моя семья», «Моя малая родина», «Их имена не забыты» к 70летию победы ВОв, «Живи, книга» и др. Кроме этого подбирала дистационные конкурсы и олимпиады по интересам детей, где были достигнуты высокие показатели. Участие в школьных олимпиадах проекты и дистационные конкурсы помогли детям выйти в призеры. Вся эта работа помогла мне выявить учеников для участия в региональных олимпиадах, которые проходили в г.Орске: 2013-14г 2место по литературе (Фащан Ева), 2014-15г. по окружающему миру -2место (Алдашов Артем), участие в исследовательской работе под руководством Дереглазовой Л.Н.- Альмухаметова Аделина.



Предварительный просмотр:

"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"  Коллингс                                                                                



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе над проектами

Дорогие ребята!

Проект – это особый вид учебной деятельности, позволяющий в интересной и увлекательной форме узнать много нового, полезного и занимательного.

Вы научитесь ставить перед собой цель, достигать её, искать и находить необходимую информацию, трудиться в коллективе совместно с одноклассниками и взрослыми, реализовывать свои идеи, используя компьютер и другие технические средства.

Вы сможете по собственному замыслу подготовить самые разнообразные проекты, результатами которых могут быть: выставки; книжки-самоделки; стенгазеты; фотоальбомы; презентации; видеофильмы; разнообразные коллекции; разработки творческих мероприятий; викторины, конкурсы, концерты, экскурсии и многое, многое другое.

Наш кружок «Учусь создавать проект» поможет вам планировать и оценивать свои действия, вносит изменения в план работы, привлекать к сотрудничеству ровесников и взрослых, рационально использовать время, отведённое на проект, представлять результаты.

Дорогие ребята, созданные вами проекты могут быть полезны вам, дошкольникам, одноклассникам и учащимся других классов, взрослым людям.

А тетерь познакомьтесь с советами,

 которые помогут вам работать над проектами.

  • Что я хочу узнать

Проанализирую содержание темы и запишу главный (основополагающий) вопрос, на который я хочу найти ответ.

  • Мой проект

Выберу проект, придумаю и запишу творческое название проекта.

  • С кем я буду выполнять проект

Запишу участников проекта, если я буду выполнять проект не один.

  • Что я хочу узнать ещё

Запишу вопросы (они называются проблемными), которые помогут мне определить направление поиска ответа.

  • Моё предположение

Подумаю и запишу своё, даже невероятное, предположение к моему проекту – гипотезу.

  • Моя цель

Запишу, каким будет результат моей проектной деятельности – что смогу разработать, создать, описать или что-то другое.

  • Наша цель

Запишу, каким будет результат нашей совместной проектной деятельности – что мы все вместе сможем разработать, создать, получить, описать или что-то другое.

  • Общий план моего проекта

Этап

Что сделать

Дата

1

2

3

4

  • Кому будет нужен (полезен) мой проект
  • Моя эмблема и карта проекта

Нарисую в рамочке эмблему своего проекта. Выберу нужные мне острова и проложу на карте стрелочками путь, отражающий общий план выполнения моего проекта.

Таинственные острова

                                         

  • Мои задачи (планирование действий)

Запишу последовательность действий – шагов для достижения моей цели.

Этап

Что сделать?

Как это сделать?

Что ещё нужно сделать?

1

2

3

4

5

  • Поиск информации

 Заполню в таблице графы «Знал» и «Хочу знать».

Знал

Хочу знать

Узнал

 Выберу в справке источники информации и запишу, в каком порядке я ими воспользуюсь.

Справка

  • Подумаю сам; понаблюдаю; прочитаю нужные книги; посмотрю кино-, теле-, или видеофильм; обращусь к компьютеру; спрошу у взрослых или у сверстников; проведу эксперимент; другое.

 Использую эти источники информации по порядку, и всё, что узнаю, кратко впишу в графу «Узнал» моей таблицы.

 Подумаю и запишу, как я буду использовать эти новые знания.

  • Контроль выполнения проекта

 Сделаю описание (словесно или нарисую модель, схему, таблицу, диаграмму) того, что я уже выполнил по проекту.

 Достиг ли я своей цели?

 Запишу то, что у меня получилось хорошо:

 Запишу то, что у меня не получилось:

  • Поиск и исправление ошибок в проектной деятельности

 Запишу, в чём я ошибался:

 Какие изменения я внесу в свой план:

 Запишу, что мне надо сделать (какие материальные или информационные объекты ещё надо исследовать):

  • Кратко подведу итоги

Выполнил ли я то, что задумал?

Какой ответ на главный вопрос я узнал?

В чём подтвердилось моё предположение?

В чём не подтвердилось моё предположение?

Как я искал информацию?

Как я хранил информацию?

Как я передавал информацию?

Что получилось хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко?

Что было выполнить трудно?

Что я узнал и чему научился?

Как я принял участие в общей деятельности?

Получился ли запланированный результат нашей совместной проектной деятельности?

  • Как оценили мою работу

Представлю свой проект: продукт проекта и семиминутное выступление по проекту (в этом помогут представления ребят в рубрике «Минутки знакомств» в нашей тетради «Учусь создавать проект», готовь выступление по образцу)

Попрошу взрослых и одноклассников оценить мою работу.

Внимание! Ребята, можно завести любую тетрадь или попросить родителей сделать блокнот  из данной памятки (скопировать нужное и оставить место для записей)и распечатать

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...