Аналитический материал о работе
статья на тему

Беклемешева Наталья Владимировна

Статья содержит сведения о педагоге, системе его работы и результатах деятельности с 2010 по 2013 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_material_beklemeshevoy_n.v.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический материал

Работа – лучший способ наслаждаться жизнью.

 И.Кант.

Работаю в МОУ «Железнодорожная СОШ №1» с 2010 года. В 1992 году окончила Братское педагогическое училище №1 по специальности преподавание в начальных классах. В течение  11 лет работала учителем русского языка и литературы в школе №29 поселка Бикей  Братского района. За это время поступила в Иркутский  Государственный педагогический университет на специальность филология, получила высшее образование. С 2003 года проживаю на территории Усть-Илимского района, где сначала работала учителем русского языка и литературы (стаж работы в качестве филолога составляет 17 лет), затем учителем начальных классов. В настоящее время  работаю учителем начальных классов МОУ «Железнодорожная СОШ №1» Усть-Илимского района.

В 2010 году набрала 30 первоклассников. Сейчас мои ученики обучаются в 3 классе.  Основными целями своей учебной и воспитательной деятельности считаю:

- обеспечение успешного освоения всеми учащимися программы начального образования;

- создание  условий для реализации способностей учащихся;

- формирование  умения учиться.

          Для достижения поставленных  целей в процессе  учебной и воспитательной работы ставлю перед собой следующие задачи:

  • - формировать у ребёнка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без  подсказки;
  • - воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • - создать условия для проявления таких личностных  качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной   деятельности и за её пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • -  развивать желание и умение учиться.

В своей работе опираюсь на принципы, позволяющие выйти на творчество детей:

  • - принцип научности (содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического мышления, диалектическое обобщение знаний способствует становлению  положительной мотивации);
  • - принцип достаточного уровня сложности, обеспечивающий психологическое развитие учащихся;
  • - принцип единства обучения и воспитания (учебный материал становится личностно- значимым);
  • - принцип наглядности и теоретического мышления;
  • - принцип справедливости и обоснованности требований

Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так,  чтобы дети могли открыть для себя  новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый,  в меру своих способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы  нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

В работе с классом основной задачей ставлю не передачу детям готовых знаний, а стараюсь внедрять в практику элементы ФГОС, учу детей самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, мыслить творчески.

В первом классе введена безотметочная, но не безоценочная система обучения. Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая с другим. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Во 2- 3 классах наряду со словесной оценкой вводится отметочная система. Оцениваю монологические ответы, ответы при фронтальном опросе, выступлении, сообщения. Провожу тестирование, самостоятельные работы с самопроверкой и взаимопроверкой. Учу детей осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку. Собрала материал по развитию навыков самооценки, который активно использую в своей деятельности (Приложение 1).

Результатом такой деятельности является высокий уровень  мотивации (высокий 80%, средний 20%)    и обученности - 100%; качество знаний   составляет 71% (из 24 учащихся класса 17 обучается на «4» и «5»).  

Предмет

Русский язык

Литературное чтение

Период обучения

1ч.

2ч.

3 ч.

4ч.

Год

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Год

Успеваемость %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Качество %

80

72

80

79

78

88

92

92

95

92

Средний балл

4

3,9

4

4

4

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

Предмет

Математика

Окружающий мир

Успеваемость %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Качество %

72

72

83

83

80

84

84

90

87

86

Средний балл

3,9

3,9

4

4

4

4,2

4,2

4,2

3,9

4,2

Высокий уровень успеваемости и качества обученности мои ученики показывают и в ходе входного, итогового и промежуточного срезов знаний срезов знаний по предметам (Приложение 2).

Хорошие результаты и большую активность мои ученики показывают не только в учебной, но и во внеурочной предметной деятельности. Начиная с 1-го  класса, веду для своих учеников факультативы «Юным умникам и умницам», «Детская риторика», способствующие развитию мыслительных операций, обогащению словарного запаса, расширению общего кругозора детей.

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Не менее 50% детей  класса участвуют в международных предметных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Олимпиада по основам наук». Среди них есть призеры районного и регионального уровней. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.    Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.  Несмотря на то, что учащиеся являются третьеклассниками, наряду с выпускниками начальной школы они участвуют в школьных предметных олимпиадах (Приложение 3).

Одаренных  детей я активно  привлекаю  к исследовательской деятельности. 30 % учеников моего класса являются членами школьного научного общества «Уникум». Большую помощь в написании научно-исследовательских работ оказывают родители.

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений", - писал Л.Толстой.

Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

  • формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
  • выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у школьников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Ценность научно-исследовательской работы в том, что школьники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущающих весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

По словам академика Александра Минца, «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Стараясь учить детей пользоваться имеющимися у них знаниями, руковожу исследовательской деятельностью учащихся не только своего класса, но привлекаю к этому учеников из других классов, включая среднее и старшее звено. Ребята неоднократно представляли свои работы на научно-практических конференциях различного уровня и занимали призовые места (Приложение 4).

Набрав 1 класс, разработала концепцию воспитательной работы на 4 года обучения, в соответствии с которой и с  Программой развития школы ежегодно составляю воспитательный план (Приложение 5).

Перед поступлением учащихся в школу проводила большую работу по адаптации будущих первоклассников. В нашей школе работает проект «Школа Деда Буквоеда», активным участником которого я являюсь. В игровой форме малыши знакомятся со школой, посещают занятия по развитию речи, математике, участвуют в мероприятиях по интересам. Большая работа проводится с родителями будущих первоклассников. Совместно с психологом, логопедом, медработником проводятся родительские собрания, даются рекомендации по подготовке детей к школе. Из 30 моих учеников «Школу Деда Буквоеда» посещали 18 ребят. Я составила электронное пособие «Буквоежкам», позволяющее самостоятельно продолжить работу по подготовке к школе. Материалы в пособии рассчитаны на расширение кругозора, развитие психологических процессов.

Считаю, что воспитатель — это человек, рожденный для дружбы, а не для власти. Воспитательные мероприятия направлены на формирование у учащихся культуры общения и развития коммуникативных умений. Каждый ребёнок учится формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту или ошибки. Стараюсь привлекать учащихся к кружковой деятельности. Из 24 обучающихся класса 100 % посещают кружки и секции различной направленности (Приложение 6).

В воспитательной деятельности выделяю следующие положения:

  • развитие  у учащихся интереса к самому себе, самопризнание себя как личности;
  • управление самим собой;
  • уважение чужого мнения;
  • любознательность и вовлеченность в деятельность;
  • создание положительной эмоциональной психофизической обстановки.

Процесс воспитания направлен на развитие трудолюбия, формирование сознательной дисциплины через использование методов переубеждения, который включает в себя создание позитивного общественного мнения, воздействия на ребенка с помощью слова и деятельности; создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта; метод поощрения и наказания, который стимулирует положительное поведение учащихся и сдерживает отрицательное поведение. Сознательная дисциплина лучше всего формируется в коллективно-творческих делах. Для этого организуем в классе Дни именинника, готовим подарки для педагогов к Дню Учителя и 8 марта, поздравляем с Днем Победы ветеранов, ежегодно участвуем в акциях «Покормите птиц», «Помоги ребенку, и ты спасешь мир», «Веселая перемена» и др. Второй год ведем переписку с журналами «Сибирячок» и «Мурзилка», отправляем туда стихи и сказки собственного сочинения, участвуем в творческих конкурсах. В 2010 году наш класс стал победителем областного конкурса «Салют, Сибирячок!» и получил диплом и подарок от любимого журнала. Также совместно писали письма Деду Морозу и солдатам, проходящим службу в армии.

Сплочению классного коллектива способствуют общешкольные мероприятия, где учащиеся сопереживают и поддерживают своих одноклассников, общение в неформальной обстановке  - в походах,  на экскурсиях, во время игры на переменах, при подготовке к различным мероприятиям. Наш класс неоднократно побеждал по результатам школьного рейтинга в номинациях: «Самый спортивный класс» и «Самый играющий класс», отмечен дипломами и грамотами в творческих конкурсах (Приложение 7).

Особое внимание уделяю работе с семьей. Родители являются непосредственными участниками воспитательной работы. Кроме проведения совместных праздников, таких как «День Матери», «Бабушки и внуки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Здравствуй, лето!», родители готовят и проводят классные часы, являются сопровождающими ребят и помощниками классного руководителя во время экскурсий и выездов в театр и цирк.

В воспитательной работе используется индивидуальный подход к личности с учетом ее психофизиологических особенностей, стадии развития познавательного интереса, выбранной цели и мотивации. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе повседневно использую методические приемы воздействия на эмоциональное состояние личности.

Развивать у учащихся УУД помогают современные педагогические технологии. В своей работе часто использую метод проектов, основное предназначение которого состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Данная  технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Преподавателю здесь отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов использую на уроках обобщения изученного материала и систематизации знаний (Приложение 8).

Широко применяю в учебной деятельности игровые технологии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность и эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве её средства;
  4. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Мною подобраны игры, способствующие развитию логического мышления (Приложение 9), разработаны и проведены уроки в форме игры.

Активно использую в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Как показывает практика, без них уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, повышает объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. При проведении уроков использую следующие электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные учебники, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии. Кроме того, сама создаю электронные учебные продукты, некоторые из них размещены на школьном сайте (Приложение 10).

С 2011 года являюсь участником районной экспериментальной площадки по теме «Разработка и внедрение в учебный процесс интерактивной технологии, ведущей к повышению качества образования», в рамках которой совместно с группой творческих учителей разработала мультимедийное учебное пособие по окружающему миру для второго класса по разделу «Здоровье и безопасность» (Приложение 11).

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word  и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, синквейны, кроссворды к урокам литературного чтения и окружающего мира (Приложение 12).

Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт  применения данной технологии позволил:  повысить эффективность обучения;  дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию  презентаций.

Опытом по использованию ИКТ в практической деятельности неоднократно делилась с коллегами школы и района:

2010 г. – открытый урок для коллег школы: обучение грамоте, 1 класс, тема: «Заглавная буква В»;

2010 г. – открытый урок для коллег школы: окружающий мир, 2 класс, тема: «Какие бывают растения»; обучение грамоте, 1 класс, тема: «Заглавная буква В»;

2011 г. – обобщение опыта работы по теме «КТС в практике преподавания  начальной школы» в рамках Педагогического совета «Урок и ИКТ»;

2011 г. – участие во Всероссийском фестивале «Открытый урок» с разработкой урока по обучению грамоте с применением ИКТ по теме «Заглавная буква В»;

2012 г. – публикация в сборнике материалов районной педагогической конференции «Фестиваль методических идей» по теме «Использование ИКТ на различных этапах урока»;

2012 г. – выступление на районных педагогических чтениях в рамках августовской конференции по теме «Разработка и внедрение электронного пособия по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова по разделу «Здоровье и безопасность»;

2012 г. - публикация в сборнике «Актуальные проблемы образования: теория и практика»  по теме «Пути решения проблемы адаптации к школе будущих первоклассников с помощью учебного проекта «Школа Деда Буквоеда» в рамках  I Всероссийской заочной научно-практической конференции.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Разработала электронные физминутки для глаз (Приложение 13).  

Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей, используя таблицы EXCEL. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. При проверке техники чтения использую компьтерную методику Зайцева.

Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить ребенка в такие условия, где желательные мотивы складываются и развиваются с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Работа по изучению мотивации со всеми учащимися класса проводится психологом школы. Методы исследования: опрос и наблюдения. Школьный психолог отметил высокую мотивацию к обучению и учебную активность в классе.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Чтобы реализовать себя в новой специальности, за данный период прошла курсовую подготовку по следующим направлениям (Приложение 14):

  • 2011, Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск, «Экспертиза в образовании. Экспертиза управления качеством образования», 72 ч.
  • 2012, ИИПКРО, г. Иркутск, «Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы», 72 ч.
  • 2012, Московский институт открытого образования, г. Москва, «ИКТ-компетентность учителя при обучении детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Основы работы», 72 ч.

С целью приобретения опыта взяла тему по самообразованию «Эффективные способы и приемы развития речи младших школьников», по которой собрала богатый материал и выступила перед коллегами на заседании методического объединения (Приложение 15). В рамках работы над данной темой на уроках русского языка создаю условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, формирую у него уважение к языку, сознательное отношение к своей речи. Такая работа начинается уже в 1 классе, в период обучения грамоте. Именно в период обучения грамоте осуществляю целенаправленное формирование фонематических умений. Стараюсь направить обучение на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. При изучении различных орфографических правил обязательно использую элемент занимательности в виде игр, загадок, стихотворений, развивая словесно-логическое мышление.

В процессе уроков внеклассного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством: читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, это помогает  учить правильной речи, обогащать  эмоционально, развивать нравственно и духовно. При этом обязательно работаем над лексикой: объясняем значения слов, составляем предложения, загадки, словосочетания.

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом», – писал  Макаренко А. С., и с ним трудно не согласиться. Поэтому для своих учеников стараюсь быть примером во всем. Активно участвую в конкурсах педагогического мастерства, в которых неоднократно являлась победителем (Приложение 16). В 2010 и в 2012 годах приняла участие в районном этапе конкурса «Учитель года», где заняла 3 и 2 места соответственно. В 2012 году представляла район на областном этапе конкурса и стала его лауреатом.

Имею награды и поощрения (Приложение 17), наиболее важными из которых считаю: Благодарность Министерства культуры и архивов Иркутской области за подготовку и воспитание стипендиата Губернатора Иркутской области, 2011 г.; Благодарность Министерства образования Иркутской области, 2012 г., Диплом лауреата 23 областного смотра-конкурса «Учитель года», 2012 г.

Руковожу объединением «Школьная видеостудия», в рамках работы которого составлены сценарии школьных радиолинеек, сняты фильмы различной тематической направленности.

Охотно делюсь с коллегами школы и района накопленным опытом в педагогической деятельности. Являюсь постоянным членом клуба «Первое сентября», принимаю участие в дистанционных семинарах и видеоконференциях (Приложение 18). Являюсь экспертом по рецензированию исследовательсих работ учеников, по проверке олимпиадных и мониторинговых заданий.

Считаю, что пока на этой прекрасной Земле будут рождаться  и расти дети – жизнь будет продолжаться. Важно, чтобы на их жизненном пути встретился человек, способный помочь в познании этого необъятного мира. Помочь грамотно, соблюдая великие педагогические правила, действующие во все времена:

- Любите ребенка!

- Сопереживайте ему!
- Принимайте таким, какой он есть!
- Уважайте его!
- Одобряйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический материал работы учителя Кирилловой Натальи Юрьевны

Информационно-аналитический материал учителя начальных классов...

Информационно – аналитический материал об учителе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6088643","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 160px; height: 200px; float: left;","width":"383"}}]]Информацион...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2013-2014 учебный год)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума(2013-2014 учебный год)...

Аналитический отчет воспитательной работы классного руководителя 4 «А» класса

Главная цель воспитательной системы класса:создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых ...

Аналитическая справка о работе школьных методических объединений

Данный материал представляет собой аналитическую справку по работе МС и ШМО в 1 полугодии 2014-2015 уч. г....

Помощь в прохождении аттестации: аналитическая справка результатов работы учителя-логопеда в классах с ОВЗ (ТНР)

Данный материал содержит помощь в прохождении аттестации логопедов.Логопедические занятия с учащимися  осуществляются учителем - логопедом     в соответствии с нормативными до...